С того момента, как в отношениях России и ряда западных стран наметился кризис, для большинства иностранных компаний их жизнь в нашей стране перестала быть прежней. Кто-то сумел приспособиться к изменившимся условиям, кто-то ушел, решив переждать экономическую непогоду в более привычной обстановке. "Лента.ру" выяснила, как сложился санкционный год для наиболее известных в России иностранных марок.


Мы верим в возможности России

Компании пищевой отрасли к санкционным условиям попытались приспособиться, хотя пойти на жертвы все же пришлось. Наибольшие проблемы возникли у тех, кто импортировал из попавших под продуктовое эмбарго стран продукцию или сырье для ее производства. Но решение все же нашлось – импортировать не попавший под санкции товар или искать сырье для производства в России.

Именно так и поступила финская молочная компания Valio (на Россию приходится около 20 процентов торгового оборота), экспорт которой сильно пострадал из-за введенного в августе 2014 года продэмбарго. В компании рассказывали, что пришлось переработать сотни миллионов литров молока в промышленное сливочное масло и сухое молоко, которые были потом реализованы по рекордно низким ценам. Чистая выручка Valio в России в 2014 году упала на 36 процентов (до 258 миллионов евро). К тому же, компании пришлось неоднократно сокращать персонал. Чтобы снизить издержки. При этом в октябре Valio запустила контрактное производство молока и сливок под собственным брендом на заводе "Галактика" в Ленинградской области, поскольку потерял возможность ввозить их из Финляндии. А в ноябре компания заявила о решении построить еще одну фабрику в России.

Другой финский производитель — группа компаний Fazer (производит хлебобулочную, кондитерскую и бисквитную продукцию, владеет ресторанами и кафе) в начале 2015 года заявила, что намерена продолжить капиталовложение в свои заводы на территории России. Как заявил президент Fazer Group Кристоф Вицтум, компания уже инвестировала 230 миллионов евро в деятельность в России и поставила перед собой цель продолжать рост. "Мы верим в возможности России, и Fazer хочет оставаться здесь", — заверил президент группы. Сейчас у Fazer есть четыре производственные площадки в России — три в Санкт-Петербурге и одна в Москве. На этих заводах выпекается до 190 тысяч тонн хлеба в год. Выручка в 2014 году, по предварительным данным, составила около 12 миллиардов рублей (почти 15 процентов всех доходов группы).

Французская молочная компания Danone (20 заводов в РФ) в 2014 году закрыла три завода в России: в (Смоленске, Тольятти и Новосибирске), объяснив это необходимостью оптимизировать производство. А в начале 2015 года вице-президент подразделения свежих молочных продуктов в странах СНГ Бернар Дюкро не исключил дальнейшего закрытия заводов в России в долгосрочной перспективе, если экономическая ситуация ухудшится. При этом, комментируя итоги деятельности за первый квартал 2015 года, в компании отметили уверенный рост продаж в России.

О своем намерении оставаться на рынке России, несмотря на санкции и экономический кризис, заявила в марте 2015 года и американская компания Mars (в России работает с 1991 года). Производитель заявил, что продолжит выпускать всю линейку продуктов и просто сократит объемы, если спрос упадет.

А вот деятельность концерна Nestle не пострадала от продэмбарго, введенного Россией. Компания сумела вовремя сменить поставщиков и пересмотрела состав некоторых продуктов, однако цены из-за девальвации рубля все же выросли. Объем продаж концерна в регионе Россия-Евразия в 2014 году увеличился на 13,4 процента по сравнению с 2013-м и составил 86,4 миллиарда рублей. В 2014 году компания инвестировала в российский рынок 4,6 миллиарда рублей, а общий объем инвестиций Nestle в российскую экономику с 1996 года превысил 1,8 миллиарда долларов.

Продать или заморозить

Однако не все компании увидели перспективы в развитии бизнеса в России. Так, в конце 2014 года норвежский кондитерский концерн Orkla заявил о продаже своего российского подразделения "Оркла Брэндс Россия" (продукция занимает 4 процента российского рынка) белгородскому холдингу "Славянка". О намерении избавиться от российского бизнеса Orkla заявила после снижения выручки и доли компании на рынке по итогам 2013 года. В компанию входят четыре кондитерских фабрики, две в Ленинградской области — "Пекарь" и "Фабрика им. Крупской", и две работают под брендом "СладКо" в Екатеринбурге и Ульяновске.

О закрытии магазинов в Москве. Санкт-Петербурге и Екатеринбурге заявила и ретейлер Stockmann, принявшая решение снизить годовые затраты на 50 миллионов евро. В августе прошлого года компания заявила о закрытии в России до конца 2014 года до 80 процентов магазинов в принадлежащей ему сети одежды Seppala. Причиной послужила их убыточность. Оставшиеся 16 магазинов компания рассчитывает закрыть до 2016 года.

Кроме того, об уходе с российского рынка сообщили магазины Esprit, OVS и River Island. Это связано с попытками владельца управляющей компании "Маратекс", польской EM&F Group, реструктурировать свой бизнес в России. Подразделения, занимавшиеся ретейлом одежды и обуви по франчайзингу, показали неудовлетворительные результаты. Сообщалось, что марка River Island, скорее всего, останется в России, но развивать ее будет другой ретейлер.

Продавец ювелирных украшений "Адамас" заявил, что приостанавливает в 2015 году развитие в России французских брендов Agatha и APM Monaco из-за девальвации рубля.

Впрочем, большинство компаний, работающих в России, бороться с девальвацией рубля решили повышением цен. Так британо-нидерландский производитель потребительских товаров Unilever (принадлежит 4 крупных производственных кластера: пищевой продукции и мороженого в Тульской области; чая, косметической продукции и бытовой химии в Санкт-Петербурге; косметической продукции в Екатеринбурге, а также мороженого в Омске) в начале апреля объявил о повышении цен на свою продукцию в России на 20 процентов из-за падения рубля и роста стоимости импортного сырья. При этом компания подтвердила свое намерение вложить 2,5 миллиарда рублей в модернизацию своей фабрики "Северное сияние" в Санкт-Петербурге.

Еще раньше, в феврале, иностранные производители памперсов и бытовой химии уведомили российских ритейлеров о повышении цен до 50 процентов. Так, шведская SCA (торговые марки Libero, Libresse, Zewa), американская Kimberly-clark (Huggies, Kleenex, Kotex), а также дистрибутор японских подгузников Merries — ГК "Градиент" сообщили сетям о пересмотре стоимости продукции на 15-25 процентов. Кроме того, американская Procter&Gamble (торговые марки Ariel, Tide, Fairy, Blend-a-med, Pampers, Always, Head&Shoulders) уведомила торговые сети о планируемом повышении цен на продукцию компании с марта 2015 года. Вырастет стоимость в России продукции шведской Oriflame ("на уровне инфляции") и американской Mary Kay (со второго квартала 2015 года на 5 процентов).


Не упустить момент

Среди зарубежных компаний-ретейлеров оказались и те, кто сумел воспользоваться неблагоприятной для развития бизнеса ситуацией. К примеру, шведский продавец модной одежды Hennes & Mauritz (H&M) увеличил выручку в России в первом квартале 2015 финансового года (декабрь 2014 года — февраль 2015 года) на 53 процента в рублях. В шведских кронах показатель вырос на 4 процента по сравнению с аналогичным периодом 2014 финансового года до 580 миллионов крон (62,2 миллиона евро). Более того, в течение первого квартала H&M открыл в России четыре новых магазина, хотя гендиректор компании Карл-Йохан Перссон еще в начале 2015 года не исключил, что из-за падения рубля компания сократит программу открытия новых магазинов в России.

Другой ретейлер — французский Leroy Merlin, отказываться от планов по развитию не собирается и намерен ускорить расширение сети в России. Так, в 2015 году Leroy Merlin планирует открыть в России 10 новых гипермаркетов против 6 в 2014 году. По итогам 2014 года рост выручки компании в России превысил 30 процентов. В этом году генеральный директор компании в России Венсан Жанти ожидает замедления роста, однако по его прогнозам, он все равно превысит 20 процентов. Венсан Жанти уверен, что в будущем драйверами роста рынка DIY в России станут повышение уровня жизни и распространение практики делать ремонт своими руками.

3:0 в пользу Азии

Из-за кризисной ситуации на российском авторынке многие автопроизводители были вынуждены распродавать машины со скидками, уменьшать продолжительность рабочей недели, оплачивая сотрудникам простой в размере 2/3 зарплаты, и сокращать персонал. На такие решения компании были вынуждены пойти все по тем же причинам — из-за девальвации рубля и резкого падения продаж. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе 2015 года упали на 24,4 процента по сравнению с январем прошлого года и составили 115,4 тысячи штук. По итогам 2014-го российский автомобильный рынок просел на 10,3 процента, до 2,49 миллиона легковых автомобилей и LCV. В этом году ожидается снижение продаж на 24 процента, до 1,89 миллиона штук.

В феврале 2015 года приостановил производство грузовиков завод Volvo в Калуге. В марте в Ford Sollers (совместное предприятие американского Ford и российской Sollers) заявили о снижении объемов производства Ford Focus на заводе во Всеволожске на фоне падения спроса. Калужское предприятие Volkswagen заявило о намерении сократить 150 человек и перевести производство с мая на двухсменный график с трехсменного и работать по 4 дня в неделю.

Завод "ПСМА Рус" (совместное предприятие концерна Peugeot Citroеn и японской Mitsubishi) в Калуге приостановил производство автомобилей с 27 апреля по 10 июля.

А американский концерн General Motors и вовсе объявил о решении прекратить производство автомобилей на своем заводе в Петербурге в середине 2015 года, контрактную сборку автомобилей Chevrolet на мощностях группы ГАЗ в Нижнем Новгороде, а также продажи автомобилей марки Opel в РФ. При этом в GM пообещали возобновить работу в России как только улучшится ситуация на авторынке. Пока же американский автоконцерн решил сфокусироваться на премиальном сегменте российского рынка с помощью бренда Cadillac и моделей марки Chevrolet: Corvette, Camaro и Tahoe. Затраты на реструктуризацию бизнес-модели в России обойдутся компании в 600 миллионов долларов.

В марте южнокорейский автопроизводитель SsangYong объявил о приостановке поставок машин в Россию. Правда, позже представитель Sollers (эксклюзивный дистрибьютор марки) пояснил, что SsangYong не намерен уходить с российского рынка и продолжит крупноузловую сборку на мощностях компании Sollers во Владивостоке.

О своем намерении остаться на российском рынке, несмотря на кризис, заявил и японский автопроизводитель Toyota. В компании назвали российский рынок приоритетным на глобальном уровне. Также автопроизводитель сообщил, что не собирается сокращать персонал или проводить незапланированные остановки производства на заводе компании в Санкт-Петербурге.

Но далеко не все компании решили затянуть пояса в надежде переждать кризис. Китайский автопроизводитель Lifan Industry Group запланировал строительство завода в Липецкой области уже в первом полугодии 2015 года. В это предприятие, которое станет первой собственной производственной площадкой полного цикла китайского автоконцерна Lifan в России, компания намерена инвестировать 150 миллионов долларов. На первоначальную мощность завода — 60 тысяч автомобилей в год — производство должно выйти в 2021 году.

Кризис не стал помехой и российского бизнеса Ferrari. АО "Авилон АГ", второй официальный дилер и импортер автомобилей этой марки намерен открыть в Москве дилерский центр Ferrari, который по площади станет крупнейшим в Европе. Инвестором выступит "Авилон АГ", который намерен вложить в проект 5-6 миллионов долларов. До сих пор у итальянской марки был один официальный дилер в России — Mercury, он также продолжит работу в России. Результаты продаж в РФ Ferrari не раскрывает, однако, по данным СМИ, ежегодно в России продают 70-100 машин. По итогам 2014 года продажи марки в мире выросли на 4 процента, до 7255 автомобилей.

Ситуация за прошедший год сложилась так, что в основном российский рынок покинули европейские компании, особенно немецкие, — рассказал "Ленте.ру" директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин. "Они закрывают представительства, отзывают своих сотрудников-экспатов, можно заметить, что многие офисы в Москва-сити опустели", — отметил эксперт. Однако на их место, в том числе и офисные площади, быстро приходят российские компании, которым удалось с 2008 по 2014 год накопить финансовую подушку и теперь они стремятся занять более крупную долю рынка.

Иностранные компании, решившиеся, несмотря на кризис, продолжить развитие бизнеса в России, также окажутся в очень выгодном положении, ведь рынок здесь огромен, конкурентов становится меньше, да и кризис вряд ли будет длиться вечно.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments