Мнение эксперта: Дмитрий Сафронов, директор по IT торговой компании DOMO
— Дмитрий, как Вы оцениваете современный рынок информационных систем для розничной торговли?
— Современный рынок мировых ИС предлагает целый спектр решений. Но есть и сложности, обусловленные спецификой российского бизнеса. Если большинство ключевых бизнес-процессов связанных с оказанием услуг и сферой торговли идентичны, то способы фиксации информации, учетная система в России очень сильно отличаются. К российским условиям приходится адаптировать всю документацию. И это не связано со схемами ухода от налогов – нет. Просто этого требует российское законодательство. Отличается многое: и способы, и форма, и сроки хранения информации.
Западные системы вскоре можно будет назвать «коробочными». Громадные корпорации работают с целым рядом ведущих университетов в области менеджмента и производства и настолько глубоко изучили специфику управления бизнесом, специфику бизнес-процессов в разных отраслях, что предлагают проводить аудит организации на предмет ее готовности использовать предложенную информационную систему. Они предлагают конкретные решения для конкретной сферы. У нас «коробочные» решения пока не получаются.
— Что изменилось за последние год-два на рынке информационных систем для ритейла?
— Этот рынок, вследствие того, что он напрямую связан с управлением бизнесом, достаточно консервативен. Внутри систем появляются зачастую инновационные, свежие решения, а рынок самих систем достаточно устоявшийся. Все сбалансировано: разработчики следят за потребностями бизнеса. Есть перечень компаний, которые предлагают свою продукцию, и они, как правило, соревнуются и пытаются предлагать улучшенные варианты компонентов управления той или иной сферой бизнеса. Например, в области управления отношениями с клиентами, ведь без интереса компании к клиенту – нет компании.
— Назовите три наиболее значимых, на Ваш взгляд, события в области ИТ для ритейла за последний год? Поясните, пожалуйста, Ваш выбор?
— В России на первое место я бы поставил тотальное изменение отношения бизнеса к роли и месту информационных технологий в сфере управления. Ведущие российские компании осознали: без серьезного отношения к информационным технологиям, как к мощному инструменту управления бизнесом, выжить невозможно. Уверен: если среди конкурирующих компаний в пределах отрасли провести некий аудит в области применения информационных технологий, то на основе этих данных можно будет сделать довольно точный прогноз о развитии этого рынка и перспективах отдельных игроков.
Второе место можно отдать диалогу между бизнесом и IT. Потихоньку он начал налаживаться. Об этом можно судить и по статьям в журналах: раньше писали об оборудовании, программном обеспечением, а сейчас больше статей об информационных системах, как инструменте менеджмента.
В мире все эти процессы более стабильны, западные специалисты, безусловно, опережают наших. В мире сейчас рассматриваются вопросы управления бизнесом при помощи информационных систем и управления самими информационными системами в условиях ограниченных ресурсов. Если мы пользуемся пока общими подходами, то они уже перешли к оптимизации. Появляются новые концепции в области управления инфраструктурой: новое интеллектуальное оборудование позволяет управлять и «железками», и всеми классами программного обеспечения как единой структурой.
У нас в компании тоже происходят изменения. Мы сейчас осуществляем плавный переход управления IT-инфраструктурой на стандарты, рекомендуемые лучшими практиками. ITIL – несколько томов рекомендаций, выработанных английскими компаниями для правительства – позволяет нам найти ответы на многие вопросы. Например, как эффективно управлять инфраструктурой, сдерживать разрастание денежных затрат, увеличение количества специалистов. Мы приходим к тому, чтобы небольшое количество специалистов управляли большими распределенными информационными системами.
— В чем преимущества отраслевых решений перед системами класса MRP II, ERP и ERP II, не имеющим предварительных отраслевых настроек?
— Отраслевые решения, несмотря на то, что они не являются решением на 100%, тем не менее, изначально содержат в себе гораздо больший набор методов. Мы выбираем отраслевые решения, но предварительно проводим очень тщательный анализ на пригодность этого решения для нас. Мы очень хорошо понимаем, в каком мы бизнесе, что мы делаем, для чего, кто наши конкуренты и что мы должны делать, чтобы быть успешными. У нас уже есть доказательства результативности такого подхода. Несмотря на приход в Казань и в другие регионы нашего присутствия очень сильных федеральных игроков, наша компания продолжает расти, добиваться новых экономических показателей, завоевывать новые рынки. Это свидетельствует о том, что мы очень хорошо понимаем свой бизнес. Мы используем информационные системы, как инструмент управления бизнесом, а не как средство упорядочивания бардака. Нельзя, не понимая бизнеса, не наводя заранее порядок, улучшить бизнес с помощью дорогостоящего оборудования и программных решений.
Преимущество отраслевых решений в том, что мы, будучи специалистами, в этой области, в состоянии проанализировать и выбрать то, что нам нужно, учесть риски, возможные трудности, выявить все положительные стороны, и начать их применять.
— В чем преимущества отраслевых решений перед «заказными» ИС?
— Заказными информационными системами мы не пользуемся. Речь может идти только о заказах в рамках тех систем, которые у нас уже существуют. Мы привлекаем наших специалистов, которых мы обучили, к реализации собственного понимания.
Мировая практика показывает — готовые отраслевые решения предпочтительней. Существует очень большая база знаний по этим продуктам, которая позволяет избегать ошибок, обмениваться опытом, получать консультации, сравнивать стоимость решений, выбирать компанию-консультанта.
Заказная система может хорошо ложиться на бизнес компании здесь и сейчас. Трудно заказать такую систему, которая позволяла бы и в перспективе хорошо реализовывать все изменения и потребности так же, как на момент заказа. Кроме того, все «заказные» ИС, как правило, грешат слабой масштабируемостью.
— Какова основная тенденция развития рынка информационных систем для розничной торговли?
— Имея ввиду российский бизнес, российские компании, мы до сих пор говорим об отличиях от западных образцов. Мне кажется, что сейчас вызревает тенденция к «синхронизации» наших и западных бизнес-процессов. Возможно, она проявится еще сильнее в связи со вступлением в ВТО. Если документооборот и документы должны будут соответствовать международным образцам, это сильно упростит жизнь с точки зрения бизнеса. Чем меньше кастомизаций, связанных с законодательством, спецификой страны, тем система проще, прозрачней, эффективней, производительней.
— Назовите Ваш самый выдающийся проект за последний год? В чем его особенность?
— За последний период выдающимся было то, что мы, начав проект внедрения в 2004 году, уже во второй половине 2005-го подключили к работе в единую информационную сеть все филиалы, офисы, магазины торговой компании DOMO. У нас, правда, планируется еще внедрение бухгалтерии. Но управление товарно-денежными потоками, связанное с обработкой первичной информации и отчетами, уже едино для всей компании. Никто и не вспоминает о том, что когда-то информация отправлялась по электронной почте и разными способами консолидировалась для получения элементарных отчетов.
О поддержке принятия решений с применением ИТ на основе единой информационной базы тогда только мечтали.
Следствием «всеобщей информатизации» стало то, что клиент, приходя в магазин, может обратиться к специалисту по работе с клиентами и узнать о наличии товара в любом из магазинов нашей сети, на центральном складе, о возможностях доставки и установки.
Мы ведем проект по качественному улучшению взаимодействия с центральной базой данных из наших магазинов и удаленных подразделений. Мы провели предпроект с компанией Транстелеком и рассматриваем возможность перевода всех наших информационных потоков в частную закрытую глобальную сеть. А это уже новое качество работы и как следствие — уровня сервиса для наших клиентов.