Петербургский FMCG-ритейлер «Любавушка» (сети «Полушка» и «Е-да»), «Столичные аптеки», «М.Видео» и снова петербургский «Мэлон Фэшн Груп» (одежные сети befree, Zarina, Love Republic и пр) — самые незакредитованные сети среди крупнейших игроков российского рынка. По данным на конец 2010 г., у них вообще не было долгов. Эти компании возглавляют список крупнейших ритейлеров по уровню долговой нагрузки, составленный журналом Retailer magazine при участии ИА CredInform.
В список попали 76 компаний, входящих в рейтинг крупнейших розничных операторов России — Infoline Retailer Russia TOP-100, чьи данные были доступны для анализа.
Возглавляют его ритейлеры с отрицательным чистым долгом (денежных средств больше, чем долгов).
№ | Место в рейтинге ТОП100 (уточнен.версия) | Управляющая компания | Название сети | Чистый долг/EBIT, на конец 2010 г. | Чистый долг/EBIT на конец 2009 г. | Кредиты и займы, млн руб., на конец 2010 г. | В т.ч. кратко- срочные, % |
Заемный капитал/ собственный капитал, на конец 2010 г. |
Сегмент |
1 | 54 | Любавушка, ООО | Полушка, Е-да | -38,7 | -41,2 | 0 | — | 21,5 | FMCG |
2 | 88 | Столичные аптеки, ГУП | Столичные аптеки | -4,4 | -6,4 | 0 | — | 2,4 | Аптеки |
3 | 5 | М.Видео, ОАО | М.Видео | -2,2 | -3 | 0 | — | 3 | БТиЭ |
4 | 101 | Мэлон Фэшн Груп, ОАО | Zarina, Love Republic, befree, Springfield, Womens’Secret, Co&beauty | -1,6 | -2,1 | 0 | — | 0,6 | Фэшн |
5 | 44 | Максидом, ООО | Максидом | -0,7 | 3,3 | 1577,7 | 34,2 | 2,1 | DIY |
6 | 78 | Август, ООО | Oggi (Oodji) | -0,2 | -0,3 | 0 | — | 0,3 | Фэшн |
7 | 46 | Inditex | Zara, Bershka, Massimo Dutti, Pull&Bear, Stradivarius, Oysho | -0,05 | 1 | 2,3 | 100 | 0,3 | Фэшн |
8 | 55 | Адидас, ООО | Adidas | -0,04 | -0,04 | 1,2 | 100 | 0,2 | Фэшн |
9 | 25 | Мария-Ра, ООО | Мария-Ра | 0,2 | 0,9 | 378,1 | 99,9 | 0,8 | FMCG |
10 | 63 | Оптовик, ООО | Эссен | 0,3 | 4,5 | 152 | 100 | 2,3 | FMCG |
Далее в рейтинге идут 54 розничные компании с положительным показателем «чистый долг/EBIT», а завершают его ритейлеры с отрицательным показателем (показавшие по итогам отчетного периода убыток от продаж).
Замыкающими список, а значит наиболее закредитованными и убыточными оказались уфимская сеть «Матрица», волгоградский франчайзи «Пятерочки» — «Тамерлан», пермский ритейлер «Виват», а также сети real- и «Топ-Книга».
№ | Место в рейтинге ТОП100 | Управляющая компания | Название сети | Чистый долг/EBIT, на конец 2010 г. | Чистый долг/EBIT на конец 2009 г. | Кредиты и займы, млн руб. | В т.ч. кратко-срочные, % | Заемный капитал/ собственный капитал |
Сегмент |
67 | 52 | Стокманн, ЗАО | Стокманн |
-8,4 | -6 | 3982,9 | 0 | 25,1 | Фэшн |
68 | 36 | Аптеки 36,6, ЗАО | 36,6 | -10,75 (5,1)* |
-14,22 (-1,5)* |
4590 | 11 | 1,4 | Аптеки |
69 | 34 | Система РегионМарт, ООО | Поляна, Чибис |
-11,9 | -10,3 | 6543,18 | 22,3 | -3,9 | FMCG |
70 | 61 | ТкК Продукты, ЗАО | Магнолия | -17,5 | -19,6 | 2601,9 | 8 | 7,8 | FMCG |
71 | 73 | Молл, ООО | Молния, Молния-Экспресс |
-17,9 | 25,3 | 1755,4 | 49,6 | 14,3 | FMCG |
72 | 90 | Топ-Книга, ООО | Топ-Книга, Книгомир |
-18,3 | 52,2 | 1509,6 | 51,9 | 19 | Книги |
73 | 22 | реал,- Гипермаркет, ООО | real,- |
-20,6 | -8,4 | 9283 | <1 | 3,6 | FMCG |
74 | 81 | Виват-Трейд, ООО | Виват |
-27,8 | 18,2 | 1086,6 | 5,5 | 9,8 | FMCG |
75 | 62 | Тамерлан, ООО | Пятерочка (Волгоградская обл.) |
-37,5 | -1918,7 |
2740,3 | 18,8 | 20,2 | FMCG |
76 | 92 | Универал-Трейдинг, ООО | Матрица |
-46,5 | -1341,5 | 3291,3 | 0 | 10,9 | БТиЭ |
* в соответствии с консолидированной отчетностью
Большинство розничных компаний, входящих в топ-100, не публикуют консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам. Однако по большинству из них доступна отчетность по РСБУ: бухгалтерский баланс (Ф1) и отчет о прибылях и убытках (Ф2). Рассчитать на основе Ф1 и Ф2 долговую нагрузку как соотношение долг / EBITDA (чистый долг / EBITDA) не представляется возможным.
Поставив перед собой цель выяснить, какова же общая картина закредитованности российских розничных компаний и никоим образом не претендуя на истину в последней инстанции, мы решили пересмотреть формулу расчета уровня долговой нагрузки, используя в качестве знаменателя не EDITDA, то есть прибыль до вычета налогов, процентов и начисления амортизации, а EBIT, то есть прибыль до вычета налогов и процентов. Наиболее приближенным к EBIT в отчетности по РСБУ является показатель «прибыль (убыток) от продаж» (строка 050 Ф2), который и был использован. Чистый долг рассчитывался как разница между суммой долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов (строка 510 Ф1 + строка 610 Ф1) и размером денежных средств (строка 260 Ф1).
Отметим, что уровень долговой нагрузки, отражаемый через показатель чистый долг / EBIT, несколько выше, чем отношение чистого долга к EBITDA.
Показатели отдельных участников списка не являются в полной мере репрезентативными: так, для компании «Икея» уровень долгой нагрузки приведен с учетом такого направления деятельности, как девелопмент; для «Ленты» взят показатель не прибыли от продаж, а операционной прибыли с учетом прочих доходов и расходов (в противном случае уровень долговой нагрузки получается не 2х, как указано в списке, а 570х); у сети «Полушка» (ЗАО «Форвард») чистый долг / EBIT составляет 3,4х, но компания демонстрирует интересный феномен: убыток по итогам года и одновременно отрицательный чистый долг.
По словам Михаила Уржумцева, генерального директора "Мэлон Фэшн Груп", компании удается жить без долгов за счет того, что ее развитие финансируется только за счет средств акционеров, в числе которых как инвестиционные фонды, так и частные лица. "Мы озвучиваем предложение по развитию, и, если акционеры его одобряют, они вносят деньги в акционерный капитал пропорционально доле владения", — прокомментировал Михаил Уржумцев.
Более подробно о списке должников читайте в журнале «Retailer magazine. Владельцам и топ-менеджерам №3(22)».