Мнение эксперта: Анжела Лушникова, руководитель Департамента ИТ ООО Элекскор холдинга "Марта"
— Какова роль информационных систем в розничном бизнесе?
— С увеличением объема продаж и расширением торговой сети происходит увеличение информационных потоков и потребности в обработке и анализе данных. В связи с этим неизбежно увеличение влияния информационных систем в розничном бизнесе.
— Как изменилось отношение владельцев и топ-менеджеров розничных компаний к автоматизации за последние год-два?
— За последние несколько лет существенно повысилась роль и влияние информационных технологий в розничном бизнесе. Поэтому отношение к ИТ, как к одной из ключевых компонент бизнеса, существенно улучшилось.
— Какие первоочередные цели преследуют ритейлеры на практике, автоматизируя свой бизнес?
— Оперативность и объективность при поступлении, обработке и анализе информации о товарообороте и, как следствие, повышение качества принимаемых управленческих решений.
— Кто обычно является «заказчиком» проекта внедрения информационной системы? А кто должен быть?
— Заказчиком проекта внедрения должны являться те функциональные подразделения, деятельность которых затрагивает внедряемая ИС. На практике же «заказчиком» выступает ИТ-подразделение.
— Как правильно сформировать команду внедрения со стороны заказчика и исполнителя? А как оно происходит на практике?
— Команда внедрения ИС должна состоять из представителей функциональных подразделений, деятельность которых затрагивает внедряемая ИС. Очень важно, чтобы эти люди имели полномочия для принятия решений, чтобы проекты, обсуждаемые в процессе внедрения, не остались только «на бумаге». Со стороны исполнителя в команду должны входить специалисты, разбирающиеся в предметной области.
— Какие трудности возникают в ходе организационной подготовки проекта, в т.ч. при создании «проектного офиса»? Как их избежать?
— Рынок информационных систем в России достаточно молод и продолжает быстро расти. В связи с этим чувствуется нехватка высококвалифицированных специалистов у компаний – системных интеграторов. Кроме того, на рынке есть нехватка специалистов, хорошо знающих как методологию (предметную область), так и технические средства реализации (и наоборот).
Основные трудности организационной подготовки проекта со стороны заказчика могут возникнуть при распределении «центров ответственности», либо тогда, когда никто со стороны заказчика не хочет брать ответственность за принятия решений в рамках проекта. Например, за внедрение бухгалтерской части системы отвечает специалист, имеющий к бухгалтерии отдаленное отношение.
— Какие существуют способы прогнозирования эффективности проекта? Используются ли они на практике?
— Общие рекомендации здесь практически бесполезны. На эффективность могут повлиять очень много факторов. Зависимость здесь одна, чем крупнее бизнес, тем сильней будет отдача от внедрения ИС.
— Какие существуют подходы при расчете стоимости (бюджета) проекта внедрения и поддержки информационной системы? Что Вы используете чаще и почему?
— Существуют несколько подходов для расчета стоимости проекта внедрения ИС. Основными являются проекты с фиксированной стоимостью и консалтинговые проекты. Фиксированная стоимость проекта определяется опытом исполнителя по внедрению подобных проектов в прошлом (в настоящий момент). Для каждого последующего типового проекта можно оценить его стоимость, т.е. внедряемый проект для исполнителя является «типовым».
Если изначально не сформулированы требования к ИС или невозможно заранее оценить стоимость проекта, то этот проект переходит в разряд консалтинговых. Стоимость таких проектов заранее оценить нельзя, либо затруднительно.