Мнение эксперта: Кирилл Кунцевич, IT директор компании «Техношок»
— Кирилл, какова роль информационных систем в розничном бизнесе?
— ИС напрямую влияет на эффективность бизнеса, на правильность принятия решений, в какие направления деятельности целесообразно вкладывать средства.
— Как изменилось отношение владельцев и топ-менеджеров розничных компаний к автоматизации за последние год-два?
— Наконец-то пришло понимание того, что это необходимая вещь и без автоматизации невозможно развиваться, двигаться дальше, что нужно эти системы внедрять, вкладывать разумные деньги в автоматизацию, с учетом сроков окупаемости, потому что все программное обеспечение достаточно дорогое.
— Какие первоочередные цели преследуют ритейлеры на практике, автоматизируя свой бизнес?
— Цели могут быть совершенно разными. Кто-то автоматизирует свои внутренние системы, чтобы ускорить процессы оформления документов, автоматизировать работу склада, магазина и так далее, а кто-то, чтобы прогнозировать свой бизнес.
— Кто обычно является «заказчиком» проекта внедрения информационной системы? А кто должен быть?
— В принципе заказчиком должно быть высшее звено менеджмента, они знают перспективные цели развития. Но, как правило, в роли заказчика выступает структура ИТ, которая в большей степени представляет рынок и возможности существующих программных средств.
Общая схема выглядит так: на первом этапе топ-менеджмент обсуждает это с ИТ-отделом, владельцами компании, после этого ИТ-отдел приступает к работе. ИТ-отдел — это структура, которая помогает принять правильное решение, а все-таки заказчиком должен выступать только высший менеджмент.
— Как правильно сформировать команду внедрения со стороны заказчика и исполнителя?
— На первых этапах внедрения предполагается взаимная работа, как заказчика, так и исполнителя. При этом со стороны заказчика в обязательном порядке должны быть сформированы рабочие группы: первая группа, высший менеджмент который определяет цели и задачи, затем группа наиболее опытных пользователей, которые на этапе внедрения должны обучаться работе в этой программе и консультировать разработчиков, третья группа это одна из структур отдела ИТ, которая должна принимать непосредственное участие в проведении настройки программного обеспечения, которое проводит исполнитель и четвертая группа — это группа технической поддержки, которая должна определять и заниматься техническим обеспечением работоспособности предполагаемой к внедрению системы автоматизации.
— Какие трудности возникают в ходе организационной подготовки проекта, в т.ч. при создании «проектного офиса»? Как их избежать?
— Сложный вопрос, т.к. все ошибки в основном происходят на этапе организационной подготовки, не всегда даже высшее звено менеджмента представляет ответственность, которая на них возлагается на протяжении всех этапов отработки проекта, поэтому ошибки начинают искать только на самом последнем этапе опытной эксплуатации, когда уже в принципе поезд ушел.
Эта организационная подготовка должна предполагать, что во время работы над проектом часть сотрудников должны быть полностью освобождены от своих функциональных обязанностей по прямой работе, поскольку, как правило, этого не происходит, то работа над проектом со стороны заказчика идет по остаточному принципу, а как следствие — очень большие провалы.
— Какие существуют способы прогнозирования эффективности проекта?
— Наверняка они существуют. Как правило, методики прогнозирования эффективности предлагает исполнитель, то есть тот, кто будет внедрять. Поэтому они (методики) часто некорректны, а оценить эффективность проекта на этапе его внедрения очень сложно.
— Как рассчитать стоимость проекта внедрения и поддержки информационной системы?
— Стоимость будут определять: программное обеспечение, его настройки под требования пользователя, что, кстати, в некоторых случаях бывает сопоставимо со стоимостью самого программного обеспечения, технические средства, которые необходимо приобрести для реализации проекта, что тоже не дешево, приближено к стоимости программного обеспечения, ну и обучение пользователей.