Ожидаемое прохладное лето 2012 года прервет динамику резкого роста продаж систем кондиционирования на российском рынке, предсказывают эксперты. Но продавцы техники не унывают, они ожидают, что торговлю сплит-системами поддержит ряд факторов.
В 2011 году вяло развивающийся европейский рынок торговли кондиционерами рос в основном за счет скачка продаж в трех странах — России, Турции и на Украине. Причем во главе локомотива, толкающего продажи в Европе, стояла именно Россия, где сбыт подобной техники увеличился более чем на 50%.
Прорыв колоссальный, учитывая, что еще в 2006 году Россия не входила даже в тройку лидеров."До этого, в 2009 году российский рынок просел с 1,4 млн до 800 тыс. штук. Затем началось восстановление после кризиса, а за ним произошел резкий взлет — в 2011 году в России было продано уже 2,85 млн сплит-систем", — рассказал Георгий Литвинчук, генеральный директор "Литвинчук Маркетинг" (климатический консалтинг).
Подогрела спрос аномальная жара последних лет, что позволило заработать не только производителям мороженого, но и продавцам вентиляторов и кондиционеров — изнемогающие от перегрева россияне сметали технику с полок магазинов, с готовностью переплачивая при этом 20-25% от их прежней стоимости.
Теперь, по оценке Георгия Литвинчука, российский рынок ожидает коррекция — произойдет снижение продаж до отметки 1,8-1,9 млн единиц в год. Именно столько кондиционеров будет продано в этом году, прогнозирует эксперт.
По продажам бытовых кондиционеров петербургский рынок далеко не в лидерах в России — на город приходится не более 2% от общего объема сплит-систем, реализуемых в стране. Это примерно по 50 тыс. единиц в год, подсчитал Георгий Литвинчук.
"В Москве только за 2010 год было продано больше 1 млн кондиционеров. Такого резкого роста продаж, как в столице, в Петербурге за последние 2 года не произошло. Поэтому особых предпосылок к падению и в этом году я не вижу", — дает свой прогноз эксперт.
В компании "Техношок" пояснили, что в 2011 году погода в летние месяцы в Петербурге была более холодной, чем в среднем по России, что может являться объяснением разницы в объемах продаж в разных городах.
По прогнозам экспертов, наступающее лето на территории России вряд ли будет жарким. Три жарких сезона подряд наблюдалось всего лишь 1 раз за 140-летнюю историю метеонаблюдений. Если неожиданного температурного рекорда не последует, то прохладная погода вряд ли поспособствует активным продажам климатической техники.
"Поскольку грядущее лето в Петербурге будет не слишком жарким, мы ожидаем прироста продаж к 2011 году на уровне 10-15%", — рассказывает ведущий маркетолог компании "Техношок" Дмитрий Хитров.
Кроме того, по его оценке, несмотря на то что рынок продолжает развиваться, за последние пару лет произошло серьезное насыщение потребителей и темпы роста продаж уже не будут столь же высокими, как в 2010-2011 годах. В компании "Эльдорадо" рассказали, что в случае снижения спроса на климатическую технику будут стимулировать продажи при помощи акций. "Мы исходим из опыта прошлых лет, когда в холодную погоду мы получали хорошие результаты за счет проведения локальных акций. Вне зависимости от погоды у нас есть план на сезон, падения в продажах в этом году мы не предвидим", — рассказали в "Эльдорадо". Кроме того, в компании утверждают, что если раньше покупатели рассматривали установку кондиционера в своей квартире как роскошь, то сегодня такая техника перешла в раздел средств необходимости. В "Эльдорадо" прогнозируют, что спрос позволит наращивать продажи не менее чем на 10% в течение еще 4-5 ближайших лет.
По мнению экспертов, грядущий год добавит бодрости продажам полупромышленных систем кондиционирования (РАС — Packages Air Conditions). Объяснить это несложно: на подъеме спроса на бытовые сплит-системы многие продавцы не желали связываться с продажами РАС.
В основном российский рынок кондиционеров делят между собой около 20 поставщиков, на которых приходится львиная доля объемов. Что касается производителей, то чаще всего выбор россиян падает на кондиционеры из Китая. На долю японских компаний приходится около 22% продаваемой техники, все остальные кондиционеры — производства Кореи и других стран. "Такое распределение легко объяснимо: Китай — значит дешево. Правда, обеспеченные граждане все активнее делают выбор в пользу инверторных моделей японского производства. Внутри японского сегмента доля инверторов уже превысила 50%" — рассказывает Георгий Литвинчук. По его прогнозам, в 2012 году доля продаж японской техники в России составит 25-27%.
Ожидается, что наибольшее падение продаж в 2012 году испытают китайские и корейские неинверторные сплит-системы мощностью 9-12 тыс. BTU/h — тот сегмент, в котором за прошедшие 2 года наблюдался наибольший рост.