Одна из крупнейших интернет-площадок Aliexpress отпраздновала шестилетие. В связи с этим глава AliExpress в России Марк Завадский рассказал "Газете.Ru" о том, чего площадке удалось достичь на российском рынке, куда денутся "фирменные" китайские переводы названий товаров и что спасет российский e-commerce.

"В e-commerce сейчас 70% оплаты совершается наличными"

— Марк, хотел бы поздравить вашу площадку с шестилетием. Расскажите, чего площадка достигла за последние годы, и что готовится в ближайшем будущем?

— Считаю, что в России мы достигли многого за шесть лет. Мы не раскрываем данные, к сожалению, однако если оценивать результаты, которые видят другие участники рынка, то они говорят о многом. Уже полтора года по данным TNS Global мы стабильно входим в десятку самых посещаемых сайтов в России, конкурируя с Facebook. Наше мобильное приложение вот уже больше года занимает первое место по скачиваниям среди приложений электронной коммерции в России и несколько недель было первым в ТОПе всех бесплатных приложений в России.

Мне особенно приятно, что мы продвинулись достаточно сильно в плане локализации, логистики. У нас появилась доставка SPSR, появился информационный обмен с "Почтой России", добавились новые способы платежей.

Во-первых, это платежи с мобильного баланса, которые позволили нам стать доступнее для молодых людей, у которых, например, нет пластиковой карты или Qiwi-кошелька, но точно есть телефон с sim-картой. Во-вторых, это внедрение возможности оплаты наличными.

— Про наличные, кстати, можно поподробнее? Для каких целей, зачем и почему, ведь безналичная оплата удобнее и "прогрессивнее"?

— Безусловно прогрессивнее, но мы не можем не считаться с тем, что в традиционном e-commerce сейчас 70% оплаты совершается именно наличными. Сейчас у нас нет опции оплаты доставки при получении товара, но по крайней мере мы ввели возможность оплаты для тех, у кого физически нет дебетовых карт. Они могут сделать заказ на сайте, а впоследствии внести платеж в офисах "Связного", "Евросети" или "Почты России".

— То есть, это больше на регионы ориентировано?

— Да, конечно, такая история больше региональная. Все-таки, в Москве дебетовых карт намного больше. С другой стороны, "Связной", "Евросеть" есть везде, и если на карточке нет денег, но есть кэш, то всегда можно сделать заказ и в течение суток его можно оплатить в одном из отделений.

— К вопросу о региональных доставках. Известно, что в Москву, Петербург посылки приходят достаточно быстро, но региональные клиенты обычно ждут намного дольше. Какие подвижки есть в этом направлении?

— Наш основной партнер на этом поприще – это, конечно, "Почта России", хотя сейчас и SPSR обеспечивает доставку части заказов. Та же "Почта России" в последнее время серьезно улучшила работу и с точки зрения обслуживания, и с точки зрения скорости. Понятно, что обобщенный результат сродни средней температуре по больнице, поскольку Россия большая, продавцы и посылки разные. Но в целом мы наблюдаем серьезные улучшения за последние годы.

— Как разрешаются ситуации, когда посылки теряются или повреждаются?

— Такие случаи бывают, они расследуются. Пропажа или повреждение посылки может произойти совершенно на разных стадиях. И мы выясняем, на каком этапе это случилось. В любом случае, мы всегда возвращаем деньги покупателю.

"Мы не можем продать то, что не может продаться"

— Я, наверное, не совру, если скажу, что российский рынок является одним самых приоритетных для AliExpress. Готовятся ли какие-то "фишки" для российского покупателя и какие глобальные планы дальнейшего развития?

— Для нас на российском рынке, наверное, основной проект как раз не связан с Китаем. Мы запустили российский маркетплейс в рамках AliExpress и в течение этого года мы будем развивать именно его. То есть, мы даем возможность российским компаниям выйти на AliExpress. Сейчас этот проект ориентирован на Россию и страны Таможенного союза, в будущем, надеемся, он выйдет на глобальный рынок, и нам удастся привлечь к сотрудничеству больше российских ритейлеров.

— Будет какой-то отдельный раздел для российских товаров?

— Да, это уже есть. Такие продавцы отмечены российским флагом. Ассортимент товаров разнообразный, сейчас в ассортименте более 20 тысяч товаров различных категорий. Под российскими товарами я подразумеваю не только те, которые производятся непосредственно в России, но и те, которые поставляются продавцами, находящимися на территории России. На данный момент с нами уже сотрудничают L’Oreal, Philips, Redmond, Ardi, представители российских b-брендов, если говорить о бытовой технике.

В ближайшее время будем активно развивать категорию товаров для детей, сегодня все больше компаний переносят производство таких товаров в Россию.

— Насколько продвигается история с российскими стартапами? Вы сотрудничали, например, с Fibrum. Есть ли развитие в этом направлении?

— С Fibrum мы провели одну акцию, продали некоторое количество шлемов. Они до сих пор есть в одном из наших магазинов. Мы, конечно, открыты для подобного рода историй, но вопрос вот в чем: AliExpress – это некий вызов для любой компании. Наша площадка – это максимально конкурентная среда, у нас невозможен никакой протекционизм.

Мы можем поставить российский товар, например, на главную страницу, в каждое окно, но если он будет дороже или хуже аналогов, то его все равно никто не купит или купит очень маленькое число людей.

И поэтому это своего рода вызов для российских стартапов. Мы можем продвинуть стартап, но мы не можем сделать его товар более конкурентно способным. В этом кроются большие трудности.

Соревноваться с китайскими товарами по себестоимости, по маркетинговым возможностям достаточно сложно.

Вот Fibrum, например, продает шлемы примерно за семь тысяч рублей. Но недавно я слышал, что в Новосибирске появился стартап, предлагающий очки виртуальной реальности за 300 рублей. Я списался с автором разработки – возможно, мы выведем его на AliExpress.

Мы можем выставить у себя все, что угодно, но мы не можем продать то, что не может продаться. Товар должен выдержать конкуренцию с тысячами и сотнями тысяч аналогичных товаров на нашей площадке.

— А как выяснить, насколько конкурентоспособным будет тот или иной товар?

— Во-первых, можно попробовать. Во-вторых, можно посмотреть на сопоставимые товары и на их цены. И если твой товар дороже, то надо хорошо подумать, чем он лучше, и подробно это описать, чтобы это стало очевидно потенциальному покупателю.

Не секрет, что некоторые российские компании, которые не могут похвастаться инновационностью, все делают в Китае, ставят свой бренд и продают это с внушительной маржой. На AliExpress такие компании вряд ли будут иметь успех.


"Наши "фирменные" переводы все равно никуда не денутся"

— AliExpress многими российскими покупателями воспринимается как онлайн-площадка, где можно найти и приобрести забавную китайскую "мелочевку". Но, насколько я понимаю, вы все же нацелены на то, чтобы стать более серьезным интернет-магазином. В этом плане какая стратегия у AliExpress?

— Мы, скорее, хотим развить нашу товарную экспертизу и сделать так, чтобы люди доверяли нам и в плане более серьезных покупок. На мой взгляд, мы уже достаточно продвинулись в этом, нас очень широко обсуждают в соцсетях. И доминирующая интонация в отзывах, особенно в общении "старожилов" и новичков AliExpress, примерно такая: "Попробуй, это не страшно, деньги тебе вернут, если что-то пойдет не так".

Таким образом, доверие к нам мы уже воспитали, люди понимают, что с нами можно иметь дело. И на этом базисе доверия уже можно строить серьезный бизнес. Мы видим сейчас, что у нас более активно покупают телевизоры, холодильники, кофемашины.

— Я купил холодильник, и я иду на почту забирать его самостоятельно?

— Нет, почему, мы же говорим о российских компаниях, доставляющих курьерскими службами, есть возможность забрать товар в пункте самовывоза.

Люди уже шутили в соцсетях по этому поводу. Проблема в том, что нас ассоциируют только с "Почтой России". Купил – и товар доставит именно она, а потом его необходимо забирать самому. Но мы активно рассказываем людям, что это уже не так.

— Касательно продвижения. В соцсетях есть масса групп в духе "Смотри, что я нашел на AliExpress". Это ваши проекты?

— Нет, у нас только два основных проекта: "ВКонтакте" – это официальная группа – сейчас в ней больше 2 млн 200 тыс. участников – и группа "горящих товаров". Остальные группы ведут наши фанаты, которым нравится обсуждать вещи на AliExpress.

Мы, как выяснилось, продаем не только товары – мы продаем эмоции.

Покупка на AliExpress – это очень эмоциональное действие, которое сопряжено с массой чувств: нетерпение, ожидание, волнение. Эти чувства коррелируют с активностью в соцсетях, людям нравится это обсуждать, делиться впечатлениями с друзьями. И у нас очень много таких "бесплатных посланников", которым нравится покупать у нас и рассказывать об этом необычном опыте.

Специально для самых преданных наших фанатов была создана и целая социальная сеть – iTao. В iTao, кстати, недавно мы запустили пилотный проект, некий аналог "Авито". Люди могут перепродавать друг другу вещи, которые им не подошли, не понравились или надоели. Такая возможность доступна только в приложении – оно называется ReTao. Важно, что продажи там идут не через нашу платежную систему, а обособлено, этакий вторичный рынок. Там даже можно найти людей из своего региона, города, с которыми можно встретиться лично для продажи.

— Я вот, например, пока не являюсь пользователем iTao. Как, по-вашему, можно привлекать туда новых людей, ведь это целая соцсеть?

— Сейчас в iTao около сотни тысяч пользователей из России уже есть. Изначально это выросло из группы "ВКонтакте", когда мы увидели, что покупатели любят делиться своими фотографиями, но у "ВКонтакте" для этого была недостаточно подходящая функциональность.

И мы сделали отдельную сеть. Не могу сказать, что мы как-то активно продвигаем именно iTao. Эта площадка сама привлекает пользователей тем, что позволяет виртуально "пощупать" товар, поскольку там собраны отзывы на вещи, которые люди реально покупали у реальных продавцов.

Ты пришел на AliExpress, например, и у тебя нет конкретной цели для покупки. Тебе просто хочется купить что-то интересное, но при этом уже опробованное и хорошее. И iTao, наверно, идеальный сайт для таких целей.

На iTao, кстати, доминирует женская аудитория, девушки любят обмениваться отзывами на одежду, на какие-то товары из сферы моды. Для молодых модниц, мне кажется, это хорошее пособие для работы с AliExpress.

— Получается, вам удается в каком-то смысле менять подход к потреблению. Ведь раньше китайские товары ассоциировались в основном с "ширпотребом"…

— Нам удалось показать, что это фан. Да, пожалуй, мы изменили представление о китайских вещах, но дело в том, что в Китае действительно очень много товаров, так как это "всемирная фабрика", но до России традиционным путем доходит только малая часть всего "ассортимента". Его нужно провозить через таможню, где-то складировать. И именно формат маркетплейса позволяет предоставлять максимальный выбор, и этот выбор делает опыт "фановым" для покупателей.

— Кстати о "фановых" историях. В начале года стало известно, что AliExpress предлагает российским пользователям на краудсорсинговой основе делать "человеческие" переводы названий товаров вместо машинного. Неужели мы лишимся забавных названий товаров?

— Этот проект уже начал работу, но, учитывая количество товаров на AliExpress, думаю, что наши "фирменные" переводы все равно никуда не денутся. Тем не менее мы хотим, чтобы у самых ходовых товаров все-таки переводы были адекватными.

И, думаю, нам нужно сохранить некий баланс, чтобы "фановый" антураж вокруг нас также остался. Но при этом мы сделаем покупку более удобной, более человечной.

— Ну и напоследок, пожалуй, самый серьезный вопрос. Как AliExpress относится к заявлениям главы АКИТ, что покупка на вашей площадке – это "кража", и к словам Германа Клименко о том, что AliExpress в каком-то смысле душит российский ритейл?

— Мы очень хорошо общаемся и с Федоровым, и с Клименко. Мне кажется, что ряд заявлений делается в неком пылу полемического задора. Сам Федоров, кстати, неоднократно заявлял о том, что AliExpress очень много сделала для развития российского e-commerce, поскольку многие россияне совершили первую покупку в интернете именно на нашей площадке. И мы как раз обучили наших сограждан покупать в интернете.

Я думаю, что мы действительно в каких-то сегментах обостряем конкуренцию за покупателя, но любая конкуренция – это хорошо.

И до сих пор на уровне контролирующих органов нет единого мнения о том, нужно ли и как в принципе регулировать интернет-торговлю. Очень много высказываний на высоком уровне делается в пользу сохранения нынешней ситуации. И Минэкономразвития, и Минпромторг неоднократно говорили о том, что не стоит предпринимать резких мер в этой области, потому что нужно думать, прежде всего, о потребителе и взвешивать все за и против.

Поэтому мы сами активно сами участвуем в этих обсуждениях. Разумеется, я лично не согласен с господином Федоровым и с господином Клименко в этой области, но мы с ними ведем очень конструктивную полемику и обсуждаем сотрудничество в каких-то других вопросах.

Тот же магазин "220 Вольт", например, уже представлен на нашей площадке и довольно давно функционирует на AliExpress. Алексей Федоров – один из акционеров этого магазина.

Так что, тут нет антагонизма, противостояния. Перед российским e-commerce действительно стоят определенные вызовы, но я не думаю, что на них можно ответить за наш счет и за счет миллионов наших покупателей в регионах. Наше уничтожение – не панацея для российского e-commerce.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments