В рамках «Недели логистики» на Retailer.RU — о состоянии складской инфраструктуры в России, прогнозы изменения цен на грузоперевозки и другие проблемы ритейлеров в логистике.
Свой или чужой
Крупная розничная компания, активно развивающаяся в регионах, встает перед выбором: создать собственный отдел логистики или отдать эти функции на аутсорсинг.
«Собственная логистическая система — это возможность напрямую влиять на процессы движения товаров, при этом сохраняя всегда одинаковый уровень сервиса. Собственная логистика в крупных регионах всегда дешевле альтернативных вариантов, — рассказали Retailer.RU в X5 Retail Group. — Услуги специализированных компаний – это, возможно, более дешевое решение в неразвитых регионах, но специализированные компании не представлены в регионах кроме Москвы и Питера. Также это всегда неопределенное качество сервиса. Даже если мы пользуемся сторонними услугами сейчас, всё равно мы потратили полгода на каждом из таких складов, что бы научить контрагента работать так, как нужно нашей компании», — пояснили в X5.
У X5 Retail Group всего 24 склада в различных регионах России, среди которых Центральный, Северо-Западный, Волго-Вятский, Южный и Урал. Какое число из них приходится на собственные, в компании не разглашают.
Свой отдел логистики имеет и розничная сеть «Магнит». Компания управляет 11 собственными РЦ, на которые приходится порядка 79 % всего товарооборота. Также ритейлер располагает собственным автопарком из 2 642 машин, «что позволяет снижать транспортные издержки и практически полностью исключать потери при транспортировке». Как сообщили Retailer.RU в «Магните», в ближайшем будущем компания намерена приобрести около 1700 грузовых автомобилей, тем самым значительно пополнить свой автопарк.
Однако иметь свой склад для ритейлера чревато большими капиталовложениями. Поэтому на рынке прослеживается тенденция совмещения. По мнению директора терминальной сети ЗАО «Евросиб» Александра Пучкова, розничные компании совмещают наличие собственных складов, например, в наиболее развитых регионах, и услуги логистических компаний в других.
Склады
Чтобы сделать выбор между своими и арендованными складами, необходимо быть осведомленным в развитости тех или иных районов в области складской инфраструктуры.
До начала кризиса большое количество складов было введено в Москве и Санкт-Петербурге. 2009 г. скорректировал расстановку сил и ценовую политику на рынке.
Стоимость аренды логистических складов в Санкт-Петербурге
Кризис продолжает свое влияние на стоимость аренды складской недвижимости в регионах. Например, в Самаре цены на аренду склада с конца 2009 г. до июля 2010 г. снизились с 352 руб. за кв. м. в месяц до 194 руб. за кв.м.
Клиенты отказались от складов класса «А» в пользу складов «В минус», рассказали Retailer.RU в ЗАО «Евросиб», в настоящее время рынок возвращается к докризисному и наблюдается некое оживление. Однако для Москвы и Санкт-Петербурга по-прежнему характерно наличие пустующих складов, утверждает эксперт.
Помимо центральных регионов эксперты отмечают еще несколько хорошо оснащенных и востребованных для клиентов территорий. Среди них Новосибирск, Ростов-на-Дону, Краснодар, Саратов, Нижний Новгород. Хотя наибольшее количество складов относится к классам «B» и «С».
«На всех остальных территориях наблюдается нехватка складских помещений. Это обусловлено отсутствием инвестиций, — комментирует Александр Пучков (ЗАО «Евросиб»). — На сегодняшний день существует тенденция к реализации такого рода проектов со стороны властей. Однако должный уровень, как динамики развития, так и уровня сервиса, возможен только при активном включении частных инвесторов. А для частных инвесторов – это тяжёлые активы с очень длительными сроками окупаемости, спецификой, определяющей эффективность и востребованность объекта в дальнейшем».
Таким образом, в развитии подобных проектов логистические компании должны понимать непосредственное участие наряду с девелоперами. По мнению экспертов рынка, поддержка государства, которая обеспечила бы сокращение сроков ввода в эксплуатацию и сроков окупаемости инвестиций, не была бы лишней.
Грузоперевозки
В области второй составляющей логистической цепочки — грузоперевозок — сейчас наблюдается ужесточение условий.
С 1 января 2011 г. тарифы на ж/д грузоперевозки повысились на 8%, а с 1 июня 2011 г. ожидается еще одно повышение — на 10-15%. Однако, в ж/д тарифы не входят услуги и тарифы ж/д станций, которые из-за повышения стоимости топливно-энергетических ресурсов и налогов также повысят свои расценки. По предположениям специалистов ГК «Санна-Литер» с февраля фактическая стоимость перевозки по железной дороге повысится на 15-25% на контейнер, позднее ставки вырастут на 30-35%.
На международных морских перевозках рост ставок ожидается во 2-3 квартале. Частично он будет скомпенсирован выводом на линии новых судов, законсервированных в период кризиса. Как отмечают в ГК «Санна- Литер» в России из-за роста цен на топливно-энергетические ресурсы и повышения налогов значительно возрастут портовые сборы и стоимость судозаходов в порты, взимаемые с судовладельцев и морских линий и внутрипортовые услуги — перевалка, внутрипортовое перемещение, хранение и экспедирование грузов в порту.
«Рост стоимости доставки по морю в 1-м квартале составит 10-15% на контейнер, а во 2-м еще на 20-25%. Качество портового сервиса не улучшится, а случаи порчи и пропажи товаров могут возрасти, — считает генеральный директор ГК «Санна-Литер» Сергей Шкарупа. — Начиная со 2-го квартала, большинство морских потоков может уйти из России в порты Украины, Прибалтики и Финляндии. А в Россию грузы из портов соседних стран будут доставляться автомобилями или по ж/д дороге. Предполагаемый рост стоимости доставки контейнера по морю в июне составит минимум 25%, максимум 40%».
Что касается автомобильных перевозок, то в 2011-2012 г.г. ситуация с транспортом кардинально не изменится. По итогам прошлого года наблюдалось резкое повышение ставок перевозчиков. Как отметил Сергей Шкарупа, ранее стоимость грузоперевозки одним большегрузным автомобилем на Урал составляла не более 60 000 руб, теперь цены достигают 130 000 руб.
Помимо повышения ставок на грузоперевозки логистов и ритейлеров беспокоят и другие проблемы, связанные с логистической отраслью. На сегодняшний день растет спрос на предоставление полного комплекса услуг: поставку товаров «от двери до двери» и точно в срок. По мнению директора по управлению поставками, дистрибуцией и логистикой «М.Видео» Ирины Ивановой, основная проблема — в отсутствии в России развитых транспортных компаний, которые входят в партнерство с розничными сетями и берут на себя управление «end-to-end», а еще лучше – от двери поставщика.
«Мировые розничные компании подтверждают, что успех и эффективность возможен только в партнерстве с транспортной компанией. Данное направление в нашей стране вообще не развивается, — считает Ирина Иванова. — На российском рынке отсутствуют международные игроки, способные принести свой профессиональный опыт в Россию. Существующие международные компании не показывают в России мировой уровень сервиса. Также никто из транспортных операторов, на сегодняшний момент, не берет на себя вопрос планирования».
Согласны с ритейлером и представители международной транспортной компании JTC (JointTransportationCompany), в феврале объявившей об открытии представительства в нашей стране. По их мнению российские транспортные компании, в большинстве своем, не имеют ни собственной филиальной сети за пределами нашей страны, ни четких партнерских отношений с западными компаниями. Этот факт делает затруднительным для них оказание высококачественных услуг по международной перевозке грузов. В России ситуация пока еще сильно отличается от западной. Чаще всего клиент не может выключиться из процесса и вынужден постоянно контролировать перевозку своего груза.
Сами с усами
По информации участников рынка, в последнее время ритейлеры все чаще создают свои собственные торгово-закупочные компании или отделы. Они самостоятельно выходят на зарубежных производителей, предлагая закупать товар напрямую или стать их дистрибьюторами. Но пути к развитию этого направления встает ряд проблем. К примеру, при импорте товаров довольно серьезным препятствием становится позиция ФТС. Крупные ритейлеры, осуществляющие грузоперевозки через границу, находятся под постоянным прицелом таможенных служб.
«Наши цены гораздо ниже средней заявленной стоимости, и зачастую у представителей таможни возникают претензии и попытки откорректировать наши цены. Происходит постоянное столкновение интересов, — поделился с Retailer.RU заместитель генерального директора по работе с органами государственной власти сети «Магнит» Олег Гончаров. — Более важна в сложившейся ситуации проблема с получением разрешений на въезд в другие страны при транспортировке товаров. В связи с этим, нам порой приходится ввозить товары не напрямую через Польшу, а окольными путями через, к примеру, Словакию. В этом году этот вопрос стоит наиболее остро», — добавил Олег Гончаров.
Также значительные сложности вносит новое законодательство Таможенного союза, которое во многом противоречит предыдущему таможенному законодательству. Подобная ситуация провоцирует путаницу при переходе от старых законов к новым.
Главные проблемы: вывод таможенного оформления в регионы и далее на границы, введение с 1 января обязательного для всех электронного декларирования и предварительного информирования, корректировка ТС.
Также эксперты и ритейлеры называют еще одно из немаловажных препятствий на пути доставки товара — плохое состояние российских дорог. Однако и здесь участники рынка и эксперты сходятся во мнении, что без тесного сотрудничества государственных структур и частных компаний, добиться чего-либо будет невозможным.
Читайте далее на этой неделе:
Пути решения основных проблем в логистике. Опыт ведущих экспертов и игроков рынка: X5 Retail Gruop, «Магнит», «М.Видео», ЗАО «Евросиб» и ГК «Санна-Литер».
Опыт ритейлеров. Кейс от сети аптек «36.6» и сети магазинов «Полушка».