Мнение эксперта: Сергей Дмитриев, директор управления информационных технологий ОАО "Торговый Дом "Копейка"
— Сергей, как Вы оцениваете современный рынок информационных систем для розничной торговли?
— Я считаю, что в настоящее время на рынке представлены системы, которые в совокупности покрывают все основные потребности рынка в том смысле, что каждая компания может в настоящее время выбрать себе предложение, адекватное масштабу бизнеса и стоящим задачам.
— Что изменилось за последние год-два на рынке информационных систем для ритейла?
— Усилились позиции поставщиков ERP-решений, которые предлагают отраслевые решения для розничной торговли. В том числе и вследствие процессов слияния и поглощения.
— Назовите три наиболее значимых, на Ваш взгляд, события на рынке информационных систем для ритейла за последний год? Поясните, пожалуйста, Ваш выбор.
— 1. Поглощение компанией ORACLE компании Retek. Это является свидетельством нарастающей тенденции к осознанию рынком преимуществ интегрированных решений масштаба предприятия перед узко специализированными решениями;
2. Заявление об успешном завершении опытной эксплуатации некоторыми крупными розничными сетями систем самообслуживания на кассе (типа NCR FastLane) и о переходе на их массовое применение. За довольно длительный период это первая реализация действительно принципиально новой технологии обслуживания покупателей, которая после неизбежного эволюционного развития должна занять достойное место в оснащении современного розничного предприятия;
3. Объявление ряда крупных российских ритейлеров о начале проектов по замене систем автоматизации собственной разработки на промышленные системы. Это является свидетельством взросления российского ритейла и поднятие корпоративной культуры ведущих предприятий розничной торговли на более современный уровень. Это также свидетельствует об обострении конкуренции на рынке розничной торговли, так как его игроки начали искать пути повышения своей операционной эффективности. Неизменным спутником такого поиска является применение современных технологий.
— В чем преимущества отраслевых решений перед системами класса MRP II, ERP и ERP II, не имеющими предварительных отраслевых настроек?
— Преимущество в стоимости как первоначального проекта внедрения специализированной системы — она ниже, — так и в стоимости последующих проектов по модернизации системы. С помощью системы класса ERP, не обладающей предварительными настройками, как правило, можно реализовать любую задачу управления розничного предприятия, только на это необходимо дополнительно потратить некоторое количество человеко-дней.
— В чем преимущества отраслевых решений перед «заказными» ИС?
— Существует несколько преимуществ. Прежде всего, это независимость от «конкретного» разработчика, большая оперативность и меньшая стоимость изменений (в отраслевых системах это настройки, в заказных — дополнительное проектирование). К преимуществам также следует отнести наличие свободного рынка специалистов — заказную систему на профессиональном уровне могут знать только работники данного предприятия, — более короткий период внедрения и отсутствие периода доводки (обеспечение необходимых характеристик производительности, устранение скрытых ошибок и т.д.).
— Какова основная тенденция развития рынка информационных систем для розничной торговли?
— Переход ведущих производителей на интегрированные решения, то есть фактически к системам ERP-класса, имеющим отраслевые настройки и реализующим отраслевую специфику.
— Какие новые технологии можно ожидать в ближайшем будущем на рынке информационных систем для ритейла?
— Из действительно новых технологий в ближайшее время я ожидаю начало использования RFID непосредственно для розничных продаж, то есть для идентификации товара непосредственно при обслуживании покупателя.
— Назовите Ваш самый выдающийся проект за последний год? В чем его особенность?
— Из проектов, которые были осуществлены за год, ни один не может претендовать на статус «выдающийся». Наиболее важным стал проект внедрения системы управления складом Warehouse Management System на распределительных центрах компании. Его особенность состоит в том, что система, работающая, по сути, в реальном времени, на всех распределительных центрах Московской области функционирует в составе ERP-системы компании на едином техническом комплексе, который территориально размещен в центральном офисе компании в Москве.