Вадим Юсупов, генеральный директор  группы компаний "Норман-Виват":
 
Минус
Кризис сократил доходы и расходы всех слоев населения. В 2007-2008 годах доходы и расходы росли, и большинство предприятий, особенно в потребительском секторе, опирались на это при выстраивании своей стратегии. Теперь объем расходов населения будет либо стабилизироваться, либо сокращаться, и предприятиям потребительской сферы придется быстро реагировать на ситуацию — их продажи сократятся кардинально, если они не перестроят свою работу. Статистические данные по стране показывают, что уровень продаж упал на 10-15% в сфере продуктов питания. Сейчас на рынке тенденция к переходу на более дешевые продукты. Мы сокращаем товары «люкс» и расширяем линейку дешевых товаров, делаем упор на продукты ежедневного потребления и привлекаем поставщиков соседних регионов, так как их продукция дешевле.

Кризис породил проблемы с текущей ликвидностью. Банки резко снизили как потребительское кредитование, так и кредитование бизнеса, многие кредитные линии закрываются досрочно, потому в движении денежных средств получаются большие разрывы. Все это негативно сказывается на работе любого бизнеса, особенно связанного с большим оборотом денег.

Падение курса рубля повлекло за собой повышение цен на импортную продукцию. Заграничные предприятия не дают более отсрочку импортерам и требуют предоплату, из-за чего импорт товаров, в том числе и продовольственных, резко сужается. Импорт начал резко дорожать, что отрицательно сказывается на рынке: товары поступают в меньшем ассортименте и по более высоким ценам. Это накладывается на снижение покупательской способности потребителя, и мы получаем двойной отрицательный эффект. Например, 90% вина, которое представлено на наших полках, — из-за рубежа, и при резком росте курса валют российское вино будет по цене гораздо привлекательнее импортного. Но воспользуется ли этим российский производитель — сможет ли улучшить качество продукции и маркетинговую политику и остаться на полках до окончания кризиса — мы увидим позже.

Кризис породил проблемы с текущей ликвидностью. Банки резко снизили как потребительское кредитование, так и кредитование бизнеса, многие кредитные линии закрываются досрочно, потому в движении денежных средств получаются большие разрывы. Все это негативно сказывается на работе любого бизнеса, особенно связанного с большим оборотом денег.

Падение курса рубля повлекло за собой повышение цен на импортную продукцию. Заграничные предприятия не дают более отсрочку импортерам и требуют предоплату, из-за чего импорт товаров, в том числе и продовольственных, резко сужается. Импорт начал резко дорожать, что отрицательно сказывается на рынке: товары поступают в меньшем ассортименте и по более высоким ценам. Это накладывается на снижение покупательской способности потребителя, и мы получаем двойной отрицательный эффект. Например, 90% вина, которое представлено на наших полках, — из-за рубежа, и при резком росте курса валют российское вино будет по цене гораздо привлекательнее импортного. Но воспользуется ли этим российский производитель — сможет ли улучшить качество продукции и маркетинговую политику и остаться на полках до окончания кризиса — мы увидим позже.

Плюс
Сейчас лучшее время для того, чтобы начинать свой бизнес. Наше предприятие все свои новые бизнесы начинало в кризис, когда лидеры отрасли были заняты решением своих проблем. Рынок продуктов питания — один из немногих, меньше всего подверженных колебаниям, но это рынок жесткой конкуренции, особенно сейчас, когда покупатель тратит меньше денег. Количество новых игроков будет расти, но им нужно иметь конкурентные преимущества, чтобы выжить.

Изменение курса рубля подстегнет производство товаров внутри России. На примере 1998-1999 годов можно сказать, что в сфере потребительских товаров появится и широко разовьется импортозамещение. Так, в конце 90-х выстрелила кондитерская отрасль. Сейчас много отраслей, где доля импорта была существенна, и есть шанс, что российские предприниматели смогут производить и поставлять аналогичные товары, более доступные по ценам. «На коне» будет тот, кто поймет, какими товарами сейчас нужно заниматься. Кроме того, небольшие региональные производители имеют большой шанс на рост — но как они им воспользуются, пока неясно.

Смогут выжить предприятия, которые быстро реагируют на ситуацию и работают с минимальными издержками. Когда мы почувствовали приближение кризиса, пересмотрели все цепочки бизнес-процессов, резко сократили отдел развития: если последние три года основным приоритетом было расширение сети, то теперь главное для нас — эффективность уже открытых магазинов. Лучше всего себя будут чувствовать магазины больших форматов, такие как «Ашан» и «Метро», и дискаунтеры.

Изменение курса рубля подстегнет производство товаров внутри России. На примере 1998-1999 годов можно сказать, что в сфере потребительских товаров появится и широко разовьется импортозамещение. Так, в конце 90-х выстрелила кондитерская отрасль. Сейчас много отраслей, где доля импорта была существенна, и есть шанс, что российские предприниматели смогут производить и поставлять аналогичные товары, более доступные по ценам. «На коне» будет тот, кто поймет, какими товарами сейчас нужно заниматься. Кроме того, небольшие региональные производители имеют большой шанс на рост — но как они им воспользуются, пока неясно.

Смогут выжить предприятия, которые быстро реагируют на ситуацию и работают с минимальными издержками. Когда мы почувствовали приближение кризиса, пересмотрели все цепочки бизнес-процессов, резко сократили отдел развития: если последние три года основным приоритетом было расширение сети, то теперь главное для нас — эффективность уже открытых магазинов. Лучше всего себя будут чувствовать магазины больших форматов, такие как «Ашан» и «Метро», и дискаунтеры.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar