Мнение эксперта: Олег Шалгинских, IT-директор компании "Тракт" 

— Каким образом выстроилось взаимодействие между ERP и системой управления торговым залом в вашей компании?

—  ERP, которая эксплуатируется в «Тракте» –Это MySAP All-in-One. Она включает в себя достаточно большое количество модулей, обеспечивающих поддержку наших бизнес-процессов, от закупок до продаж.

Словосочетание «система управления торговым объектом» у меня вызывает ассоциации с контрольно-кассовыми машинами (ККМ). Это, можно сказать, фискальный кусочек, который, скажем так, прикручен к SAP. То есть функции ERP и системы управления торговым объектом у нас не разделены. А точнее – они интегрированы. Функции, которые поддерживает система, интегрированы в самом SAPе.

— Как это взаимодействие выглядит на практике, в самом магазине?

— После того как кассир с помощью сканера считывает штрих-код, товар собирается в системе, в так называемой виртуальной корзинке. На основании этого кассир уже должен выдать определенный набор документов. Если покупатель физическое лицо, то ему выдается чек с товарной накладной. Если юридическое лицо, то чек, счет-фактура и товарная накладная.

Так вот  и пробивание чека в магазине через кассу, и все складские и логистические функции аккумулированы в самой ERP.

А вот что происходит с другой стороны. У нас есть склад в Мытищах, откуда мы организуем по заявке магазина межскладское перемещение. Все это, конечно, делается в ERP. Со склада мы перемещаем определенное количество товара в магазин. Приезжает машина за скомплектованным заказом и привозит его в гипермаркет. Там уже разгружают машину,  принимают товар, печатают штрих-код на товар с описанием и наклеивают его на каждую товарную единицу.  Любое движение товара в системе отражается. И продажа товара через кассу, также фиксируется ERP. Товар у нас в системе привязан к месту хранения.

— Как будет осуществляться продажа товара на кассе, если в ERP произошел какой-то сбой?

— Это, надо понимать, вопрос в смысле: что лучше офф-лайн система или он-лайн в системе фронт-офис/ бэк-офис? Естественно, мы рассматривали все схемы, когда искали решения. Классическая схема таких решений следующая: бэк-офис и фронт-офис обмениваются данными с некоторой периодичностью. Схема этого обмена может идти по одному из трех путей:

А) Офф-лайн. Когда фронт- и бэк- обмениваются данными достаточно редко, допустим один раз в день. Утром из бэк-офиса выгружаются остатки товаров и номенклатуры во фронт-офис. После чего фронт-офис что-то продает, а вечером передает бэк-офису информацию о том, что и сколько было продано.

Б) Он-лайн. Бэк-офис входит напрямую во фронт-офис и постоянно, как только началась операция во фронт-офисе, тут же передает данные.

В) Псевдо-онлайн. Система реально работает в офлайн-режиме, но очень часто обменивается данными. Тогда создается впечатление, что фронт-офис постоянно работает с бэк-офисом.

При варианте офф-лайн, если происходит сбой работы системы бэк-офис, касса может работать. Но тут возникает проблема отрицательных остатков. Чтобы этого не произошло, при кассах должен быть единый сервер в рамках фронт-офиса, в котором будет храниться информация о товаре.  Иначе, если попытаться пробить, допустим, обувь, а в системе этой обуви нет, то продать товар мы просто не сможем. Вообще, при таком взаимодействии, например, мы не можем в бэк-офисе в любой момент времени посмотреть остатки. Так что при сбое в системе, мы просто выпускаем людей, которые уже есть у кассы с покупками, и объявляем технический перерыв. Кстати, тоже самое при приходе товара. Ведь мы должны передать данные. Для этого, система на какое-то время останавливается и они передаются.

При он-лайн взаимодействии, если в системе происходит сбой, то и обмениваться данными нет возможности. Мы должны понимать: если фронт-офис не может работать без обмена, то ему нечего продавать. Обмен не происходит, информации о товаре нет, и соответственно, фронт-офис в этом случае может служить только рабочим местом кассира, чтобы на кассе пробивать некоторую сумму и выпустить людей уже готовых совершить покупку.

В случае сбоя при варианте «псевдо-онлайн», система будет работать в режиме офф-лайн. И когда бэк-офис возобновит работу, мы вынуждены будем просто обменяться данными. 

— А какое решение выбрали вы? 

— У нас скорее четвертый вариант. Ведь у нас интегрированная система, нет деления на бэк-офис и фронт-офис. Все происходит в единой информационной системе. То есть, продажа через кассу – это действие в самой ERP-системе. На ККМ, чтобы было можно пробить чек, через специальную программу на драйвер подаются программы на фискальный регистратор.

— Эта программа самописная?

— Да. Это даже не программа, а перекодировщик, условно говоря. Например, команда «пробить чек» из SAP загружается в маленький временный файлик, он тут же перекодируется и подает команду на драйвер ККМ о том, что нужно пробить.

Эта схема не нами придумана, никакого know-how тут нет. Она использовалась давно многими компаниями. Но, конечно, эту разработку в SAP писали специально под нас.

Кстати, это разрушает один из существующих мифов, что SAP очень тяжелая система, в которой очень тяжело программировать. Я бы сказал, что в SAP достаточно просто и эффективно можно писать любые вещи.

И кассиры говорят, что им удобнее в SАP работать, чем в  «Парусе»,  который у нас раньше стоял.

— А были какие-то проблемы с внедрением SAP?

— На уровне интеграции (я имею в виду железо), в принципе не было проблем. Мы написали достаточно четкое техническое задание, так как четко понимали, чего мы хотим и какие бизнес-процессы должны быть задействованы.

Вот представьте, когда покупаете автомобиль, вы же понимаете, что у вас должен быть руль, колеса, в количестве четырех; что вы должны ехать, и даже можете представить себе – с какой скоростью и т.д. Другое дело, если вы хотите кожаный салон, а кому-то это не нужно. Или вам нужна коробка-автомат, а мне и механика подойдет.

Так же и с информационными системами. С точки зрения «автомобиля» ничего нового не придумано. Функции одни и те же. Принять товар, пробить товар, скидку сделать, и т.д. Эти вещи хорошо формализуются, так что ТЗ было написано четко и понятно. Соответственно и работа была выполнена также.

— Почему выбрали именно такой вариант взаимодействия ERP и системы управления торговым объектом?

Мы выбирали достаточно долго. Был вариант ставить в зал 1С-торговлю, которая учитывает все товародвижение, пробитие через кассу; ведет складской учет. Но это требовало постоянной выгрузки/загрузки информации в SAP. Тогда межсклад, который сейчас является операцией SAP, выглядел бы по-другому: понадобилось бы выгружать из SAP расходные документы, загружать их в 1С. Потом нужно было бы перемещение в 1С межскладами. Каждый вечер требовался бы отчет, сколько мы напродавали, какие документы, какие возвраты, сколько денег через кассу пробили, и т.д.

Тут возникает проблема  интерфейса с SAP, причем полноценного итерфейса, который будет обеспечивать выгрузку данных, справочников; загрузку всех данных в 1С и обратно. Вот это уже не тривиальная задача, и требует гораздо больше ресурсов и со стороны программистов SAP, и с нашей стороны. Еще же нужно описать все эти бизнес-процессы. Если в SAP это межсклад, простая операция, то в 1С – это уже интерфейс.

Поэтому, мы пришли к выводу, что наше решение наиболее оптимально. При этом мы понимали, что сейчас для нас нет проблемы связи, так как у нас пока один магазин. И офис с ним находится в одной сети.

— Как вы будете работать, когда появятся новые магазины?

— Опыт со складом в Мытищах показывает, что все нормально работает. Хотя, конечно, сбои везде бывают. Резервирование еще одного канала связи позволит нам избежать всяких проблем.

— Как будет строиться работа, если компания пойдет в регионы?

— У нас есть склад, магазин и офис. Еще представительств, которые входят в состав юридического лица,  и филиалы, которые уже юридически независимы.  Вот у них стоят вообще другие ИС. Сейчас это 1С. И она с SAP напрямую не связана. И продают они из своей локальной системы.

Когда я говорю о SAP, я имею в виду Москву и наши 11 представительств. Тут вопрос только в надежности каналов связи.

Кстати, когда работаешь в SAP, не нужно держать в офисе 11 программистов, как при 1С. У нас задействованы гораздо меньшие ресурсы.

— Как давно вы работаете в SAP?

— SAP  мы запустили 2 апреля 2007 года. И какое-то время нам пришлось работать на стыке двух систем.

— Неужели никаких проблем с SAP не возникает?

— Проблем огромное количество. Но они скорее оперативного плана.  Они относятся к самому процессу внедрения SAP. К системе управления торговым объектом они не имеют отношения. Сейчас стоит один вопрос: что нам мешает осуществлять бизнес-функции, т.е. продавать?

— А SAP мешает продавать?

— Однозначно, нет. Он, наоборот, позволяет неплохо продавать, несмотря на массу проблем.

О компании: 

ЗАО «ТД ТРАКТ» — дистрибьютор, один из лидеров рынка спецодежды, рабочей обуви, средств индивидуальной защиты и инструментов. Компания была создана в 1991 году,  имеет широкую сеть из 57 филиалов и представительств по России. Годовой оборот компании в 2006 году превысил $100 млн.

Среди клиентов ТД «Тракт» — «Газпром», РАО «ЕЭС России»,    «Российские железные дороги», «Евразхолдинг», «ТНК-BP», «РусАл», «Лукойл», «НК Роснефть» и многие другие. Также «Тракт» работает  с предприятиями мелкого и среднего бизнеса. Работа со средним и мелким оптом гарантирует развитие, опережаю­щее 15-20-процентные темпы роста российского рынка средств охраны труда —  ведь этот сегмент еще далек от насыщения.

В конце 2006 г. в компании была разработана программа по повышению эффективности управления дистрибьюторским бизнесом. Программа предусматривает увеличение объема продаж в мелкооптовом и розничном сегментах на 40-50%.

10 апреля в Москве открылся первый ипермаркет компании. «Тракт: Восточные ворота», который расположился на 14-м км. МКАД. инвестиции в проект составили $3 млн. Общая площадь гипермаркета — 2 500 кв.м.  Ассортимент — более 2 000 наименований спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты и сопутствующих товаров. «Тракт» позиционирует себя как магазин-склад.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar