Мнение эксперта: Хенрик Фриберг, начальник IT отдела IKEA Россия
— Хенрик, на Ваш взгляд, какова роль IT-технологий в розничной торговле?
— Я считаю, что использование IT-технологий в розничной торговле оправдано в двух случаях. Во-первых, для улучшения процесса товарооборота (оптимизации логистики, контроля наличия необходимого количества товара на складе и т.д.). Во-вторых, для облегчения процесса покупки (быстрого поиска покупателями необходимого им товара, уменьшения очередей и т.д.).
— Каковы основные цели автоматизации бизнеса?
— В ИКЕА мы используем и акцентируем свое внимание на системах, позволяющих покупателям действовать максимально самостоятельно, как у себя дома (через Интернет), так и в магазине (используя стойки самообслуживания). Мы также используем и совершенствуем системы, сводящие к минимуму вероятность получения покупателем ошибочного товара. Есть и системы, упрощающие процесс возврата купленного товара.
— Кто в ИКЕА является "покупателем" IT-технологий?
— Наши покупатели – различные отделы компании, занимающиеся основным направлением бизнеса. Владельцами всех IT-систем должны быть сами покупатели, т.е. отделы организации, а не отдел IT. IT-отдел должен поддерживать основную организацию в достижения соответствия между ее потребностями в работе компании и техническими возможностями. Для этого отдел проводит тендеры и контролирует процесс внедрения новых систем.
— Какие трудности могут возникнуть в процессе подготовки и организации нового IT-проекта? Как можно их избежать?
— Одна из основных трудностей – это получить от организации полный список ее потребностей и превратить его в ясное и четкое описание проекта. Данной проблемы можно избежать, четко объяснив необходимость в квалифицированном сотруднике, который будет вести проект от начала и до конца. Решать технические проблемы намного проще, но избежать их всех — невозможно. Лучшее решение для их минимизации – наличие IT-стандартов и политики.
— Существуют ли какие-нибудь способы прогнозирования эффективности проекта? Используете ли Вы их на практике?
— Мы постоянно находимся в поиске подобных способов, но на настоящий момент не смогли найти надежных методов или процессов.
— Как Вы планируете бюджет на сборку и установку IT-систем?
— Оценка стоимости сборки и установки во многом основывается на опыте людей, работающих в отделе IT, также как и на опыте сотрудников организации-заказчика.