В начале XX века просвещенные умы верили, что пневмопочта сделает ненужными услуги посыльного, но тогда технологии себя не оправдали. Сто лет спустя доставка шагнула далеко вперед – к автопилотируемым грузовым дронам, фургонам-сумкам и той же идее пневмопочты, пусть и модернизированной.
Армия дронов Amazon
Самыми знатными дроноводами считаются специалисты Amazon. Они зарегистрировали целую кипу патентов, среди которых система самоуничтожения робота-доставщика, специальная башня с сотами для дронов, дирижабль-склад, выполняющий функцию базы, и даже этикетки-парашюты. Более того, еще в конце 2016 года Amazon провела тестовую доставку с помощью Prime Air. Правда, в очень тепличных условиях: без линий электропередач, сильного ветра и деревьев на пути.
Компания пытается реализовать популярную идею, в основе которой заложены возможности квадрокоптеров. С момента первых опытов в этом направлении дроны IT-гиганта существенно подросли в размерах и научились точно выгружать товар. Сервис изначально собирались запустить в 2018 году, но пока Amazon не спешит с сенсационными заявлениями.
Робот-посыльный YAPE
Итальянские инженеры в небо не полезли, решив, что пока места хватает и на земле. Они предлагают выпустить на улицы городов небольшого двухколесного робота. По задумке авторов, тот будет передвигаться по тротуарам и велосипедным дорожкам со скоростью от 5 до 20 км в час. При этом в грузовой отсек помещается сразу 70 кг. Для сравнения, Prime Air от Amazon может поднять в воздух лишь посылку весом 2,3 кг.
Компания E-novia, которая придумала YAPE, планирует запустить целый сервис. Любой зарегистрированный в нем человек сможет отправить другому участнику посылку. Для этого надо вызвать робота с помощью смартфона и задать адрес получателя. Он сможет взять ее только после одобрения системы распознавания лиц. Создатели утверждают, что робот уже готов к поставкам. Похожий проект еще в 2015 году представляла Starship Technologies, но до реального производства его пока не довели.
Курьер из ресторана Scrappy
Главный конкурент YAPE – робот, получивший название Scrappy. Весной 2017 года компания Marble начала осуществлять пробные доставки для сервиса Yelp Eat24, который работает в Сан-Франциско. Робот обходится простым четырехзначным кодом для защиты переданных обедов, немного больше YAPE и чем-то неуловимо напоминает луноход.
Пока робот ведет себя, как ребенок – не умеет переходить дорогу по пешеходному переходу, боится дождя и требует сопровождения, только не родителя, а менеджера. Однако «подросший» Scrappy в будущем станет автономно обслуживать рестораны, крупные и мелкие магазины, e-commerce. Предполагается, что роботы будут работать на сервис доставки, созданный на тех же принципах, что и Uber. То есть любой желающий сможет вызвать ближайшего свободного Scrappy и отправить его с заказом.
Фургон-сумка Nuro
Созданный двумя бывшими сотрудниками Google фургон Nuro способен перевозить 110 килограммов грузов. И это уже не просто маленький дрон. По своим размерам он больше напоминает легковой автомобиль. По крайней мере, в длину. В ширину его сделали намного уже, чтобы тому было проще маневрировать в городе. Особенность этого робота – он способен передвигаться не только по тротуарам, что встречается чаще, но и по проезжей части.
Пока был показан только прототип фургона, названный Nuro R1. Его предназначение – доставка «последней мили». Основными потребителями называют офлайновых ритейлеров, но собираются сотрудничать и с интернет-магазинами. Проект очень интересный, что уже оценили инвесторы, вложив в Nuro 92 млн долларов. Обращает на себя внимание и экстерьер фургона – настоящая сумка с покупками, даже ручка есть.
Консервативный UPS
Компания экспресс-доставки UPS в прошлом году тоже представила свой вариант «боевого» дрона-курьера. Большой оригинальностью он не отличается. Во время тестовых испытаний во Флориде зрители увидели обычный октокоптер и хорошо знакомый дизайн грузовика UPS. Последний отличается от обычной машины компании только отъезжающей в сторону крышей, под которой, собственно, и скрывается летающий доставщик.
Проект UPS и разработчика дрона Workhorse Group выглядит откровенно скучно. Никакого тебе футуристического обвеса и автопилота. Даже посылка загружается вручную. Каменный век, в общем. Несмотря на это, высока вероятность, что именно этот дрон будет внедрен первым. Компания не собирается тратить деньги попусту и рассчитывает получить новую систему доставки для сельской местности как можно скорее.
Рабочая лошадка от Boeing
Компания Boeing уже давно доказала, что умеет строить самолеты. На CES-2018 она продемонстрировала, что в состоянии проектировать и успешные дроны. Для этого, правда, пришлось приобрести Aurora Flight Sciences – авторитетного союзника, чьи наработки были впитаны довольно быстро. О слиянии сообщили в октябре 2017 года, а в декабре новинку уже презентовали.
Выглядит дрон пока непрезентабельно, поэтому особого ажиотажа на CES не вызвал. По сути, это только каркас с моторами, но потенциал уже можно оценить. Судя по заявленным характеристикам, аппарат сможет переносить по воздуху до 230 кг. Представитель компании даже назвал изобретение «летающим грузовиком». Есть только один минус: пока для управления им требуется оператор. Над тем, чтобы сделать его автономным, разработчикам еще предстоит поработать.
Фантазии от Toyota
Представленные выше проекты объединяет одно: все они находятся на разной степени реализации, но прототип публика уже увидела. Но хватает и концепций, которые пока даже не приблизились к воплощению в металле и пластике. В последние годы их одну за другой выдают автоконцерны, которые обнаружили, что заметно отстают в сфере доставки. Так, на той же CES-2018 японский концерн Toyota представил свое видение города будущего, его транспортной сети и главного участника движения – автомобиль e-Pallet.
На выставке компания показала вживую макет электрокара, а в 2020 году собирается запустить экспериментальную систему городских перевозок. По планам, она будет состоять из универсальных машин разнообразных габаритов, которые могут использоваться в том числе и для доставки. Вначале Toyota собирается выпустить их размерами от 4 до 7 метров, но в презентации мелькали и совсем миниатюрные версии e-Pallet.
Грузовики от Ford и Merсedes
Другие автопроизводители тоже рисуют красивые картины будущего, но все же их планы менее масштабные. Например, на прошлогодней CES Ford представил концепцию коммерческого автомобиля с автопилотом и дронами доставки. Подробностей американцы почти не раскрыли, поэтому проект больше запомнился своим внешним видом: сам автомобиль напоминал микроволновку, которую поставили на колеса, а дрон – летающую электроплиту.
Еще раньше, в 2016 году, инженеры Mercedes-Benz показали Vision Van. Этот грузовой микроавтобус тоже был предназначен для доставки грузов и также получил два дрона на крышу. Техническими характеристиками представители компании не поделились, но сообщили, что всего в проект собираются вложить полмиллиарда евро.
Электропоезда в трубах от Mole
Как ни странно, вынашиваемая со времен пневмопочты идея опутать весь мир трубами никуда не делась. По-прежнему находятся изобретатели, которым не дают покоя фантазии начала двадцатого века. Правда, речь идет уже не о почте, а о сети подземных туннелей, по которым ходят автопилотируемые вагонетки. Еще в 2015 году компания Mole предложила внедрить такую систему для транспортировки грузов внутри мегаполиса.
По уверению разработчиков, это способно удешевить доставку в несколько раз, попутно сделав ее более безопасной и экологически чистой. Сами тележки передвигаются с помощью электродвигателей, рельсы спрятаны под землей в специальных туннелях, а управляется все компьютерами. Жаль, говорить о реальном внедрении Mole пока не приходится.
Транспортные колеса Transwheel
Самый необычный проект модернизации системы доставки появился в Израиле. Для перевозки грузов там предложили использовать одноколесного робота. Он должен оснащаться автопилотом, мощным электродвигателем и емкими аккумуляторами. В конструкции предусмотрено несколько выдвижных манипуляторов, которые должны удерживать коробки. Робот предназначен для передвижения по автомобильным дорогам.
Изюминка концепта в способности доставщиков от Transwheel кооперировать свои усилия. Например, для перевозки холодильника они могут взять коробку вдвоем, а для морского контейнера собрать целую команду. К сожалению, пока речь идет об идее – вопросы прочности корпуса, надежности конструкции и способов коммуникации между роботами так и не решены. Задумка красивая, но будет ли она когда-либо реализована – неизвестно.
Макс Усачев | RETAILER.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.