Алексей Макаров, президент ГК «АТОЛ», рассказал Rm о том, когда российские ритейлеры начнут массово применять self-chekout и каким образом мобильные технологии помогают в работе продуктовому магазину у дома и одежному универмагу.
— В предыдущем интервью вы назвали мобильные технологии в числе решений, которые в ближайшее время получат широкое распространение на российском розничном рынке. Произошли какие-либо изменения в этом направлении?
— Мобильные решения стремительно набирают обороты. Во всем мире наблюдается сокращение затрат на обслуживающий персонал: его работу выполняют либо роботизированные системы, либо покупатель. К примеру, авиакомпании предлагают самостоятельно регистрироваться на рейс и распечатывать посадочный талон. Следуя тренду, ГК «АТОЛ» запустила электронную систему для взаимодействия с партнерами: теперь около 70% заказов поступают к нам без участия сотрудников. В этой же системе партнеры могут посмотреть каталог, остатки товара на складе, платежи, историю заказов и проч.
Этому тренду — самостоятельности — следует и торговля. К примеру, IKEA или Metro Cash & Carry предлагают посетителю самому выполнить максимальное количество операций. Покупатель может узнать больше о товаре на сайте ритейлера, выбрать его, используя технологию дополненной реальности, и совершить покупку, не прибегая к помощи персонала. Товар будет доставлен к его порогу. Учитывая ускорение темпов жизни и ухудшение транспортной ситуации, мне кажется, что особое развитие в ближайшее время получат технологии, связанные с логистикой и расчетами с клиентами за пределами торгового зала.
Одно из последних направлений,которое нам интересно, — это обеспечение мобильным решением курьеров логистических компаний, обслуживающих интернет-магазины. Конкуренция на этом рынке обостряется, и, чтобы завоевать лояльность покупателя, ему привозят несколько моделей, чтобы тот мог выбрать. Без мобильного терминала оператор не имеет возможности оформить покупку в момент доставки и вынужден заранее печатать чеки, а потом оформлять то, от чего отказался покупатель, как возврат. Есть другой вариант: портативная касса у курьера, однако она не имеет связи с учетной системой в режиме реального времени. При этом мобильный терминал должен работать не только с клиентскими заказами, но и с маршрутным листом, по которому курьер оформляет документы по приему товара от интернет-магазина. Также для контроля работы курьеров необходимо постоянно передавать информацию в ERP-систему логистической компании, где отслеживается состояние заказов. Работа с ERP, в зависимости от требований компании, может быть как в онлайн-режиме (передача через мобильный Интернет) либо в oффлайн, когда курьеры в начале дня загружают себе информацию на терминал, а в конце — выгружают ее в ERP.
— Будут ли в качестве мобильных терминалов использоваться смартфоны и коммуникаторы?
— Сейчас мы разрабатываем приложение для платформ Android и iOs для общепита. Есть мнение, что применение смартфона в работе обслуживающего персонала кафе или магазина затратно ввиду стоимости самого устройства. Но ведь можно использовать, к примеру, iPod touch — его функционала достаточно, стоимость невысока, а заряда батареи хватает на более длительное время, чем у смартфона. Что касается специальных насадок, превращающих телефон в мобильный POS-терминал, то сейчас мы поставляем такие устройства производства Honeywell, но пока крупных проектов в этом направлении нет.
— Кто больше интересуется мобильными технологиями: food- или nonfood-операторы?
— Непродуктовая розница: FMCG-ритейлеры изначально устанавливают много касс, а в случае пиковой нагрузки просто увеличивают число кассиров. Fashion-ритейлеры в период сезонных всплесков продаж, используя мобильные терминалы, могут экономить на оборудовании рабочих мест. Представьте, покупатель набрал футболок, рубашек и проч., и, чтобы не стоять в очереди в кассу, он может пробить все покупки у «мобильного кассира», который перемещается по залу. Мобильные терминалы востребованы и на рынках DIY и БТиЭ: заказ «набирается» с помощью терминала, затем с помощью wi-fi передается на кассу и кассиру остается принять оплату и распечатать чек. Такие проекты реализованы в сетях обувных магазинов Carlo Pazolini, там установлены 40 терминалов сбора данных Opticon H15, Ecco и «Обувьком», где используется по 50 ТСД CASIO DT-X7, в сети супермаркетов бытовой техники и электроники Domo, где работает более 150 ТСД CASIO, и во многих других крупных сетях.
— Продуктовый ритейл тоже движется в сторону ускорения обслуживания. Системы self-chekout внедрены в гипермаркетах Globus, супермаркетах «Магнолия», в начале лета ГК «АТОЛ» совместно с компанией ГК АСТОР на базе оборудования Wincor Nixdorf запустила подобное решение в сети «Абсолют» в Улан-Удэ. И все же таких примеров пока единицы. Почему?
— Пока self-chekout довольно затратен для ритейлера: не только из-за стоимости решения или «железа»,но и из-за дороговизны консалтинговых услуг, необходимых для расчета конфигурации системы. Когда несколько крупных сетей инсталлируют self-chekout и сверстают инвест-планы на ближайшие годы, мы получим эффект снежного кома. Будет развиваться технология — будут снижаться цены.
— Есть ли у ГК «АТОЛ» другие проекты в этой области?
— Пока таких крупных проектов немного: большинство ритейлеров довольно консервативны и больше сосредоточены на сделках слияний и поглощений, региональной экспансии, привлечении инвестиций, нежели на подобной оптимизации.
— Мобильные терминалы каких вендоров вы поставляете?
— Мы поставляем продукты четырех вендоров: Opticon, Pidion, Honeywell, CASIO. Среди недорогих устройств лидером продаж является Opticon. Специально для нас они сделали терминал Opticon S.M.A.R.T. с русифицированной клавиатурой и usb- зарядкой. Последнее усовершенствование позволило существенно снизить стоимость устройства, на $50–200, — за счет отказа от зарядки-крэдла. Планируется, что при запуске в продажу это устройство будет иметь цену примерно на 20% ниже, чем у конкурентов.
— Какие еще новинки вы вывели на рынок в последнее время?
— Одна из новинок — система для начальной автоматизации розничной точки EasyBOX nova, продажи которой стартовали в начале сентября. Это полностью наша разработка, поэтому ее цена весьма привлекательна для покупателя. Система предназначена для небольших сетей и позволяет перейти от автономных касс к полноценному учету примерно по 10 000 наименований товаров. Кроме того, в августе мы начали поставку в розничные сети инфракрасных детекторов, определяющих подлинность купюр. Это новое слово на рынке ИК-детекторов, которое может стать поминальным для рынка ультрафиолетовых устройств.
— Откуда такая уверенность? И чем отличаются инфракрасные детекторы от ультрафиолетовых?
— Разница между ультрафиолетовым и инфракрасным детекторами как между паровозом на угле и высокоскоростным «Сапсаном». Все последние изменения по усилению степеней защиты банкнот видны только в инфракрасном излучении. Ультрфиолетовые детекторы, по сути, малоэффективны. Но до недавнего времени они стоили в 10 раз дешевле, чем инфракрасные (800 руб. против 8 000 руб. соответственно), поэтому некоторые ритейлеры продолжали их использовать. С развитием технологий цена на инфракрасные сканеры постепенно снизилась до 3 000 руб. Мы же придумали, как удешевить их еще больше, до 1 800 руб., — продавать их без экрана. Наша новинка — АТОЛ детектор — размером меньше маркера, подключается к монитору POS-терминала или нетбука, которые есть на рабочем месте каждого кассира, через usb-провод и начинает работать при нажатии «горячей клавиши». И это не последняя новинка текущего года. К примеру, в четвертом квартале мы запустим в производство фискальный регистратор, который будет печатать чеки с любого мобильного устройства по bluetooth, а также выведем на рынок еще несколько новых продуктов. Чтобы отвечать запросам рынка и предлагать нашим клиентам лучшее качество по доступной цене, за последний год мы перестроили бизнес-процессы, вдвое увеличили штат разработчиков и пересмотрели принципы работы с партнерской сетью. Но об этом, пожалуй, в следующий раз.