— человек и брэнд. Эксцентричный бизнесмен создал и успешно продал несколько компаний. Раньше его фамилию можно было найти на пивных бутылках, теперь — на кредитных картах.
Когда Олег Тиньков продавал свой первый крупный актив — сеть электроники "Техношок", друзья и конкуренты его жалели, мол, потерял бизнес. Сделка совпала с кризисом 1998 года, и цена магазинов могла бы быть в несколько раз больше. Но Тиньков не унывал, ему были нужны деньги для новых проектов — пельменного завода и ресторана. "Что продавать бизнес — это круто, я осознал лет на десять раньше многих",— пишет Тиньков в своей книге "Я такой как все". Получается, отнюдь не как все.
Тиньков оказался серийным предпринимателем, причем ошибку, допущенную с "Техношоком", больше не повторял. Все остальные свои проекты он продавал на пике. При новых владельцах бизнесы начинали сдавать позиции. Тем временем Олег запускал очередной проект и быстро его раскручивал.
Самый яркий пример — пивоваренный завод под Санкт-Петербургом, который Тиньков стал строить в 2003 году. К тому моменту российский пивной рынок уже на 90% принадлежал международным гигантам. Однако Олег решил рискнуть. Чтобы найти деньги на строительство первой очереди, его компания, в которую входило всего два ресторана с выручкой $9 млн, выпустила и успешно продала облигаций на $13 млн.
Завод разливал несколько пивных марок, но ключевую Тиньков назвал в честь себя — "Тинькофф". Он же часто сам придумывал для нее яркую, подчас провокационную рекламу. При этом никогда не скрывал, что строит завод на продажу.
Покупатель не заставил себя ждать. ""Тинькофф" сегодня является супербрэндом номер один в сознании российского потребителя",— заявил в 2005 году Джозеф Стрелла, тогдашний глава мирового пивного лидера SUN Interbrew. Корпорация купила пивной бизнес Тинькова за $260 млн. Сам Тиньков вложил в него в три раза меньше.
Однако без своего эксцентричного основателя "супербрэнд" начал угасать: с 2005-го по 2008 год доля марки "Тинькофф" на российском рынке упала с 0,8% до 0,1%. SUN InBev прекратила ее выпускать, а в декабре 2008 года, когда рынок пошел вниз, а дистрибуторы перестали платить, и вовсе закрыл завод. "Человек построил завод на рынке, где полно избыточных мощностей, и умудрился очень вовремя его продать",— замечает директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз.
Следующий проект Тиньков затеял в начале 2007 года, выкупив небольшой Химмашбанк и переименовав его в банк "Тинькофф. Кредитные системы" (ТКС-банк). Тиньков решил создать аналог Capital One — американского банка без отделений, где кредитные карты рассылаются по почте, а управление счетами происходит через интернет.
Сначала все пошло наперекосяк. Вместо 1,5 млрд руб. ТКС-банку удалось привлечь на свои облигации только 1 млрд руб. по рекордной ставке 18% годовых. В меморандуме к размещению говорилось, что к концу 2007 года банк уже должен иметь кредитный портфель на 2,6 млрд руб., а имел всего 460 млн руб. Однако в кризис конкуренты увеличили ставки, некоторые прекратили программы экспресс-кредитования в магазинах, а Тиньков пошел ва-банк. Если Capital One тщательно отбирал самых благонадежных потенциальных клиентов в базах данных, то ТКС-банк стал рассылать кредитные карты всем подряд. В течение 2008 года его кредитный портфель увеличился в несколько раз, при этом банк сумел получить первую прибыль — 255 млн руб. "Олег удивляет тем, что не видит ничего невозможного. Он ставит цели, которые другим людям кажутся нереальными, и настойчиво идет к ним",— говорит Олег Анисимов, в середине 2000-х главный редактор журнала "Финанс", а сейчас вице-президент ТКС-банка.
Сегодня ТКС-банк занимает четвертое место на бурно растущем рынке кредитных карт (портфель 40,1 млрд руб. по итогам девяти месяцев 2012 года), а нынешней осенью 4% ТКС-банка за $40 млн выкупил фонд Horizon Capital. Таким образом, банк был оценен в $1 млрд, то есть в четыре капитала, хотя обычно за банки не дают больше двух. Пора на выход? Как бы не так. "У нас феноменальные результаты и dream team, никакой продажи!" — написал недавно Тиньков на своей страничке в Facebook, зато не исключил, что скоро банк может выйти на IPO.
Олегу Тинькову сейчас принадлежит 61% в ТКС-банке, а вырученные от продажи миноритарных пакетов деньги он вкладывает, например, в технологичные стартапы. Летом 2012 года вместе с банком Goldman Sachs он инвестировал $20 млн в Tinkoff Digital. Эта компания разрабатывает новые технологии для рынка интернет- и мобильной рекламы. По словам генерального директора Tinkoff Digital Анны Знаменской, в конце осени 2012 года компания разработала первую в России платформу для мобильного Real Time Bidding (технология, когда цена клика определяется в процессе аукциона в режиме реального времени). В 2011 году доля такой рекламы в США составляла 8% всего рынка интернет-рекламы, в 2015-м будет, по прогнозам, 26%. "Я уже стар и немощен. Все и все надоело. Но, как и у барона Мюнхгаузена, у меня по расписанию еще один и последний подвиг",— прокомментировал запуск Tinkoff Digital 44-летний Тиньков в собственном блоге.
Сейчас он настроен философски. "От ближайшей десятилетки хочу, чтобы наша страна поменялась и окончательно стала частью Европы, чтобы олигархи и мошенники-однодневки окончательно ушли со сцены и их место заняли честные и ответственные предприниматели",— заявил СФ Олег Тиньков.