Мнение эксперта: Евгений Сизов, руководитель управления информационных технологий ГК «Связной»

 

 

— Евгений, как Вы оцениваете объем/процент неудачных внедрений ИС в ритейле на сегодня?

— Крайне сложная для оценки цифра. Внедрение складского модуля тяжелой ERP-системы стоит относить к ИС для ритейла? С одной стороны – да, однако, говорить при этом о полноценном ритейл-решении не стоит, это будет только часть полноценной ИС. Процент удачно внедренных кусков информационных систем довольно высок, однако если мы говорим о полноценных ИС, то по крайне субъективным оценкам – в розничном бизнесе можно считать удачными менее четверти внедренных решений.

— Изменился ли объем/процент неудачных внедрений ИС в ритейле за последний год?

— Не изменился.

— Какие факторы являются основополагающими для успешного внедрения ИС?

— Четко поставленные цели, которые можно проверить после внедрения, четко очерченные рамки проекта, заинтересованность Заказчика в успешном окончании проекта. Подбор грамотного партнера по внедрению ИС.

— Кто должен принимать участие в выборе ИС?

— После того как четко определены цели, которых мы должны достичь, и известны рамки проекта – выбор системы является технической процедурой и может быть проведен ИТ-директором. В случае если при выборе ИС идет доопределение целей и очерчивание рамок проекта, то обязательным является участие Спонсора/Заказчика проекта.

— Существует ли процедура, четкое следование которой позволит ритейлеру сделать правильный выбор ИС? Можете ее описать вкратце?

— Определить цели проекта. Определить критерии системы, которые позволят достичь поставленных целей. Провести выбор по данным критериям.

— На что надо обращать особое внимание при выборе партнера по внедрению ИС?

— Опыт аналогичных внедрений. Наличие свободных ресурсов партнера, уже участвовавшего во внедрениях аналогичных систем. Обязательны референсные визиты на предприятия – клиенты предполагаемого партнера. Самое главное – партнер должен быть готов решать наши проблемы, а не внедрять то, что они умеют внедрять.

— Какова роль консалтинга при внедрении ИС? В каких случаях консалтинг нужен, а в каких – нет? Можете привести примеры?

— Так как внедрение любой ИС связано с реорганизацией бизнес-процессов компании, то нужны соответствующие знания и компетенции по этим процессам. Если в компании есть свои специалисты с нужными знаниями и опытом, есть отработанная методика проектного управления – консалтинг сторонних фирм не нужен. В противоположном случае привлечение специалистов консалтинговых фирм практически неизбежно.

— Существуют ли методики, определяющие последовательность внедрения ИС? Или же очередность процессов, подпадающих под автоматизацию, определяется приоритетностью задач ритейлера?

— Если у проекта есть четко очерченная конечная цель, которая может быть разбита на подцели (подсистемы для конкретных процессов), очередность внедрения подсистем определяется бизнес-приоритетами и технологическими возможностями результирующей системы.

— Как изменения, вызванные внедрением ИС, сказываются на работе персонала? Как быстро они адаптируются к новым условиям работы?

— Распространенное мнение, что внедрение системы облегчает работу линейному персоналу – не более чем блеф, используемый для облегчения преодоления психологического барьера боязни новой системы. Более того, практически всегда персоналу приходится переучиваться для работы с новой системой, а это тоже нелегко. Кстати, еще один распространенный миф – что в результате внедрения новой ИС сократится количество персонала. Практика показывает, что персонал не сокращается, а перепрофилируется для новой работы. Как быстро – зависит от настройки системы, от проведенного перед внедрением обучения сотрудников.

— Существуют ли специальные тренинги или курсы, позволяющие персоналу быстрее освоить новые правила и условия работы? В какой момент времени их надо проводить?

— Лучшие специализированные тренинги – это участие в тестировании системы. Правильная организация процесса тестирования позволяет минимизировать время обучения персонала.

— В чем состоит интеграция бэк-офисных и фронт-офисных систем? С какими трудностями можно при этом столкнуться?

— Все системы должны представлять единое целое и оперировать единым набором данных. Используя программную терминологию, должен быть обеспечен единый NameSpace – одно пространство имен в разных системах, которое позволит избежать разночтений и трактовать одинаковые названия объектов или одно и то же событие одинаково в разных системах. Вторая проблема – своевременная передача данных из торговых точек в центр и обратно, особенно в условиях безобразных каналов связи в России (за исключением крупных центров).

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar