"Кредит Европа Банк" и сеть семейных торговых центров выпустили кобрендинговую платежную карту. Это первый случай сотрудничества банка с ТЦ – до этого они предпочитали либо самостоятельно объединять магазины в программы лояльности (проект Cosmopolitan "Альфа-Банка"), либо работать с отдельными ритейлерами.
В тестовом режиме проект начал работать в Санкт-Петербурге и Казани: с конца июля посетители торговых центров «Мега Парнас», «Мега Дыбенко» и «Мега Казань» могут оформить как кредитную, так и дебетовую Megacard.
За покупки, которые держатель совершает с помощью карты, на специальный счет покупателя накапливаются бонусные баллы. Если покупка совершена за счет кредита, то на бонусный счет зачисляется 2% от стоимости покупки, если за счет собственных средств – 1%. 1 бонусный балл равен 1 рублю. Потратить баллы можно будет только в "Меге", совершив покупку в магазинах — партнерах программы лояльности. За чей счет – банка, «Меги» или ритейлеров — выплачиваются баллы, в компании не сообщили, уточнив, что условия сотрудничества являются закрытой информацией.
Megacard относится к платежной системе Mastercard. Комиссия за обслуживание карты составляет 950 руб. и для кредитных, и для дебетовых карт. Льготный беспроцентный период – до 50 дней. Процентная ставка по кредиту по истечению льготного беспроцентного периода – 29%.
Как утверждают в пресс-службе "Меги", этот проект позволит сети ТЦ изучать потребительские привычки и заполучить лояльных клиентов. Решение о распространении Megacard в других регионах присутствия семейных торговых центров «Мега» будет принято по результатам работы проекта в Казани и Санкт-Петербурге.
Это первый случай сотрудничества банка с сетью торговых центров. До этого они предпочитали либо самостоятельно объединять магазины в программы лояльности (проект Cosmopolitan Альфа-банка), либо работать с отдельными сетями.
«Для банков более типично работать с отдельными марками, поскольку в этом случае легче соотнести целевую аудиторию банка и бренда и подобрать наиболее удачный вариант сотрудничества», — рассказал Retailer.RU Сергей Шлейко, заместитель начальника управления карточных продуктов «Промсвязьбанка». По его мнению, в торговом центре аудитория не обладает такими четкими характеристиками.
В России есть пример сотрудничества «Ситибанка» работает с сетью универмагов «Стокманн», однако ее действие не распространяется на товары арендаторов, сообщили в компании. «Договориться со всеми арендаторами об общих условиях предоставления скидок и работы с кобрендом довольно сложно», — добавляет Сергей Шлейко.
В «Меге» рассказали, что новый проект не будет связан с программами, развиваемыми арендаторами.
В сети семейных торговых центров работает ряд ритейлеров, имеющих собственные кобрендовые карты. «Кредит Европа Банк» развивает кобрендовый проект с IKEA и «Ашаном», «М.Видео» с «Альфа-Банком», Sela с банком «Тинькофф Кредитные системы».
«Кобрендовых проектов может быть и 10, если они вызывают интерес и полезны для наших клиентов. Мы приветствуем инициативу «Меги», — заявили Retailer.RU в пресс-службе «М.Видео». — Мы готовы подключиться к данной программе, предоставив возможность всем желающим использовать новую карту Megacard в магазинах «М.Видео», расположенных в данных ТЦ».
Скидки и бонусы, предоставляемые клиентам по кобрендинговым программам, оплачиваются и банком, и ритейлером, но основное бремя, по подсчетам «Промсвязьбанка», ложится на розничную сеть, которая в среднем тратит на мотивировочные программы около 5% своей выручки.
В борьбе за клиента
Эксперты, опрошенные Retailer.RU, признали, что конкуренция на рынке карточных продуктов с каждым годом увеличивается.
В стремлении наладить более прочные отношения с клиентами, банки обращаются к ритейлерам, так как сами не владеют таким количеством маркетинговых инструментов, позволяющих вызвать крепкую эмоциональную привязанность клиентов.
«Если в кризис банки весьма придирчиво относились к характеристикам бренда-партнера, то теперь пик критичного отношения позади», — уверяет Сергей Шлейко. Ритейлеры, в свою очередь, готовы поделиться завоеванной лояльностью потребителей. Они получают постоянного клиента, которому сложно отказаться от конкретной марки — пропадут бонусы и скидки.
Один из «пионеров» российского кобрендинга — «Альфа-Банк» — сейчас развивает семь кобрендинговых проектов. Только санкт-петербургский филиал "Альфа-банка" ежемесячно выпускает 5 000 новых карт в месяц, более половины из них — кобрендинговые.
При распределении скидок ритейлеры лишь выберут, на что сделать ставку: на посещаемость в конкретном ТЦ или популярности собственного бренда. Банки же находятся в зависимости от популярности тех и других. «Как правило, держатель карты выбирает «одну игру», в которую играет увлеченно», — комментирует Ольга Гончарова, директор по розничному бизнесу петербургского филиала ОАО «Альфа-Банк». — Если он часто летает на самолетах, он выбирает карту «Аэрофлот-Бонус» и копит мили, везде расплачиваясь такой картой. Если он регулярно покупает бытовую технику и электронику – он включается в программу бонусов от «М.Видео» и всю технику старается покупать только там. Прекрасные дамы чаще всего предпочитают карту Cosmopolitan", — добавила Ольга Гончарова.
Цифры
На северо-западе потребители хорошо знакомы с "пластиком": по данным ЦБ РФ, на одного жителя там приходится 1,1 банковская карта. В Приволжском регионе обеспеченность картами скромнее — 0,8 карт на человека (данные на конец 2009 г.). В среднем, на каждого россиянина приходится 0,89 карты, однако около половины из них неактивны. В среднем, одна карта, выпущенная в СЗФО в 2009 г. поучаствовала в 25 операциях, в приволжском округе — в 21 операции.
Кризис приостановил рост количества пластиковых карт в России. Если в 2009 г. было эмитировано 6,8 млн. карт, что увеличило их число на рынке на 5,7 %, то в 2008 г. рост составил 15%. Карт выдали в два раза больше, чем в 2009 г. – 15,8 млн.