Будущее рядом – не в книгах фантастов и голливудских блокбастерах, а за дверью супермаркета. Разбираемся в самых многообещающих технологических новинках офлайн- и онлайн-ритейла.
Amazon Go
Премьера магазина в январе 2018 года наделала много шума. Справедливости ради надо сказать, что компания топчется в этой теме давно. Магазин был открыт еще в декабре 2016 года и работал исключительно для сотрудников Amazon, так сказать, в тестовом режиме. После тринадцати месяцев эксплуатации авторы проекта решились пустить внутрь всех желающих.
Концепция простая, но интересная. За всеми входящими в магазин следит целая армия видеокамер. Их задача фиксировать, что покупатель берет с полок. Как только товар оказывается в его руках, в виртуальной корзине появляется соответствующая отметка. Продукт можно вернуть на место, и тогда он также автоматически удаляется из корзины. Деньги списываются при выходе из магазина.
Любопытна идея неким подобием Большого Брата, который наблюдает за всеми посетителями. Когда в 2016 году новость о магазине только появилась, большинство экспертов ставили на то, что компания реализовывает технологию RFID. Предложенная Amazon навороченная система видеонаблюдения под управлением компьютерного интеллекта выглядит более перспективным решением. Хотя и тут есть свои сложности. Например, долгое время ББ допускал ошибки, если покупателей было больше двадцати.
Amazon Go называют полностью автоматическим. Частично это так, но мы не можем не отметить, что кто-то должен разложить все товары на полки. О планах интернет-ритейлера говорят много и разное, мелькают даже слухи о 2000 магазинов в скором будущем, но более реалистичными выглядят прогнозы о запуске 20 Amazon Go в ближайшую пару лет. Пока можно отметить один забавный факт: несмотря на обещание компании обойтись без очередей, любители гаджетов ее быстро организовали.
Checkout от IBM и Shell
Старичок компьютерной индустрии IBM тоже стремится не отставать от стремительно уносящегося в будущее автоматизированного ритейла. В Англии разработчики компании вместе с сетью Shell тестируют систему, которая тоже позволяет обходиться без чеков, очередей и живых продавцов. Выглядит она попроще, однако в ней реализованы практически все технологии, которые считаются многообещающими.
В небольшом магазинчике при АЗС Shell установлены автоматические кассы, которые могут сканировать сразу всю корзинку. То есть нет нужды доставать каждую покупку и пропускать ее через считыватель, что на самом деле убивает сейчас всю идею касс самообслуживания со штрих-кодами. В отличие от Amazon, IBM консервативно сделал ставку на хорошо знакомый RFID. В этом есть свои преимущества и недостатки.
Руководитель проекта Линдси Герберт (Lindsay Herbert) обещает увеличение производительности в пятнадцать раз. Сложно сказать, откуда именно взялась эта цифра, но на продемонстрированном IBM видео бросается в глаза одно потенциально узкое место системы.
После того, как все купленное помещается в специальную платформу, где и размещены сканеры, необходимо зайти в приложение, проверить правильность ее наполнения и расплатиться с помощью Apple Pay или Android Pay. Что ни говори, это совсем необязательные телодвижения.
Мини-маркет в Сколково
Мимо такой благодатной темы, конечно, не могли пройти в Сколково. В настоящее время на территории технопарка работает мини-маркет, который можно назвать самым инновационным в России. И дело не только в том, что там, кроме десертов и снеков, продаются горы выпущенных местными стартапами высокотехнологичных гаджетов. Сам по себе магазин – это собрание перспективных отечественных разработок в ритейле.
Единой концепции у него нет – это сборник изобретений резидентов «Сколково», которые хотят показать потенциальным заказчикам и заодно их протестировать. Например, каждый посетитель проходит мимо счетчика от «Навитек». Он автономный и беспроводной, так что устанавливать его можно где угодно. Сотни таких приборов в магазине способны выявить самые проходные зоны.
Также представлена система видеонаблюдения за стеллажами от Intelligence Retail. Она в реальном времени контролирует наличие товара на полках, правильность расстановки и способна сообщать, когда он заканчивается. ИИ запоминает продукцию по упаковке и различает разные позиции даже по мелким деталям.
Представлено довольно оригинальное решение «умной полки» от intraMarket. Она тоже может определять наличие на стеллаже продаваемой продукции, но делает это с помощью встроенного датчика веса. А вот система видеонаблюдения, которая в ней также есть, заточена совершенно под другое. Она следит за покупателями, определяет пол и возраст подошедшего и в зависимости от результата проигрывает им ролик о товаре, который может заинтересовать конкретного клиента.
Moby Mart от Wheelys Inc
Полтора миллиарда жителей Поднебесной – это просто гигантский рынок. Неудивительно, что местные ритейлеры начали массово предлагать свои варианты «магазинов будущего». Задал темп стартап BingoBox, который предложил своеобразный вендинговый киоск, который обходится почти без человека. «Почти» — потому что в любой момент можно связаться с консультантом по видеосвязи. Для покупки клиент сначала должен авторизоваться с помощью приложения WeChat, потом отсканировать код выбранных товаров и оплатить их через Alipay.
BingoBox изначально задуман ограниченно мобильным. Это обычный киоск, который можно переставить с помощью спецтехники. Однако сейчас в Китае тестируется другой стартап, который превратил в точку продажи автобус Moby Mart. Тот может как курсировать по маршруту, так и быстро менять свое местоположение. Что интересно, разработчиком выступила шведская компания Wheelys Inc, а ее партнером стал университет города Хэфэй.
Система продажи напоминает BingoBox, однако разработчики обещают полную автономность. Moby Mart сам следит за наполненностью полок, в случае необходимости возвращается на склад за новым товаром или пополняется из другого автобуса. При этом в арсенале этого магазина предполагаются еще и дроны, которые будут способны доставить оплаченные заказы на небольшие расстояния.
Надо сказать, что BingoBox и Moby Mart задумывались как вполне реальные бизнес-проекты, а не просто демонстрация возможностей современных технологий. BingoBox в настоящее время предлагает заказчикам организацию сети из сорока «боксов» с тремя сотрудниками. А Wheelys Inc собирается запустить продажи своих автобусов уже в этом году.
VR-магазин от AliExpress и Fibrum
Вышеперечисленные проекты объединяет тот факт, что все это разные варианты модернизации офлайновых магазинов. Однако многие эксперты ритейла уверены, что в будущем торговля перейдет в виртуальную реальность, а «ходить» за покупками будут, не вставая с дивана. Такой сценарий развития – это не только предмет спора футурологов и фантастов. Работу виртуального магазина можно посмотреть уже сейчас. Например, в прошлом году подобные площадки запустили австралийское отделение IKEA и китайский AliExpress. Последний сделал это совместно с российским стартапом Fibrum.
Австралийцы из IKEA немного схалтурили. Если реальный магазин с помощью платформы Matterport перевели в трехмерную модель, то сам товар остался фоном с всплывающими аннотациями.
Разработчик виртуального магазина для AliExpress, компания Fibrum, пошел значительно дальше. Он создал условное VR-пространство, а каждая позиция получила еще и полноценную 3D-модель. Покупатель может крутить вещь так, будто она действительно у него в руках. Кроме того, компания учла интересы потенциальных пользователей: внутри есть мини-игры, победители которых получают небольшую скидку.
VR-магазин для России создан Fibrum с нуля с использованием возможностей Web-VR и WebGL. Это не первый опыт AliExpress в реализации таких проектов. Еще в 2016 году в Японии и Америке открыли двери первые из них и даже успели собрать 8 млн посетителей в Черную пятницу. Но предыдущие варианты были скорее примерами расширенной, чем полностью виртуальной реальности.
В нашу подборку вошли только те проекты, которые уже реализованы и, в том или ином виде, доступны для фанатов девайсов и потенциальных инвесторов. Однако 2018 год обещает стать громким на различные сенсации в этой теме. Например, Alibaba Group собирается представить вендинг по продаже автомобилей в виде огромной многоэтажки, а сервис Farfetch обещает показать публике проект Store of the Future, который объединит возможности онлайновых и оффлайновых магазинов.
Макс Усачев | RETAILER.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.