Несмотря на непростую ситуацию в экономике, международные торговые бренды отнюдь не игнорируют Россию. По итогам кризисного 2015 года на российский рынок вышли 49 новых брендов. Главным образом речь идет об одежных ретейлерах, продавцах аксессуаров, обуви и косметики. Этот почти на 10% больше, чем в благополучном по сегодняшним меркам 2013 году. Более того, продавцы, несмотря на кризис, ориентированы на обеспеченных покупателей — около половины торговых сетей представляют ценовой сегмент выше среднего и премиальный.
Среди новичков российского рынка Berluti, Bottega Giotti, Henry Cotton’s и др. (все премиум-сегмента), рассказали "Известиям" в торговом брокере Knight Frank. Лидируют торговые марки из Италии (25%), Франции (12%), Германии (10%) и США (8%).
В 2015 году продолжилась тенденция 2014 года — дебютировали компании fashion-сегмента, тогда как в 2013 году в Россию стремились представители сегмента общественного питания. Специалисты Knight Frank подчеркивают, что экономический кризис все-таки накладывает отпечаток на планы западных сетей. В 2015 году иностранцы были более сдержанны, чем годом ранее: новых брендов почти на 40% меньше, чем в 2014 году. Правда, если сравнивать с 2013 годом, то 49 торговых сетей — это уже на 10% больше.
Новые торговые сети в России стремятся выбрать знаковые торговые объекты с высоким трафиком и арендными ставками. Например, "Мега", "Авиапарк", "Афимол Сити", "Метрополис" и др.
— Значительное количество вышедших в прошлом году на российский рынок операторов действуют с большой долей прагматизма и занимаются не активной экспансией, а скорее апробацией нового рынка, — замечают в Knight Frank.
Лишь два бренда предлагают товары разных ценовых категорий: японская Seiko (аксессуары) и испанская Daniel Espinoza (украшения). Все остальные бренды — средний, средний плюс и верхний ценовые сегменты сегменты.
Менеджер проектов департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева говорит, что ничего удивительного в выходе сетей верхних ценовых сегментов нет. Брокер опросил 35 ретейлеров fashion-сегмента об их работе за последние 3–4 года, рассказывает специалист, и "выяснилось, что у них продажи растут на 10–15%, а если говорить о масс-маркете, то и на 25%".
—При этом большинство отмечает, что суммы, которые люди тратят на вещи во время кризиса, не изменились, покупатели снизили частоту покупок и количество купленных товаров, — рассказала Евгения Хакбердиева. По ее словам, в прошлый кризис верхний ценовой сегмент просел — у компаний падали продажи, а теперь такой тенденции нет.
— Лояльным покупателя важен бренд, и они не хотят его менять, — говорит она.
Напомним, единственный публичный игрок в одежном ритейле Melon Fashion group (бренды Zarina, befree, Love Republic и др.) по итогам 2015 года показал рост оборота на 12,3%, до 12,6 млрд рублей, компания открыла 37 магазинов, всего их 642.
В компании Fashion consulting group, напротив, уверены, что покупатели перетекают исключительно к масс-маркету.
— Представители среднего класса, которые до кризиса могли позволить себе покупать, например Karen Millen, DKNY и др., переключаются на более дешевые бренды — Zara, Reserved и ниже, — сказали в компании. По данным Fashion consulting group, в этом году доля масс-маркета увеличится с 60% в 2015 году до 70%. Доля верхнего останется неизменной с 2014 года — 10%.
Есть и тенденция к отрицательной динамике развития сетей, уверены в Fashion consulting group. Так, в прошлом году 12 крупнейших по числу точек российских одежных сетей закрыли 319 магазинов, в то время как открыли всего лишь 22. А их международные конкуренты на российском рынке сумели открыть 42 торговых точки и закрыли 37.
В Knight Frank уверяют, что прошли времена нерационального подхода при открытии магазинов либо имиджевых открытий — например, торговых точек на Тверской.
— Теперь за рентабельностью магазинов следят очень жестко, оставляют лишь то, что показывает стопроцентные показатели, поэтому неудивительно, что закрытий стало больше, — считает Евгения Хакбердиева. При этом она добавляет, что закрытия были и раньше, просто на этом никто так не акцентировал внимание.
Напомним, в 2015 году российский рынок покинули 11 международных брендов, большинство из fashion-сегмента, и 35 российских торговых сетей, 18 из них — с торговой концепцией.