Георгиевские ленточки из простого сувенира ко Дню Победы превратились в символ "русской весны" и предмет международных скандалов. Их производство стабильно растет. Как заработать на патриотических чувствах, выясняла "Власть".
В 2015 году уже невозможно представить празднование Дня Победы без так называемых георгиевских ленточек, повторяющих символику не то гвардейской, не то георгиевской наградной ленты, которые люди повязывают на сумки, пояса, антенны машин и прочие доступные места. Годом ранее она стала символом не только Победы 1945 года: именно с этой лентой возвращали Крым и воевали на юго-востоке Украины. В год 70-летия Победы организаторы акции "Георгиевская ленточка" (официально ими значатся МИА "Россия сегодня", созданное на базе "РИА Новости", и организация "Студенческая община") заявляют, что собираются раздать свыше 20 млн черно-оранжевых лент: 5 млн в Москве, 10 млн в регионах и еще 6 млн за рубежом.
В 2006 году директор подмосковного "Кооператива МИК" Сергей Прудовский, узнав о проведении акции "Георгиевская ленточка", стал одним из официальных поставщиков. Он увидел в изготовлении ленточек одновременно и социальный проект, и коммерческую выгоду: "тогда не было столько производителей, было много заказчиков и стоимость заказа была выше, чем сейчас". Ленточки пользовались спросом, и в 2007 году Прудовский получил благодарность мэра Москвы за вклад в развитие малого предпринимательства. Среди клиентов Прудовского были и госструктуры, и частные компании. Три года назад оргкомитет акции изменил требования к внешнему виду ленты: теперь ленточка акции должна быть обязательно жаккардового плетения, а не просто напечатана на сатине, как это делает МИК. Затем это правило внесли в тендерную документацию и органы власти: кооператив больше не смог получать госконтракты. В этом году к нему снова обратились организаторы акции и попросили бесплатно предоставить им около 100 тыс. ленточек, утверждает Прудовский. Он отказался, и больше в качестве официального производителя георгиевских ленточек на сайте акции он не значится. В самой акции к 2015 году он также разочаровался. "Эти крымские события, когда все нацепили ленточки, испохабили всю память о войне и всю акцию. Она стала политической и с каким-то нездоровым окрасом",— сокрушается Прудовский, продолжая, впрочем, печатать ленточки, "придерживаясь первоначального смысла акции". Он продает их региональным органам и частным компаниям, а часть бесплатно раздает ветеранам и детским домам.
Георгиевскую ленточку оплачивают как бюджетные учреждения, так и частные структуры, но роль государства до сих пор превалирующая. МИА "Россия сегодня" занимается в основном информационной поддержкой. Организация считается автором и вдохновителем идеи: по официальной версии ленточку придумали в интернет-департаменте под руководством Натальи Лосевой. По другой версии, в 2005 году идею раздавать и повязывать черно-оранжевый лоскут первому заместителю главы администрации, куратору внутренней политики Владиславу Суркову предложили лидеры молодежных движений, организации "Россия молодая", а разработкой концепции бренда и продвижением занималось агентство "ИМА-консалтинг", один из крупнейших подрядчиков администрации президента и московских властей.
"Студенческая община" самостоятельно заказывает и распространяет 5 млн лент, рассказала "Власти" ее руководитель Олеся Волченкова, а все остальные ленточки закупаются за счет бюджетов в регионах. Впрочем, точно оценить спрос невозможно: многие заказы на ленточки содержатся в общих тендерах на сувенирную продукцию или проведение мероприятий.
70-летие Победы резко повысило спрос региональных властей на ленточки. Патриотические чувства регионов находятся в диапазоне от 20 тыс. лент для Нижнего Тагила до 100 тыс. для Вологодской и Ленинградской областей. Некоторые губернаторы слегка преувеличивают свои достижения на ниве распространения победной символики. Так, Кемеровская область ежегодно заказывает около 40 тыс. ленточек, но в этом году объявила, что распространит около 0,5 млн ленточек в ходе 600 мероприятий. Самый масштабный региональный заказ на ленточки — в Санкт-Петербурге: третий год подряд администрация города закупает по 2 млн георгиевских лент, при том что общее число региональных ленточек по самым оптимистичным оценкам госзаказа не превышает 5 млн штук.
Десять лет назад первыми спонсорами ленточек выступили компании ЛУКОЙЛ, "Связной", "Седьмой континент", фастфуд "Крошка-картошка". С каждым годом к акции присоединялись все новые участники: BP, МТК, "Евросеть", "Интеррос", Агрохимбанк. Счет на миллионы начался после того, как в 2007 году у акции появился генеральный партнер в виде "Российских железных дорог", в том же году акцию благословил патриарх. Распространять ленточки в разные годы помогали "Почта России" и Сбербанк.
Нынешние бизнес-партнеры акции "Георгиевская ленточка" (те, что обозначены на сайте) не самые крупные компании. Возможно, "топы" опасаются открыто участвовать в акции из-за неоднозначного восприятия символа западными партнерами: так, по словам источника в одном из госбанков, в компании всерьез опасались имиджевых рисков, связанных с тем, что ленточка с прошлого года ассоциируется скорее с войной на юго-востоке Украины, чем с Победой, и даже думали не закупать ленточки для сотрудников. Но в конечном итоге купили.
Партнером акции считается компания, которая за свой счет распространила более 20 тыс. ленточек, таких в этом году 15. Все опрошенные "Властью" официальные партнеры акции заявили, что закупают ленты для распространения среди своих сотрудников. Группа компаний "Мортон" заказала в этом году 18 тыс. ленточек, рассказала "Власти" представитель компании. Банк "Кубань Кредит" закупил 25 тыс., говорит председатель правления банка Нина Чупрынникова. Сбербанк официальным партнером акции не значится, но по числу закупленных лент превосходит всех конкурентов по акции: в 2015 году банк закупил 1,4 млн ленточек. Несколько миллионов лент ежегодно закупает и распространяет за счет партийного бюджета "Единая Россия".
"В первые годы акции было не просто найти возможности для производства ленточек,— рассказал "Власти" один из основателей акции Василий Овчинников.— Правительственные гранты были редкостью — собирали с миру по нитке, был даже один год, когда пришлось заказывать ленточки в Китае… Сама "Студенческая община" покупала на собственные средства — так собственно и набирались ленточки для акции".
Сегодня по запросу "георгиевская лента" поиск в интернете предлагает несколько десятков компаний. Самым амбициозным можно назвать ЗАО "Казанский текстиль", называющее себя единственным производителем "настоящей" георгиевской ленточки. Обанкротившееся предприятие в 2011 году возглавили торговцы автомобилями и владельцы казанского таксопарка отец и сын Шайдановы. На следующий же год им повезло с большим заказом: завод сделал те самые ленточки, которые верующие прикладывали к прибывшей в Россию святыне — Поясу Богородицы. С тех пор дела пошли в гору, и в год 70-летия Победы компания гордо заявила, что выпустит 10 млн метров георгиевской ленты, что равносильно 30 млн отдельных ленточек: таких амбициозных планов нет даже у федеральных организаторов акции. О миллионном тираже заявила и Клинская текстильная фабрика, производитель наградных лент.
Официальный сайт акции предлагает сотрудничество с двумя производителями: ОАО "Русковрик" и "РПК-Триадос". В МИА "Россия сегодня" затруднились ответить на вопрос, почему именно они были выбраны официальными производителями ленты. Менеджер "Русковрика" рассказал "Власти", что компания стала официальным производителем акции, так как ранее делала ковры для здания "РИА Новости".
Директор магазина военных товаров "Курс молодого бойца" Иван Рябинкин уверяет, что для статуса официального партнера акции еще в прошлом году надо было обязательно заказывать ленты именно у этих производителей и присылать оргкомитету акции соответствующие документы о заказе. МИА "Россия сегодня" не регламентирует и не курирует отбор производителей лент, заявили "Власти" в организации.
Остальным желающим поучаствовать в "ленточном" бизнесе достаются лишь тендеры региональных властей. Так, краснодарская компания "Символ", многолетний обладатель госзаказов на производство российской символики, раздает георгиевские ленточки почти бесплатно, а продает их разве что муниципалитетам в заказах на несколько тысяч рублей, утверждает замдиректора компании Татьяна Бабенко. Есть и экзотические производители символа Победы: так, в 2014 году ульяновские власти заказывали ленточки у исправительной колонии N10, а директор компании "Курс молодого бойца" Рябинкин сказал, что в этом году выменял на свои товары ленточки в женской колонии в Петушках.
"Конкретно производителям в тендерах ловить часто нечего,— говорит Прудовский из МИК,— теперь в контракт чаще всего вписывают не просто производство, но и рекламные услуги: распространение или чего-то, чего производители сделать не могут". Однако бизнес выгодный. "Себестоимость ленты около рубля, а продают ее по два или по три",— говорит Прудовский.
Но закупка ленточек лишь половина расходов на акцию. Вторая часть — распространение и организация акции — целиком ложится на бюджеты.
Оргкомитет акции объявлял, что в Москве на раздаче ленточек задействовано 2,5 тыс. волонтеров. На официальных двадцати точках раздачи можно найти максимум четыре человека. Остальные помогают на мероприятиях в рамках акции, утверждают в "Студенческой общине". Оргкомитет Волонтерского корпуса-70 заявил, что по всей стране их более 80 тыс. человек. В регионах работают местные организации, говорит Волченкова из "Студенческой общины": комитет лишь консультирует их по правилам участия.
Волонтеры — это в основном студенты, помогающие на добровольной основе. Зато труд тех, кто их собирает, оплачивается. Саму "Студенческую общину" уже три года подряд субсидирует комитет общественных связей города Москвы, рассказала Волченкова. Общее количество госконтрактов "Студенческой общины" с Московской мэрией и подведомственными структурами за последние три года превысило 80 млн руб. В 2015 году от ГБУК "Мосволонтер" "Студенческая община" получила 2,5 млн руб. на "оказание услуг по организации деятельности волонтеров по шефству над ветеранами" и еще 2,9 млн руб. для "организации и проведения подготовки и обеспечения московского волонтерского корпуса 70-летия Победы в Великой Отечественной войне". "Студенческая община" не единственный получатель средств из московского бюджета. В конце 2014 года одно из московских бюджетных учреждений, "Городское агентство реализации общественных проектов", выделило на акцию "Георгиевская ленточка" 4 млн руб. некоему ООО "Приоритет".
В этом году расходы федерального бюджета на волонтеров серьезно выросли: Росмолодежь выделила 21,6 млн руб. на организацию работы с волонтерами. Раньше ее траты на акцию ограничивались 200 тыс. Тендер выиграла компания ООО "Праздничный проспект" — эта же организация получила в этом году еще 22 млн руб. от Росмолодежи и еще 1,4 млн от управы района Фили-Давыдково: именно там местные чиновники объявили, что развернут ленту длиной 1418 метров. В регионах масштаб цен другой: Томский центр спортивной подготовки молодежи потратит на волонтеров 100 тыс. руб., а Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга — целых 650 тыс. руб. Распространением ленточек за рубежом занимаются структуры Россотрудничества и консульства.
Хотя организаторы изначально заявляли, что ленточка не может быть использована в политических целях, черно-оранжевую расцветку теперь используют на политических митингах по любому поводу. Своим символом ее выбрало ультрапатриотическое движение НОД депутата Евгения Федорова и движение "Антимайдан". Но на популярности ленты, судя по заявленным организаторами цифрам, это не сказывается. Волонтер акции Екатерина Попова, работающая у станции метро "Новослободская", заверила "Власть", что раздает по несколько тысяч ленточек за смену, брать никто не отказывается. Представители компаний-партнеров акции также утверждают, что на отношение сотрудников к акции последний год не слишком повлиял: ленточку повязывают в знак Победы, а не солидарности с какими-либо политическими событиями. Согласно исследованиям рекрутингового портала Superjob.ru, в 2014 году 94% опрошенных высказались положительно о привычке повязывать ленточки: 82% сделали это однозначно, 12% — с некоторыми оговорками. Причина популярности ленточки в том, что Победа оказалась главной, если не единственной "духовной скрепой" российской государственности. "Она символизирует войну и нашу Победу в ней — одно из главных оснований современной российской идентичности,— говорит гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров.— Конечно, успеху георгиевской ленточки способствовала и эффективная маркетинговая компания, проведенная государственными СМИ". После Украины ленточка приобрела дополнительное эмоциональное звучание, став знаком отличия тех, кто поддерживает актуальную политику Путина, от тех, кто ее осуждает или индифферентен к ней, добавляет он: "при 84% его рейтинга соотношение сил "георгиевцев" и "антигеоргиевцев" вполне предсказуемо".