Изначально этот гастроном задумывался как храм роскоши и чревоугодия с самыми престижными деликатесами на прилавках. Несмотря на всю специфику советской торговли, магазин долгое время поддерживал свое реноме. Рассказываем, как ему это удавалось.

До Елисеевых

В историю российской и советской торговли дом №14 по Тверской улице попал благодаря династии купцов Елисеевых. До их вмешательства в 1898 году он простоял больше ста лет как особняк, построенный вдовой Григория Васильевича Козицкого. Почему-то хронисты гастронома больше внимания уделяют самому Козицкому, который был кабинет-секретарем Екатерины Второй, и даже пишут, что строительство здания началось при нем.

В действительности, Екатерина Ивановна Козицкая решилась на это уже после смерти мужа (тот умер в 1775 году, а строительство стартовало в 1787 году). Да и состояние, позволившее запустить стройку, она получила от своего отца Ивана Семеновича Мясникова, одного из богатейших промышленников Урала, которому принадлежало множество горнодобывающих предприятий. Два из них женщина получила в приданое, а еще одно – в наследство.

К созданию проекта своего особняка Козицкая привлекла архитектора Матвея Федоровича Казакова, одного из самых популярных на тот момент в Москве. Богатство вдовы позволило ему по-настоящему развернуться. Когда в 1812 году, уже после нашествия Наполеона, руководство Московского университета искало для проведения занятий уцелевшее в знаменитом пожаре здание, от дома Козицкой отказались из-за чрезвычайно роскошной отделки залов.

Затем особняк несколько раз менял хозяев и арендаторов, постепенно ветшая, и ничем выдающимся не запомнился. Самая яркая страница его ранней истории – салон княгини Зинаиды Александровны Волконской, которая жила там в 1824-29 годах. В 1874 году дом впервые перестроили, на первом этаже открыли магазины, а наверху появились элитные квартиры. А затем его выкупил Елисеев для реализации своих грандиозных планов.

Гастроном по европейскому образцу

К тому времени товарищество «Братья Елисеевы» было одним из крупнейших импортеров вина и оливкового масла в Россию. Вели они в основном оптовую торговлю, но имелись в их империи и небольшие магазины-лавки. Долгое время они открывали винные погреба в России и Европе, строили свой флот, вели торговые сделки в Англии, Франции и Испании, скупая урожай прямо на виноградниках и выдерживая вино на своих складах.

В конце 19 века они решили познакомить Российскую империю с концепцией розничной торговли, придуманной Аристидом Бусико. Француза по праву считают изобретателем ценников, сезонных распродаж, возврата товара, мерчандайзинга. Он также ввел практику бесплатной доставки на дом, раздачи рекламных буклетов и познакомил мир с идеей универмага. Григорий Григорьевич Елисеев, который к тому моменту единолично управлял торговой компанией, постарался перенести эти инновации на русскую почву.

Когда в 1901 году реконструкция дома закончилась, изумленная публика увидела громадный магазин с роскошным интерьером и огромным по тогдашним меркам ассортиментом. При этом Елисеев не стал открывать именно универмаг, а сосредоточился на тех товарах, которые ему были хорошо знакомы. В первую очередь – вина. В магазине был оборудован винный погреб. Кроме него работали колониально-гастрономический отдел, бакалея, кондитерский цех и магазин французского хрусталя. Большие площади были отведены под торговлю фруктами.

«Елисеевский» был предназначен для изысканной публики, на полках лежали и привычные москвичам деликатесы, и ранее невиданные продукты. Считается, что именно Елисеевы познакомили горожан с устрицами и трюфелями. В кондитерской готовили эксклюзивные пирожные, а выбор чая, кофе и вин был лучшим в России. Требования к качеству товара и обслуживания были очень строгие. Фрукты отбраковывались из-за малейшего пятнышка, продавцы были обходительны и вежливы.

Формат магазина пришелся по вкусу столичным жителям. Довольно быстро Григорий Елисеев открыл похожие предприятия в Санкт-Петербурге и Киеве, а оборот его акционерного общества к 1916 году вырос до фантастических 25 миллионов рублей. Для сравнения, килограмм черной зернистой икры стоил в то время 3 рубля 20 копеек, а килограмм творога – 25 копеек. В начале двадцатого века о компании Елисеевых говорили исключительно как об европейской торговой империи. Сложно представить, в какого «монстра» она бы превратилась, если бы в 1917 году не началась революция.

Советский период

Приход к власти большевиков, продразверстка и гражданская война привели к переустройству магазина. Национализировали его еще в 1918 году, запасы деликатесов исчезли стремительно, по карточкам можно было получить только самые простые товары. От прежнего храма обжорства с культом покупателя почти ничего не осталось.

Вернуть хотя бы подобие былого благополучия удалось только в годы НЭПа. В 1921 году бывший «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин» получает название «Гастроном №1» и начинает работать на коммерческой основе. В народе его по-прежнему называли «Елисеевским», но ассортимент уже не так поражал воображение. Хотя москвичи тогда уже были не столь взыскательны и удивить их было проще.

После сворачивания НЭПа гастроном привлекал коммерческим отделом. Там продавался обычный советский дефицит, но значительно дороже, чем в государственных магазинах, где он появлялся крайне редко. Импорт на Тверской тоже встречался. Например, только в этом гастрономе в свободной продаже лежали ананасы!

Читайте также: Торговля на службе социализма: универсам, или попытка советского супермаркета>>

Во время войны «Елисеевский» закрыли, а в его помещениях работал закрытый распределитель для высшего руководства. Но как только фронт подошел к границам СССР, магазин снова начал функционировать. Он стал первым коммерческим торговым предприятием в стране, в которой продолжала действовать карточная система. Именно в нем отоваривалась почти вся советская элита.

Ассортимент стал еще хуже – так, вернувшийся Вертинский долго удивлялся, что продавцы ничего не знают о вестфальской ветчине – но советских граждан в те времена говяжья вырезка и цитрусовые радовали не меньше. «Коммерческие цены» на деликатесы для большинства горожан оказались совершенно неподъемными, но они ходили в «Елисеевский», чтобы вновь окунуться в атмосферу мирной жизни.

Недолгий период до смерти Сталина и прихода к власти Хрущева «Гастроном №1» считался главным магазином страны, но затем у правительства появились новые любимые предприятия-передовики. Для СССР такой своеобразный фаворитизм был в порядке вещей. В зависимости от отношения руководства подчиненные подразделения получали фонды и товары повышенного спроса, как тогда официально называли дефицит. Лидирующее место в негласной иерархии магазину вернул только Юрий Соколов, которого назначили директором в 1972 году.

Елисеевское дело

Сегодня регулярно встречаются публикации, которые рисуют руководителя «Гастронома №1» одновременно эффективным менеджером советского разлива и опередившим свое время организатором. Действительно, при Соколове оборот магазина вырос в три раза, а дефицитные продукты почти не исчезали с полок. В рамках существующей в СССР системы распределения он, безусловно, действовал успешно. Но надо учитывать, что Соколов обладал одним важным преимуществом: ему покровительствовал сам Виктор Васильевич Гришин – практически всесильный тогда первый секретарь Московского горкома.

Рассказывали, что некоторое время, еще когда Гришин руководил профсоюзами, Соколов работал у него личным водителем, то есть входил в ближний круг. Из-за какой-то темной истории ему пришлось уйти, но доверительные отношения с бывшим начальником он сохранил. Так что стремительный карьерный рост объясняется в том числе и этим. В 1963 году Юрий Соколов пришел в систему торговли, довольно быстро стал замдиректором «Елисеевского» и в 1972 году его возглавил.

Связи помогли купить дорогое финское торговое оборудование, в частности, холодильники. Чтобы «выбить» валюту, которой тогда постоянно не хватало, требовалось вмешательство чуть ли не на уровне ЦК. Использование более современной техники сразу дало эффект – продукты не портились существенно дольше. Правда, в официальной отчетности это отражение не нашло, списывалось все строго по нормам, а излишки продавали налево.

Читайте также: Торговля на службе социализма: вендинг по-советски>>

Благодаря взяткам и протекции Соколов смог обеспечить и беспрерывное снабжение «Елисеевского» дефицитом. Когда КГБ начало раскручивать уголовное дело против московской торговли, выяснилось, что речь шла о гигантских для СССР суммах в 200-300 тысяч рублей. Но это того стоило. Гастроном получал импортные фрукты, самые востребованные мясные изделия, лучшие советские деликатесы и даже французский коньяк. Далеко не все из этого красовалось на прилавках. Очевидцы рассказывали, что в складских помещениях подвала функционировал как бы параллельный тайный магазин «для своих».

В годы позднего застоя «Гастроном №1» стал местом притяжения партийной и творческой элиты. Там отоваривались известные актеры и телевизионщики, милицейское начальство и цвет цеховиков. Директор «Елисеевского» превратился в значимую фигуру московской жизни, познакомиться с которым буквально жаждали.

Царствование Соколова закончилось в 1982 году. Скорее всего, он пал жертвой борьбы за власть между Юрием Андроповым и своим покровителем Виктором Гришиным. В «разработку» директор гастронома попал еще при жизни Брежнева, а арестован был, когда стало ясно, что тому осталось недолго. Убийственные факты о взятках и хищениях в лучших московских магазинах стали торпедой, которая потопила политический корабль Гришина. А после избрания Андропова генсеком последовали аресты и отстранение от власти его сторонников.

Все андроповские чистки советской системы торговли Соколов провел в тюрьме, суд состоялся только в ноябре 1984 года, затем приговор и – 14 декабря – расстрел. При этом ни аресты, ни суровое наказание бывшего директора общую ситуацию не изменили. Руководство магазинов продолжало платить взятки, чтобы им выделили побольше товаров повышенного спроса.

Дальнейшая история «Гастронома №1» ничем не отличается от хроники любого крупного продуктового магазина в СССР. Сухой закон, годы тотального дефицита, приватизация, слухи о перепрофилировании то в казино, то в ночной клуб, то в крупный торговый центр. Но, после реконструкции в 2003 году, ему снова вернули славу места, где продаются деликатесы.

Макс Усачев | RETAILER.ru

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar