Год основания: 2011.

Активных покупателей: 3,5 млн (3 квартал 2021).

Тематика: fashion.

Владелец: Global Fashion Group.

История

Интернет-магазин Lamoda в 2011 году создали четыре немецких менеджера: Буркхард Биндер, Доминик Пикер, Нильс Тонсен и Флориан Янсен. Они планировали повторить успех платформы Zalando, которая была тогда суперпопулярным онлайн-магазином одежды в Европе. Немцы видели в России серьёзные перспективы, к тому же один из них — Биндер — окончил МГИМО и прекрасно знал русский язык.

На первом этапе площадка работала с российскими дистрибьюторами, но вскоре перешла на прямую работу с производителями. Компания делала ставку на максимально быструю доставку: так, по Москве заказ должны были привозить в течение полутора часов. Довольно быстро Lamoda запустила собственную службу доставки — на российскую почту было мало надежды — и начала разворачивать сеть пунктов выдачи заказов. Параллельно компания вышла в Казахстан, Украину и Белоруссию.

К 2014-му Lamoda вошла в двадцатку крупнейших интернет-магазинов страны — и тогда же стала частью Global Fashion Group, структуры, созданной европейскими фондами Rocket Internet и Investment AB Kinnevik. В следующем году площадка начала работать как маркетплейс: предоставлять витрину и логистику fashion-брендам, в том числе крупнейшим вплоть до Inditex.

В пандемию Lamoda попыталась заняться FMCG-ритейлом, но эксперимент относительно быстро свернули из-за слишком серьёзной конкуренции на непрофильном для маркетплейса рынке. К тому моменту компанию уже покинули все основатели: последним был Флориан Янсен, который вместе с приличной часть команды весной 2020-го перешёл на работу в «Магнит». Его место занял экс-топ Metro Cash & Carry и Tele2 Джери Калмис.

Как дела сейчас

В третьем квартале 2021 года валовая прибыль Lamoda выросла на треть до 5,8 млрд рублей, чистый оборот — примерно на столько же, до 19,2 млрд руб. Акционеры активно вкладывались в завоевание рынка и инфраструктуру: по итогам квартала число ПВЗ превысило 500, а собственная доставка работала более чем в 800 городах.

В апреле 2022 года Global Fashion Group приостановила инвестиции в развитие маркетплейса — компания заявила, что сменит фокус с роста на финансовую окупаемость.В числе прочего компания заморозила строительство второго склада в России. В феврале, сразу после начала военных действий, Lamoda прекратила работу на Украине.

Условия для продавцов

Маркетплейс работает с юрлицами или ИП, самозанятых в качестве партнёров не рассматривают. Важное отличие от крупнейших маркетплейсов — партнёр-претендент должен иметь не меньше 50 артикулов, по каждому из которых может поставить не менее 20 экземпляров товара. На весь товар нужно иметь сертификаты соответствия и документы о регистрации торговой марки. Также площадка требует качественного визуального контента для карточек товаров.

Чтобы начать сотрудничать с Lamoda, нужно отправить анкету с ответами на 15 вопросов о компании, ассортименте и торговой марке. Маркетплейс рассматривает заявку два рабочих дня и далее принимает решение, начинать ли сотрудничество. В случае положительного решения Lamoda пришлёт коммерческое предложение и договор, его нужно подписать и отправить в офис маркетплейса. Как правило, на подписание договора уходит неделя.

Площадка не раскрывает комиссию для партнёров, для каждого она индивидуальна, прописана в коммерческом предложении и может достигать 50% от стоимости товара. При этом у Lamoda действует бонусная программа, благодаря которой комиссии могут существенно урезаться.

Логистическая схема одна: товары хранятся на складе маркетплейса, откуда их развозят курьеры. Основной склад пока единственный — в подмосковном Быково, при этом по всей стране действуют транзитные склады, это обеспечивает быструю доставку в большинство регионов присутствия. Партнёры жалуются на долгое ожидание возможности поставок — очереди могут достигать трёх-четырёх недель. Согласование поставок происходит через менеджера и занимает несколько дней. Кроме логистики, маркетплейс обеспечивает взаимодействие с покупателями через собственный колл-центр.

Lamoda выплачивает деньги партнёрам раз в неделю. В конце отчётного периода площадка высылает пакет закрывающих документов — для этого необходим подключённый электронный документооборот (ЭДО).

Плюсы и минусы

Lamoda — маркетплейс со строгими правилами входа и высокими комиссиями. При этом площадка обеспечивает весь цикл услуг, от маркетинга и коммуникации с клиентами до доставки: продавцу, по сути, остаётся только следить за товарными остатками. Для эффективного взаимодействия с площадкой каждым партнёром занимается отдельный менеджер.

На маркетплейсе — высокая конкуренция с топовыми брендами, малоизвестной компании будет непросто наладить продажи. С другой стороны, многие партнёры довольны сотрудничеством с Lamoda даже с учётом всех сложностей: если пройти все трудности, маркетплейс может дать стабильный приток выручки даже небольшому бренду.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.