Не все компании смогли пережить 2011 год. Больше всего банкротств произошло в потребительском и банковском секторах. И виной тому не кризис, а ошибки руководства компаний.
Несмотря на то, что 2011 год выдался для российского бизнеса достаточно напряженным, многие компании не только сохранили рентабельность, но и смогли нарастить прибыль. Однако положительных финансовых результатов удалось добиться далеко не всем, а часть компаний вообще обанкротилась.
Большая часть потерь пришлась на потребительский сектор. Например, статус несостоятельности в течение года получили ритейлер нижнего белья «Дикая Орхидея» и книжная розничная сеть «Топ-книга». Кредиторская задолженность компаний составила 3,6 млрд рублей и 2,3 млрд рублей соответственно. В обоих случаях основным кредитором компаний был Сбербанк.
Еще один признанный банкротом ритейлер — «Техносила». В течение года арбитражный суд подтвердил несостоятельность сразу обеих бывших головных компаний сети — ООО «Техносила» и ООО «Группа компаний СВ». Ранее банкротом был признан и входящий в розничную сеть Мультибанк. Общая сумма долгов группы превышает 11 млрд рублей. Впрочем, на операционной деятельности ритейлера это практически не отразилось. Новый бенефициар компании Михаил Кокорич еще в 2010 году заявлял, что перевел бизнес на новую управляющую компанию.
Фармацевтический дистрибьютор «Шрея Корпорэйшнл» в октябре решением московского Арбитражного суда признан банкротом. Его задолженность перед кредиторами оценивается в 7,9 млрд рублей.
Не смогла расплатиться с долгами и авиакомпания «Континент». Общая сумма ее кредиторской задолженности составляет 246 млн рублей, без учета долгов перед персоналом и пассажирами компании.
Туроператор «Капитал Тур» просил признать себя несостоятельным еще в конце прошлого года, но официальный статус банкрота компания получила лишь 22 декабря 2011 года. Общая задолженность компании составляет 1,5 млрд рублей, причем почти половину этой суммы она должна самой себе и своей основательнице Инне Бельтюковой. На другие 50% суммы долга претендуют кредиторы: Русславбанк, Росбанк, банк «Глобэкс», налоговая инспекция №17, а также страховщик «Инногарант».
«Многие компании так и не смогли перенести последствия 2008 года, и их текущие банкротства являются результатом того кризиса, а не тенденцией последнего года. В докризисные времена такие компании, как «Дикая Орхидея» и «Капитал тур», проводили достаточно серьезную политику экспансии, и их долговая нагрузка была несоизмеримо выше текущих показателей», — считает партнер BDO в России Елена Хромова.
При этом эксперт не ждет масштабной волны банкротств в течение 2012 года. По мнению Елены Хромовой, большинство компаний лучше подготовлено к новому витку кризиса.
Минус 24 банка
Несколько банкротств прошло и в банковском секторе. Значительная их часть связана с именем Матвея Урина, контролировавшего Традо-банк, банк «Славянский», Уралфинпромбанк, банк «Монетный дом», Донской инвестиционный банк, Соцгорбанк и Мультибанк. Все они лишились лицензий, часть из них уже признана банкротами, по некоторым судебного решения пока нет. Общий объем выплат Агентства страхования вкладов по этой группе составил более 14 млрд рублей. Это вполне сравнимо с объемом выплат, сделанных АСВ в кризисном 2008 году — 16,8 млрд рублей. Всего в течение года российская банковская система потеряла 24 кредитные организации. Некоторые из них уже признаны банкротами, другие дожидаются решения суда.
Главная причина банкротств в отрасли — ошибки менеджмента, уверен Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков. «Ухудшение деловой среды, безусловно, не на руку банкам, но подготовленные организации продолжат работать даже при ухудшении конъюнктуры. Что касается сознательного вывода активов руководством, то такого становится все меньше», — пояснил он.
В реальном секторе масштабных банкротств удалось избежать. Но в конце года все-таки было принято решение обанкротить «Балтийский завод», ранее входивший в «Объединенную промышленную корпорацию» бывшего сенатора Сергея Пугачева. Совокупная задолженность завода превышает 15 млрд рублей. Как ранее заявлял вице-премьер Дмитрий Козак, банкротство завода необходимо, чтобы удовлетворить требования более 70 кредиторов, а строительством кораблей займется другое юридическое лицо, созданное недавно — «Балтзавод- Судостроение».