Об экстенсивном развитии в условиях кризиса, коммерческой недвижимости и сервисе рассуждают представители компаний "КОРУС консалтинг", "Бахетле", "Эконика" и "Посуда центр".

Дата записи: 15 октября. Размер: 52,8 Мб. Время: 15 минут 11 секунд.

28.11. Санкт-Петербург. Круглый стол “Финансовый кризис: управление розничным бизнесом в новых экономических условиях”

Смотрите предыдущие серии круглого стола:

1 серия. О том, как кризис повлиял на компании "Бахетле", "Посуда Центр", Компьютер-центр "Кей" и "Глобус Гурмэ".

2 серия. Об оптимизации бизнес-процессов и эффективном использовании ресурсов в рознице рассуждают представители компаний The Alba, "Эконика", "1С-Рарус", Tip Top, "Кей", "Посуда центр" и "Бахетле"

3 серия. Об иллюзии выбора, маржинальности, планограммах, стоимости владения товаром и о том доживут ли поставщики до нового года говорят представители компаний Tip Top, The Alba, «КОРУС Консалтинг», Strategix, «1С-Рарус», «Кей», «Посуда центр», «Эконика» и «Глобус Гурмэ»

Владимир Скородумов (директор направления «ритейл», «КОРУС Консалтинг»): Я бы хотел обратить внимание на некоторые моменты: очень популярной остается тема экстенсивного развития, и наша компания обратила внимание, что сейчас об этом стали говорить более осмысленно. С одной стороны, ритейлеры стали требовать решения задач, связанных с оценкой работы магазина. С другой стороны, актуальны вопросы по выбору точек для открытия магазина. Мы, как интеграторы, столкнулись с невозможностью найти универсальное правило для работы с этими требованиями. Компании применяют совершенно разные подходы в зависимости, например, от города.

Поэтому вопрос к участникам круглого стола: Какие приемы используются для выбора места открытия магазина? Какие существуют особенности? 

Нужно пробовать договариваться о снижении арендных ставок с уже существующими арендодателями 

Игорь Васюков (исполнительный директор, «Посуда центр»): Я думаю, что сегодня крупные игроки рынка ритейл готовят суммы для покупки более мелких. Развитие будет происходить именно за счет этого. Если говорить непосредственно о нашей компании, то в Новосибирске уже произошло достаточно серьезное снижение ставок аренды недвижимости. Есть разделение на очень успешные торговые центры (которым не так важно, есть кризис или нет) и полупустые, предлагающие более низкую арендную ставку. Но такие торговые центры нам не интересны. Я думаю — нужно пробовать договариваться о снижении арендных ставок с уже существующими арендодателями, хотя непонятно насколько это возможно. 

Есть компании, которые наращивали число магазинов, не думая об их эффективности 

Валерий Литвинов (управляющий директор по Москве, «Бахетле»): У нас большие, специфические магазины, поэтому очень важно место и характеристики помещения. Когда компания выходила в Москву, основной проблемой стало наличие множества хороших мест, но отсутствие хороших помещений. Собственное производство в магазинах «Бахетле» занимает примерно столько же, сколько торговый зал.

Я не уверен, что сейчас на рынке недвижимости появятся хорошие места для аренды. Они как были дорогими, такими и останутся. В нашу компанию поступает очень много предложений от девелоперов, но в основном это те торговые центры, которые и раньше были не совсем успешные, либо были недостроенные. Есть еще предложения занять места закрывающихся магазинов, но мы считаем: раз предыдущие арендаторы были там неуспешны, то и наша компания вряд ли что-то сможет изменить. Ведь есть компании, которые наращивали число магазинов, не думая об их эффективности.

Что касается выбора площадок под магазин. Мы оцениваем трафик, достаточность места для парковки, людей, которые приезжают или живут рядом. Ведь к нам, в первую очередь, идут не за ценой, а за ассортиментом и качеством продукта.

Даниил Сомов (совладелец, ИД Retailer): Хотел затронуть тему оценки покупателей: в журнале Retailer magazine вышло две карты торговой привлекательности. Первая содержала всего один параметр – индекс цен на самые продаваемые бренды. Сейчас для такой карты специально некоторые параметры не учитываются, потому что есть очень много возможностей, например, данные по ипотеке, автомобильный кредит. Этих данных бесконечное количество.

А вообще, покупатель меняется? Предъявляет новые требования к ритейлу? Или потребителя нужно готовить к тому, что не будет? 

На первый план выходит именно эффективность работы 

Валерий Литвинов: Я думаю, что готовить покупателя ни к чему не нужно. Те люди, которые изначально были требовательны к сервису, такими и останутся. Когда человек приходит в магазин «Бахетле» и видит салат по цене 200 рублей за 100 грамм, понятно, что магазин должен быть чистым, светлым, салат хорошо подсвечен. Такой покупатель должен быть уверен в качестве, что он может спокойно оставить на парковке свою машину. Поэтому сейчас нужно думать о том, где мы можем сократить свои издержки, а где получить прибыль. На первый план выходит именно эффективность работы. Наша компания видимо будет сокращать количество товарных запасов и поставщиков. 

Не смотря на то, что доля рынка крупных ритейлеров небольшая, выбор для потребителя все равно есть во всех крупных городах 

У нас очень много предложений от поставщиков, но и наша компания стала к их выбору подходить более жестко — требования повысились и к уже существующим. Но остаться с пустыми полками тоже не хотелось бы. Я не говорю о ситуации, когда ритейлер не платит и ему, естественно, не отгружают товар. Но когда поставщик не привозит товар, потому что у него проблемы, это тяжело. Покупателю ведь об этом не расскажешь. Он (покупатель) просто развернется и уйдет. Не смотря на то, что доля рынка крупных ритейлеров небольшая, выбор для потребителя все равно есть, во всех крупных городах.

Даниил Сомов: Вернемся к покупателю. Уже достаточно давно ритейлеры зарабатывают деньги на аренде мест под автоматы для приема платежей. Есть ли какие-то возможности для дополнительного заработка, например, бонусы от поставщиков?
Константин Надеждин (коммерческий директор, «Эконика»): Я занимаюсь обувной рознией. К нам покупатель приходит несколько с другими ожиданиями, нежели в продуктовый магазин. Но, тем не менее, сервис и качество обслуживания, придется наращивать. Независимо от того: есть кризис или нет. А в кризис даже еще больше, потому что конкуренция за каждый контакт станет еще выше.

Я бы еще хотел коснуться предыдущего вопроса о выборе места для магазина. У населения помимо покупательской способности есть еще такой показатель как «модность». Тут возможна только субъективная оценка: то есть остается только приехать в город и смотреть какую обувь там носят. 

Когда компания продает полку, она продает свой профессионализм 

Даниил Сомов: Мне рассказывали историю о том, как обувная компания-ритейлер послала изучать покупательский спрос. Менеджер вернулся сообщил, что рынка нет вовсе в этой стране, так как жители просто не носят обувь. Через некоторое время уже другой менеджер посетил эту страну и, вернувшись, рекомендовал выйти на рынок страны, потому что там никто не носит обувь.

Игорь Васюков: Я когда-то был в Финляндии в магазине, где торгуют гвоздями. Так вот в этом магазине продавалась еще и еда. Для нас это была новинка. Я не мог понять, ну кто покупает гвозди и еду. Потом мы в магазинах «Посуда центр» поставили стойки с шоколадками и напитками. Так как два часа, проведенных в магазине, предполагают необходимость перекусить. И у нас действительно высоки продажи этой продукции.

«Посуда центр» не занимается продажей полок. Хотя если поставщик предлагает деньги, конечно не откажемся. Когда компания продает полку, она продает свой профессионализм. Если можно с этой полки заработать, зачем ее продавать? Важен товар, как быстро он продается.

Если говорить о терминалах приема платежей, то почему бы и не сдать. Тем более, что такие компании готовы платить по $5-10 000 за квадратный метр. Мы сдаем помещения в субаренду для того, чтобы снизить собственные затраты. На хорошем человеко-потоке субарендаторы готовы платить хорошие деньги.

А вообще я считаю, что если ты – торговый работник, то должен заниматься торговлей. Полагаю, это главное.

Участники круглого стола:

Даниил Сомов, совладелец, ИД Retailer; Сергей Горьков, руководитель отдела автоматизации продовольственной розницы, "1С-Рарус"; Олег Вайнберг, ИТ-директор, Компьютер-центр "Кей"; Андрей Яковлев, генеральный директор, "Глобус Гурмэ"; Ян Хануссек, директор по Восточной Европе, Strategix Enterprise Technology GmbH; Алексей Поляков, генеральный директор, Tip Top; Людмила Васильева, координатор бизнес-процессов, L’Occitane, Андрей Новиков, директор отдела розничных продаж, L’Occitane; Константин Наджедин, коммерческий директор, "Эконика"; Олеся Макаренко, вице-президент по маркетингу, The Alba; Татьяна Матюнина, руководитель департамента маркетинга, "Булочкин и колбаскин"; Елена Васильева, руководитель департамента организации торговли, "Булочкин и колбаскин"; Игорь Васюков, исполнительный директор, "Посуда центр"; Валерий Литвинов, управляющий директор по Москве, "Бахетле"; Владимир Скородумов, директор направления "ритейл", "КОРУС Консалтинг"; Сергей Коломийцев, президент, "Точка опоры".

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar