Сейчас сегмент фэшн находится в непростой ситуации: у некоторых ретейлеров обороты снизились на 10–20%, у кого–то даже на 30%. Нерентабельный бизнес закрывается, в прошлом году с рынка ушли 11 известных брендов. В основном страдают именно фэшн–ретейлеры: их доля в общем числе закрывшихся компаний в прошлом квартале была более 50%.
Высокая стоимость аренды торговых площадей становится тяжелой ношей для бизнеса в ситуации экономического кризиса. Напомню, оборот розничной торговли в Петербурге за первые 5 месяцев 2015 года снизился на 8,3%.
Разумное решение, которое позволяет сократить издержки ретейлеров и избежать закрытия магазина в такой ситуации, — снижение арендной ставки и переход на схему выплаты процента с оборота. Процент с оборота — привычная практика для торговых центров США и Западной Европы, где по этой схеме работает 80–90% операторов.
У нас же процесс только начинается. В России в начале 2015 года на процент с оборота перешло примерно 30% ретейлеров, а спустя полгода этот показатель составлял уже 40–50%. Ставка привязывается к товарообороту арендатора, и размер выплачиваемого процента зависит от многих факторов. Основные — это расположение комплекса, его проходимость, также влияет профиль оператора. Наивысшие ставки, как правило, у продавцов одежды — от 7 до 18% от оборота.
Если сравнить кризис 2008 года с нынешним, то одно из изменений в том, что теперь владельцы торговых комплексов и арендаторы готовы договариваться и сотрудничать. Причин изменения отношений между владельцами и арендаторами несколько.
Первое и главное — кризис жестче. Также не раз обсуждалось, что сейчас присутствует профицит качественных площадей. В 2014 году в Москве было открыто 14 торговых центров общей площадью 752 тыс. м2, а это в 5 раз больше, чем в 2013 году, и в 1,5 раза больше, чем в рекордном 2009 году.
Похожую ситуацию мы видим в Петербурге. Ротация арендаторов в торговых комплексах, даже гибких в переговорах, набирает обороты, а в более консервативных торговых центрах растет и доля свободных площадей. По прогнозам аналитиков, она может достичь 7,5% к концу 2015 года. Кстати, за прошлый квартал больше половины площадей освободили именно продавцы одежды, обуви и аксессуаров.
При этом интересно отметить, что даже в кризис развиваются развлекательные форматы: этот сегмент в структуре новых арендаторов II квартала вырос.
Также во II квартале оказалось больше открытых магазинов, чем закрытых, среди магазинов подарков, игрушек и книг. Похоже, люди стали реже покупать одежду, а за книги готовы платить.
Кризис не всегда объединяет усилия людей и бизнесов, а завышенные арендные ставки не всегда означают выручку. Малый и средний бизнес изо всех сил борются за место под солнцем, фэшн–ретейлеры то проигрывают, то выигрывают битвы. В такой ситуации хотелось бы обратить внимание на то, что решения есть всегда, будь то переход с фиксированной ставки аренды на схему процента с оборота или к поиску помещений в стрит–ретейле.
Кризис означает не только потери, но и возможности, в том числе для творчества и развития фэшн–бизнеса.