Рубль не собирается дешеветь. С конца 2016 года доллар в России стоит так дёшево, как не стоил уже полтора года. Россияне начали больше путешествовать, покупают больше импортных товаров. Многим компаниям крепкая национальная валюта тоже выгодна, но некоторые несут убытки и ждут новой девальвации. "Секрет" попросил экспертов рассказать, кто больше заработал и потерял больше всех.
Андрей Мовчан, руководитель экономической программы Московского центра Карнеги:
Выиграли те, у кого в себестоимости много импорта. Например, те области, где закупают товар за рубежом и продают его в России. Это прежде всего ритейл. Например, торговля бытовой техникой. В эту же категорию выигравших попадают продавцы и производители товаров с низкой добавленной стоимостью и низкими расходами на труд в России. Это, например, автомобили иностранных брендов российской сборки или автоматизированная сборка компьютеров в России. Сюда же можно отнести сложные производства приборов. Например, самолёты "Сухой Суперджет", которые на 80% состоят из импортных комплектующих. Как ни парадоксально, выигрывают все, кто работает на внутренний рынок на импортных запчастях.
Теряют те, у кого большая доля себестоимости приходится на оплату труда (прежде всего это сельское хозяйство), те, у кого ресурсы здесь, а продажи на внешних рынках (например, горнодобывающие компании и экспортёры минеральных ресурсов), те, кто производит биржевые товары. Кто теряет больше всех? Пшеница, сахар, крупный рогатый скот. Кто — меньше? Те, кто глухо работает на внутреннем рынке. Например, это производители птицы, которую у нас отлично потребляют на внутреннем рынке и умеют при этом выращивать из российских же птенцов.
Номинально те, кто производит здесь и продаёт тоже в России, как бы не должны замечать изменений, потому что расчёты у нас все в рублях, но в России экспортёры — главный источник потребления. Когда они начинают меньше зарабатывать и меньше тратить на товары и услуги, страдают все.
Игорь Нуждин, главный аналитик Промсвязьбанка:
Крепкий рубль выгоден тем, кто ориентирован на внутренний рынок (это потребительский сектор, туризм, банки, строительств и т. д.), и не выгоден экспортёрам. В России во всех видах экономической деятельности сохраняется высокая доля импорта, поэтому рост доходов граждан в долларовом эквиваленте приводит к росту потребительского спроса. Крепкий рубль выгоден в некоторой степени и производителям, так как дешевеют импортное оборудование и сырьё. Это в некоторой степени способствует росту инвестиций. Определённое оживление наблюдается в сфере авиаперевозок, где в январе 2017 года пассажиропоток на зарубежном направлении увеличился на 30% (это без полётов в страны СНГ).
Для экспортёров негатив заключается в том, что их издержки, номинированные в рублях, в долларовом эквиваленте растут, что приводит к снижению их конкурентоспособности на внешних рынках. Например, сталелитейные компании в четвёртом квартале 2016 года уже ощутили на себе укрепление рубля: себестоимость сляба в среднем в долларовом эквиваленте выросла относительно третьего квартала на 13–17%, до $230–250 за тонну, притом что цена реализации увеличилась незначительно. То же самое происходит у производителей цветных и драгоценных металлов, нефтяных компаний.
Алла Дворецкая, доктор экономических наук, профессор РАНХиГС:
Бенефициарами сильного рубля традиционно являются потребители, импортёры, импортозамещающие производства, ЦБ. Проигрывают сырьевые экспортёры, банки с высоким валютным балансом и правительство (бюджет).
При укреплении валюты ЦБ сохраняет валютные резервы, не тратится на валютные интервенции. Стабильная валюта помогает удерживать инфляцию на низком уровне (ослабление рубля, к примеру, на 10%, по расчётам, увеличивает инфляцию на 1–1,5%).
Бюджетным властям выгодна девальвация, потому что при дешёвом рубле им проще финансировать дефицит бюджета за счёт роста доходов от экспорта. Кроме того, можно сэкономить на использовании резервных суверенных нефтяных фондов для покрытия дефицита бюджета. Сейчас министерство финансов пытается притормозить удорожание рубля. С этой целью оно начало скупать валюту на рынке, но масштабы покупок пока сильно на курс не влияют.
Что касается бизнеса, однозначно в выигрыше традиционные экспортно-ориентированные виды деятельности: добыча полезных ископаемых, базовая деревообработка, производство целлюлозы и древесной массы, производство химических удобрений, а также сырья для изготовления пластмассовых изделий, изготовление проката чёрных и цветных металлов, производство транспортных средств и оборудования. Пользу от сильного рубля также ощущают также торговля, строительство, транспорт, связь. Однако их развитие тормозится снижением спроса, обусловленным падением реальных доходов населения.
Укрепление рубля идёт на пользу "импортозамещающим" отраслям, но здесь всё не так однозначно. Многие сегменты национального потребительского, продовольственного и сельскохозяйственного рынков зависят от импорта. Оборудование для птицеферм, комплектующие в сельскохозяйственном машиностроении, семенной картофель, саженцы на 70–90% завозятся из-за рубежа. Это сокращает выигрыш от укрепления рубля. Кредиты для развития внутри страны остаются недоступными при любой стоимости национальной валюты.
В целом укрепление рубля идёт экономике на пользу, но скорее в среднесрочной перспективе. Валютный курс — это визитная карточка страны в глобальном мире. А на коротких интервалах волатильность курса по-разному сказывается на разных экономических группах. Важно, чтобы изменчивость не была резкой и непредсказуемой. За это у нас отвечает ЦБ.
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик холдинга "Финам":
Сильный рубль выгоден многим. Например, мобильным операторам. Они могут значительно дешевле закупать оборудование, которое, как правило, производится не в России. Меньшую (но всё равно заметную) выгоду извлекают операторы фиксированной связи — в частности, "Ростелеком". По инвестиционным программам доля импорта там хоть и меньше, но она всё равно существенна.
Заметно выигрывают крупные ритейлеры, которые, как правило, импортируют товары. Это не только продуктовые ритейлеры, но и продавцы бытовой техники, электроники, тех же мобильных телефонов ("М.Видео", "Связной", "Евросеть"). Все эти магазины импортируют товары из-за рубежа, и полностью эти поставки, как правило, не хеджируются и не авансируются. Они могут использовать укрепление рубля, чтобы нарастить товарные запасы, заключить выгодные долгосрочные контракты.
Ещё от крепкого рубля, разумеется, выигрывают компании, у которых значительная доля долгов номинирована в валюте, а выручку они получают в рублях. Из публичных компаний это в основном опять же российские мобильные операторы.
О том, кто больше всех потерял, пока судить сложно. Это те, у кого есть валютные депозиты. Это сырьевые компании, которые зарабатывают в валюте, а зарплаты выплачивают в рублях. Экспортёры сельскохозяйственной продукции при прочих равных от сильного рубля тоже проигрывают.