Второй по величине игрок на российском пивном рынке компания Sun InBev (подразделение мирового лидера AB InBev) по итогам 2011 года неожиданно получила убыток более 3 млрд руб., хотя еще годом ранее работала в прибыль. Пивовар не комментирует плачевные результаты прошлого года. Участники рынка считают провальной стратегию производителя «Клинского»: значительно увеличив расходы на рекламу и расстановку в сетях, компания в итоге так и не смогла их компенсировать за счет прибыли от продаж.

Минувший год стал весьма успешным для Anheuser Bush InBev. Компания продемонстрировала рост чистой прибыли на глобальном рынке на 45,4%, до 5,85 млрд долл., а размер выручки увеличился на 7,5%, до 39,046 млрд долл.

На этом фоне российское подразделение компании оказалось ложкой дегтя в глобальной финансовой бочке хмельного меда. Как следует из отчетности, опубликованной на сайте Sun InBev, прошлый год принес компании чистый убыток в размере 3,311 млрд руб. (111 млн долл. по курсу ЦБ). Годом ранее чистая прибыль Sun InBev составляла 309,8 млн руб. (10,4 млн долл.), несмотря на значительный рост цен, спровоцированный 200-процентным увеличением акциза на пиво.

Такой значительный убыток пивоваренной компании стал сюрпризом для опрошенных РБК daily экспертов отрасли. Другие финансовые показатели Sun InBev в 2011 году вполне укладываются в общий рыночный тренд снижения объемов производства и доходности бизнеса при увеличении выручки. В 2011 году компания увеличила выручку на 6,9%, до 40,1 млрд руб. При этом объемы производства пива снизились на 7%, до 15,25 млн гектолитров, а продажи упали на 5,6%.

«Ключом к пониманию причин ухудшения финансовых результатов компании является резкое падение доходности от продаж на фоне увеличения коммерческих расходов», — заявил РБК daily аналитик «ВТБ Капитала» Иван Кущ, изучив отчетность. Действительно, из документов следует, что в 2011 году Sun InBev продавала пиво себе в убыток. Если в 2010 году, который был признан пивоварами крайне сложным и проблемным для отрасли, компания получила от продаж прибыль в размере 1,816 млрд руб., то прошлый год принес ей 650 млн руб. убытка.

«Очевидно, что на результат оказало влияние увеличение расходов на рекламу и представленность на полке, — выразил мнение представитель крупной российской алкогольной компании. — Sun InBev увеличила рекламный бюджет перед грядущим запретом на телевизионную и наружную рекламу пива в июле 2012 года. Плюс на 2 млрд руб. вырос показатель себестоимости продаж, что означает затраты на работу с сетями и традиционной розницей путем расширения представленности на полке».

По словам собеседника РБК daily, подобная стратегия является весьма распространенной, но не дает гарантированного результата. «Увеличение рекламной активности и расширение представленности в рознице призвано привлечь новых покупателей. Например, так работает «Синергия» с водкой «Беленькая», — рассказал эксперт. — Видимо, пивовары сработали неэффективно, отсюда и результат».

На фоне финансового провала Sun InBev результаты его главного конкурента — лидера российского рынка компании «Балтика» (принадлежит Carlsberg) — выглядят неплохо. Как рассказали РБК daily в пресс-службе компании, «Балтика» закончила 2011 год с чистой прибылью 17,7 млрд руб. (594,3 млн долл. по курсу ЦБ), что на 7,6% меньше, чем годом ранее.

По мнению директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, в ближайшие годы доля лидеров пивного рынка будет падать «за счет выхода на авансцену нелегальных производителей»: «Увеличение ставки акциза на пиво привело к тому, что этот рынок стал интересен для нелегалов. В 2011 году объем серого рынка пива в России составил 7%, в 2012 году он будет не менее 10%».

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments