В этом году киевские ритейлеры начали распродажи на месяц раньше обычного и предлагают покупателям огромные скидки. Только так сети могут привлечь в свои магазины клиентов, отказавшихся от покупок на фоне экономического кризиса. Ассортимент при этом стремительно сокращается.
Украинские ритейлеры наперебой предлагают покупателям различные скидки: сейчас приобрести одежду или обувь можно с дисконтом 70%. Клиент, который приобрел две пары обуви или две вещи, может получить третью вообще бесплатно. Аукцион невиданной щедрости в этом году начался на месяц раньше, чем в 2013 году.
"Мы предлагали скидки на новую коллекцию. Такого еще не было", — признается генеральный директор группы компаний "Ультра" (развивает в Украине сети Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров.
Большие распродажи устраивают даже те ритейлеры, которые работают в сегменте "средний минус". Например, сеть Centro предоставляет 30-процентные скидки именинникам и 50% — по специальным купонам. Обувной ритейлер Kari предоставляет покупателям дисконт в размере 50–70% первоначальной цены. В этом году многие ритейлеры стали как минимум вдвое чаще присылать различные SMS-сообщения с напоминаниями об акциях, скидках и подарках, которые ожидают покупателей товаров в их магазинах.
"Нам нужно распродать всю нынешнюю коллекцию до конца сезона, — объясняет генеральный директор компании "Кари Украина" (сеть Kari) Максим Мазитов. — Осенью у нас будет новая коллекция, а что делать со старой?"
Мазитов отмечает, что таким образом ритейлеры поступают всегда. Но в этом году у большинства из них наблюдаются проблемы с планированием.
Дело в том, что большинство коллекций заказывается за шесть-восемь месяцев до даты поставки товаров в сеть. Уже тогда ритейлеру на свой страх и риск нужно определить модельный ряд, ассортимент и количество наименований товаров. Но восемь месяцев назад на Украине все было спокойно, напоминает совладелец компании Zeebra (сети Butlers, Six, I am, Glossip) Дмитрий Ермоленко. Доллар стабильно стоил около 8 грн, и большинство экспертов не прогнозировали его падения до президентских выборов, которые тогда планировалось провести в 2015 году. "Страна готовилась к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС, поэтому прогнозы у большинства аналитиков и ритейлеров были позитивными", — отмечает он.
На основании этих прогнозов и делались заказы.
Но когда товары поступили в сети, ситуация на Украине кардинально изменилась. В стране произошла революция, курс национальной валюты резко обвалился с 8 до 12 грн/$, а на востоке страны начались военные действия.
Потенциальные покупатели, неуверенные в завтрашнем дне, отказались от покупок. Большинство старается отложить деньги на черный день. Об этом свидетельствуют данные исследовательской компании GFK. Эксперты GFK отмечают, что потребительские настроения покупателей в апреле упали на 5,5 пункта, до 61. В результате ритейлеры столкнулись с падением продаж. Магазины, которые торгуют дорогими товарами, зафиксировали падение объемов реализации практически в два раза по сравнению с январем – июнем прошлого года. Директор по развитию сети "Люксоптика" Евгений Малев отмечает, что покупатели стараются приобрести более дешевые товары: с января по июнь средний чек в магазинах "Люксоптика" упал на 10–15%.
Сети принимают меры, чтобы обезопасить себя от возможных проблем в будущем. Андрей Макаров говорит, что уже осенняя коллекция будет вполовину меньше по сравнению с прошлым годом. Более того, она будет существенно дороже: большинство ритейлеров заказывают коллекции за границей, поэтому вынуждены заложить новый курс в стоимость товаров.
Помимо этого, практически все сети отказываются от нерентабельных магазинов. "Если мы не договоримся с торговыми центрами о более низких арендных ставках, то мы откажемся от торговой точки", — поясняет Андрей Макаров. Его мнение разделяют и другие украинские сети. Торговые центры идут на уступки. Руководитель департамента стратегического консалтинга компании UTG Виктор Оборский рассказывает, что сейчас в большинстве случаев цены в договорах аренды, которые, как правило, привязаны к курсу доллара, фиксируются из расчета 8–9,5 грн/$.
Правда, такие договоры заключаются обычно на небольшой срок — два-три месяца. После этого стороны вновь садятся за стол переговоров. Учитывая пессимистичные прогнозы аналитиков, до конца года ситуация существенно не изменится.