Закон об онлайн-кассах действует уже несколько лет и по-прежнему остается одной из самых спорных и обсуждаем инициатив государства по регулированию торговли. Эксперты компании Subtotal рассказали нам, как он повлиял на отечественный ритейл, что случилось 20 декабря 2017 года и каковы перспективы дальнейшей цифровизации торговли.

Закон об онлайн-кассах – один из самых обсуждаемых ритейлерами законопроектов последних лет. Действительно ли реформа была необходима?

Интернет дает много новых возможностей, является средой для передачи информации, используется почти в любой области нашей жизни, и это обстоятельство нельзя игнорировать. Переход на онлайн-кассы – ожидаемый результат с одной стороны прогресса, с другой – совершенствования системы государственного управления. Контроль за денежными потоками в розничной торговле давно был в фокусе внимания государства. Другой вопрос в том, что реализовать данную реформу можно было разными способами. Например, фискальный накопитель в онлайн-кассе – явно избыточный элемент, так как данные передаются онлайн и, вероятно, ни налоговая, ни любой другой контролирующий орган заглядывать в них не будут. Самый простой вариант онлайн-кассы мог бы быть: любой планшет или ноутбук, плюс ЭЦП и любой чековый принтер. Это в разы сократило бы затраты предпринимателей на кассовое оборудование и упростило процедуру подключения кассы к ОФД.

Насколько корректно был организован процесс на законодательном уровне? Были ли просчеты у правительства?

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Некоторые обстоятельства можно было предсказать, что-то оказалось неожиданностью. Главное, что выводы все-таки были сделаны. Например, недавно вышли поправки к закону, в которых сроки перехода на онлайн-кассы для ИП без наемных сотрудников были перенесены. Надеемся, это позволит избежать дефицита фискальных накопителей и оборудования, который случился во время первой волны в 2017 году.

С какими сложностями столкнулись ритейлеры?

В первую очередь, ритейлеры столкнулись с дефицитом фискальных накопителей. Затем, с неоднозначной трактовкой некоторых законодательных актов (кому нужна онлайн-касса, а кому — нет), что, в общем-то, часто происходит при внедрении того или иного нововведения. Но, так или иначе, все сложности были решены и переход на онлайн-кассы можно считать состоявшимся. А это действительно глобальное событие, кардинально меняющее методы ведения розничного бизнеса в России.

Остались ли какие-либо еще нерешенные проблемы у представителей бизнеса в связи с переходом на онлайн-кассы?

Так как в 2017 году возникли сложности с наличием ФН, государство разбило второй этап на 2 волны. Это позволит избежать тотального дефицита, но сложности будут все равно. Дело в том, что в 2017 году переход на онлайн-кассы состоялся лишь для тех, кто и так уже использовал фискальную кассовую технику. В 2018-2019 годах реформа коснется тех представителей бизнеса, которые не использовали ККТ ранее. Это совершенно новые пользователи, не имеющие никакого опыта работы с данным оборудованием.

Как обстоят дела сейчас – какой процент компаний перешел на онлайн-кассы?

По данным ФНС на конец 2017 года на учет поставлено около 1,5 млн. единиц кассовой техники. Это больше, чем ожидалось (1,2 млн.). Это предприниматели и организации, использовавшие ККТ до момента внедрения реформы. В 2018-2019 годах потребуется не менее 2 миллионов онлайн-касс для малого бизнеса на ЕНВД или патенте (сегодня они имеют отсрочку и не используют кассы).

Какой диапазон цен на установку, настройку и обслуживание онлайн-кассы? От чего зависит конечная цена?

На одну онлайн-кассу предприниматель в среднем тратит более 30000 рублей. А именно, 17000-28000 на оборудование, и оставшуюся часть — на ПО и услуги по его настройке. Также необходимо заплатить 3000 рублей в год за услуги оператора фискальных данных (ОФД).

Какие есть возможности у ритейлеров минимизировать эти расходы?

Можно использовать налоговый вычет (18000 рублей) или специальные предложения банков, интернет-бухгалтерий, а также других поставщиков услуг для малого бизнеса.

Для ритейлеров данный законопроект имеет больше плюсов или минусов?

Если говорить о крупных ритейлерах, реформа затронула их скорее всего только с финансовой точки зрения. Они и до нее активно использовали современные средства автоматизации бизнес-процессов. Иначе крупному бизнесу в современных реалиях просто не выжить.

Совсем по-другому сложилась ситуация в малом и среднем бизнесе. Уже сегодня мы видим, как он начинает меняться, переходя на онлайн-кассы. При первом приближении, покупка онлайн-кассы влечет за собой только дополнительные расходы, которые вряд ли окупятся налоговым вычетом в сумме 18000 рублей. Ведь кроме расходов на саму кассу нужно будет заплатить за услуги по ее настройке оборудования, а также за услуги ОФД.

С другой стороны, у ИП и владельцев совсем небольших предприятий появилась возможность гармонично уйти от ручного учета и попробовать технологии, о которых они раньше даже не задумывались. Что вряд ли было ключевой целью реформы, однако именно так и происходит.

Если внимательно подойти к выбору онлайн-кассы, то за 25000-30000 рублей можно не только соблюсти требования законодательства, но начать контролировать и развивать бизнес. Подключая кассу к онлайн-сервису автоматизации торговли, можно получить управление складом, доступ к данным о продажах, отчеты и аналитику, систему лояльности, SMS-рассылки — и все это в онлайн режиме 24/7. В итоге, это не только сэкономит время и деньги, затрачиваемые на рутинные операции (печать ценников, инвентаризацию, инкассацию и пр.), но и предоставит предпринимателю все необходимые данные о ключевых бизнес-показателях для повышения продаж или прибыльности бизнеса.

Какие возможности, преимущества, дают онлайн-кассы компаниям розничной торговли?

В настоящий момент происходит создание и совершенствование экосистемы для малого бизнеса, в которую уже входят «онлайн-кассы», «онлайн-автоматизация», «онлайн-бухгалтерия», РКО, эквайринг и ОФД. Бизнесмен может не только выбрать необходимые ему онлайн-услуг, но и максимально просто состыковать их между собой. Очень скоро они будут интегрироваться «бесшовно», то есть все части экосистемы в ближайшем будущем смогут беспрепятственно обмениваться данными, начало чему уже положено. Например, фискальные регистраторы и некоторые модели контрольно-кассовых терминалов уже сегодня передают фискальную информацию в облачные кассовые сервисы (Эвотор, Дримкас.Кабинет, Облачная касса и пр.), а те, в свою очередь, далее в сервисы управления складом и интернет-бухгалтерию для подготовки налоговой отчетности и т.д.

Онлайн-кассы удобны налоговикам и выгодны компаниям, занимающимся их установкой. Кто еще выиграет от данного закона?

Появление онлайн-касс подтолкнуло банки, интернет-бухгалтерии и прочих игроков к стремительному развитию и интеграциям. В итоге создаваемая инфраструктура (экосистема) может стать дополнительным источником дохода для всех, кто предоставляет какие либо услуги рознице в рамках этой экосистемы. Помимо онлайн-кассы, предлагаемые сегодня на рынке решения уже включают: услуги ОФД, РКО, торговый эквайринг, онлайн-автоматизация и управление складом, онлайн-бухгалтерию.

Например, вы выбираете банк, работающий без отделений и не требующий вашего личного визита. Помимо помощи в регистрации ИП/ООО, банк предлагает:

• несколько месяцев бесплатного расчетно-кассового обслуживания,
• бесплатный бухгалтерский сервис,
• онлайн-кассу, соответствующую ФЗ 54, например, за 20000-26000 рублей и бесплатный тестовый период использования облачного онлайн-сервиса автоматизации торговли,
• ОФД и ЭЦП – со скидкой, так как все это входит в предложение.

Более того, банк может предоставить онлайн-кассу бесплатно, если предприниматель будет использовать её вместе с облачным сервисом автоматизации бизнеса. Это даст возможность банку собирать данные о продажах и оценивать кредитоспособность бизнеса клиента в онлайн режиме.

Затронул ли ваших клиентов сбой в работе онлайн-касс, который произошел 20 декабря 2017 года? Если нет, то как удалось избежать?

Сбой затронул примерно половину пользователей кассового оборудования компании ШТРИХ-М и требовал обновления прошивки фискальных регистраторов. Компания ШТРИХ-М является нашим партнером, поэтому для решения проблемы у наших клиентов мы привлекали авторизованные сервисные центры ШТРИХ-М. Это позволило оперативно восстановить работоспособность оборудования.

По данным СМИ, декабрьский сбой в работе онлайн-касс произошел из-за небольшой ошибки программистов. Вы согласны с этой версией?

По официальным данным компании ШТРИХ-М это была ошибка в прошивке, устанавливаемой в фискальном регистраторе. По мере роста функциональности оборудования (в первую очередь требования ФЗ-54), растет сложность прошивки. Вероятно, это привело к возникновению ошибки, от этого не застрахован ни один разработчик ПО.

Как организован данный процесс на Западе? Работают ли там онлайн-кассы?

Онлайн-кассы появились в странах Европы и Азии (например Швеция, Южная Корея, Казахстан, Сербия, Чехия, Польша и др.). Во многих станах перевод на новые кассовые аппараты показал достаточную эффективность, например, уже в 2011 году в Швеции собираемость НДС в ресторанном бизнесе выросла на 7%, а в отрасли салонов красоты — на 11%. Македония увеличила налоговые поступления на 17 %, а Болгария в 2012 году — на целых 30% (по данным Forbes).

Действительно ли кассовая реформа приведет к сокращению персонала – в частности, бухгалтеров, работающих в небольших фирмах? Какие еще профессии попадают под удар?

Очевидно, что тетрадь и Excel тоже будут скоро замещены облачными сервисами для ведения бизнеса, также как смартфоны заменили ежедневник за последние 10 лет.

Изменения на российском рынке решений для малого и среднего бизнеса ФЗ-54 сжимает до 2-3 лет, так как к 1 июля 2019 года подавляющее количество розничных точек в России будут передавать фискальные данные в ОФД, в каждом магазине, кафе, ларьке, шиномонтаже будет установлена онлайн-касса и обеспечен доступ в интернет. Бизнес из тетрадок сразу шагает в онлайн.

Мир меняется. Вместо CD/DVD/флешки сегодня привычней Dropbox, Google Drive, Яндекс.Диск. SMS вымирает под натиском мессенджеров. Коробочное ПО будет замещено SaaS по мнению аналитиков через 3-5 лет.

Для программистов 1С и приходящих бухгалтеров — это повышает риски остаться без работы.

Почему компания Subtotal работает с представителями малого и среднего бизнеса? Почему вы не сотрудничаете с крупными сетевыми магазинами?

Средний и крупный бизнес уже использует IT-решения, конкурировать с 1С и другими поставщиками на этом рынке — бессмысленно. Мы изначально делали продукт именно для предпринимателей, ведущих бизнес в тетради. С одной стороны они не могут себе позволить потратить 100000 рублей или более на торговое оборудование и систему автоматизации. С другой — у них типовые процессы и потребности. При этом у нас растет количество сетевых клиентов с 10-15 точками, так как масштабирование бизнеса на облачном решении — самый практичный на сегодняшний день вариант.

Цифровизация экономики и развитие технологий в ближайшем будущем. Что стоит ждать? Какие интересные и полезные технологии могут быть внедрены в ритейле в ближайшие годы?

Активное формирование экосистем онлайн-решений для малого бизнеса началось в 2017 году. Необходимо от 3 до 5 лет, чтобы это начало влиять на старый рынок дистрибуции программного обеспечения и услуг в области бухгалтерии. Малый бизнес уже получил возможность использовать передовые технологии и смог оценить все преимущества таких решений. Но перспективы еще более привлекательны.

К примеру, в обозримом будущем ожидается внедрение технологий машинного обучения в облачные сервисы автоматизации. Уже в этом году вполне может стать реальностью, когда управляющий цветочного бутика будет получать на почту напоминание о том, что нужно разместить заказ поставщикам, так как скоро ожидается высокий спрос (например, к 8 Марта). Более того, предварительный заказ уже будет сформирован системой на основании тех данных, которыми она располагает. Управляющему достаточно будет только подтвердить заказ и все — бутик готов к высокому спросу. Сложно предсказать в какой мере такие технологии будут востребованы бизнесом и как они на него повлияют. Очевидно лишь то, что процесс необратимых изменений в российском ритейле уже начался.

Подготовила Алена Яркова

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ретейла.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar
Виктория
Гость

» Например, фискальный накопитель в онлайн-кассе – явно избыточный элемент, так как данные передаются онлайн». Один человек высказал это ошибочное утверждение, и все кинулись повторять. Выгляните за пределы МКАДа, и посмотрите, какой там «онлайн». В регионах кассы подключают к интернету только в городах, а райцентры и села имеют право работать и без интернета, и без ОФД. Потому что в некоторые места даже Ростелеком кабель не тянет, и мобильная связь ловит только если на березу залезть. И там фискальный накопитель это необходимость, потому что иначе данные никак не зашифруешь и не сохранишь.