О плюсах и минусах подсчета посетителей рассказывает Дмитрий Семеник, руководитель направления систем подсчета ООО «Элемент Стор РС».

— Управление любым бизнесом основывается на подсчете денег. И чем точнее и глубже эта аналитика, тем надежнее и прибыльнее бизнес, тем успешнее все начинания бизнесмена.

То же можно сказать и о подсчете клиентов. Поскольку клиенты являются источником денег, которые могут влиться в кровеносную систему вашего бизнеса, их подсчет радикально улучшает понимание процессов вашего предприятия, его сильных и слабых мест. При этом очень важна возможность оценить не только число клиентов, которые совершили сделку с вашим предприятием, но и тех, которые проявили к вам интерес, но ушли ни с чем. Это упущенная вами прибыль. Воздействие на аудиторию потенциальных клиентов как раз и является той деятельностью, которая повышает ваш доход и позволяет укреплять позиции на рынке.
Ретейл является таким видом бизнеса, где подсчет потенциальных клиентов осуществляется с высокой точностью. Для этого используются системы подсчета посетителей, дающие информацию о посещаемости торгового объекта и (при необходимости) определенных его зон. Установив на своих объектах счетчики посетителей, руководитель предприятия узнает посещаемость своего объекта по часам, по дням. Он может сравнивать посещаемость различных своих объектов и их зон, а также соотнести посещаемость с выручкой. Может соотносить показатель выручка/посещаемость с работой различных смен персонала. И это лишь малая часть тех данных, которые становятся доступными ему при установке систем подсчета.

Какие меры для улучшения эффективности своего предприятия может использовать руководитель или владелец на основе этой информации?

Во-первых, четко зная посещаемость по часам, вы можете более точно устанавливать графики работы персонала и тем самым значительно эффективнее использовать фонд оплаты труда. 

Во-вторых, вы можете повышать эффективность работы персонала. Поскольку показатель выручка/посещаемость дает объективное представление о том, насколько качественно работает с посетителями та или иная смена, персонал того или другого магазина, команда мерчендайзеров.

В-третьих, вы сможете более точно оценивать эффективность своих маркетинговых и рекламных мероприятий, оформления витрин. Поскольку изменение числа посетителей является гораздо более точным показателем в данном случае, чем изменение продаж. Совокупные данные об изменении посещаемости и продаж являются наиболее объективным и профессиональным инструментов анализа.

В- четвертых, вы получаете инструмент управления ставками аренды. Если вы арендуете площади, например, в торговом центре, вы можете по количеству посетителей оценивать справедливость арендных ставок и использовать эти данные в переговорах с арендодателем. Если же вы управляете торговым центром, то, сравнивая посещаемость различных зон вашего объекта, вы сможете устанавливать более справедливые арендные ставки и тем самым удерживать клиентов в наше непростое время.

Производители предлагают довольно много решений, которые  разделяются по типу сенсора и по системе сбора информации. 

По типу сенсора По системе сбора информации
Инфракрасные горизонтальные счетчики посетителей. 
Погрешность 5%
Автономные счетчики
Инфракрасные вертикальные счетчики посетителей (рампы).
 Погрешность 20%
Радиоканальные счетчики
Тепловые счетчики (термобоксы) 
Погрешность до 3%
Проводные счетчики
Счетчики на основе телекамер.   

 
Сенсоры, то есть элементы, которые призваны обнаружить пересечение посетителем определенной виртуальной линии, делятся на следующие типы.

А) Инфракрасные горизонтальные счетчики посетителей
По краям линии устанавливаются приемный и передающий сенсоры. Передающий сенсор направляет на приемный два инфракрасных невидимых луча. Пересечение этих лучей в определенной последовательности говорит о входе или выходе посетителя.

Понятно, что если насколько человек идут шеренгой, счетчик подсчитает их как одного. Поэтому такие счетчики применяются на предприятиях торговли с низкой плотностью потока посетителей, например, в магазинах. Здесь, на ширине прохода 2-3 места, они дают погрешность  в пределах 5%. Шесть метров – это максимальная ширина прохода, перекрываемая одной парой сенсоров.
С точки зрения эргономичности наиболее удобны горизонтальные счетчики, встроенные в противокражные антенны. Такое решение интересно еще и тем, что в единой аналитике может аккумулироваться информация от счетчиков посетителей, противокражных антенн, а также съемников и деактиваторов товара.

Б) Инфракрасные вертикальные счетчики посетителей (рампы)
Такие счетчики крепятся на потолке. Несколько инфракрасных лучей располагаются вертикально, на расстоянии около полуметра друг от друга. Основным недостатком этого вида счетчиков является большая погрешность, связанная с технологией подсчета: в зависимости от ширины плеч и траектории движения, человек может пересечь два, три луча одновременно или пройти между лучами. Это наименее точный из всех счетчиков, погрешность достигает 20%.

В) Тепловые счетчики (термобоксы)
Крепятся на потолке и действуют по принципу тепловизоров, обнаруживая человека по отличию его температуры от температуры пола. Зимой подсчет осуществляется не менее успешно, так как температура одежды человека, вошедшего с мороза, заметно ниже температуры пола.

По своей технологии являются самыми точными счетчиками посетителей (погрешность до 3%), причем успешно подсчитывают посетителей и в потоке высокой плотности, благодаря чему могут использоваться в торговых центрах, кинотеатрах и др. Ширина прохода не ограничена. Причем линия подсчета рисуется на компьютере индивидуально для каждого счетчика и может быть любой формы, что дает важные преимущества при наличии на входе «вертушки» или близости витрин к входу.

Г) Счетчики на основе телекамер
Основаны на использовании IP-телекамер. По многим параметрам такие счетчики близки к тепловым счетчикам. Но в отличие от термобоксов, телекамеры менее успешно работают при снижении освещенности и вообще не работают в темноте. Системы на основе телекамер ощутимо дороже. Они требуют гораздо более быстрых каналов передачи данных. Зато они дают возможность, помимо подсчета посетителей, пользоваться видеонаблюдением. Пока такие системы мало распространены в России.

Помимо  точности сенсора важна система сбора информации со счетчиков.

А) Автономные счетчики
Наиболее простые горизонтальные счетчики посетителей (Telsec, Felix) устанавливаются без какой-либо проводки. Они работают на батарейках и отображают результат подсчета только на своем ЖК-индикаторе. В них отсутствует архив данных за предыдущие дни, и естественно, отсутствуют статистические отчеты. Такие счетчики применимы лишь в небольших магазинах небольших сетей, хотя и в этом случае их использование сопряжено с проблемой частой замены батарей.

Б) Радиоканальные счетчики
Передают информацию на контроллер по радиоканалу (чаще всего в формате GSM). Такие решения являются ответом производителей на желание пользователей иметь решения, не требующие проведения проводки непосредственно в торговом зале. Радиоканальное оборудование мало распространено в России в связи с плохой помехозащищенностью радиоканала, используемого для связи датчика с контроллером, а также необходимостью часто менять батареи.

В) Проводные счетчики
В большинстве случаев используется передача данных от счетчика к контроллеру по проводам. Проводное решение обеспечивает полную сохранность данных и не требует дополнительных затрат во время эксплуатации. От контроллеров данные попадают в компьютер. Но есть большие отличия в том, где находится этот компьютер. В простейшем случае данные попадают на компьютер на объекте. В случае сети магазинов или торговых центров, данные напрямую с контроллеров либо через компьютер на объекте попадают на сервер в центральном офисе клиента. 

Также распространенным и надежным способом является передача информации непосредственно с контроллера через интернет на интернет-сервер поставщика. Клиент имеет возможность как просматривать информацию через интернет на севере поставщика из любой точки мира, так и получать от поставщика файлы отчетов в различной удобной форме представления. Другим огромным преимуществом такой системы является возможность получать удаленный сервис оборудования от поставщика.

Как выбрать систему подсчета посетителей

Рассмотрим оптимальные решения для трех категорий предприятий розничной торговли.

Небольшая сеть до 10 маленьких магазинов
Ввиду небольшого потока посетителей, оптимальным вариантом являются горизонтальные инфракрасные счетчики. Главный выбор – между проводным решением и автономным. Цена проводного решения будет в несколько раз выше.
Сэкономить и обойтись автономным решением вы сможете только в том случае, если ваша компания хорошо организована, и вы сможете четко организовать процесс ежедневного просмотра администратором магазина информации на счетчике, ее отправки в центральный офис и аккумулирования в базе данных. Также должен быть организован процесс контроля состояния батареек и их регулярной замены. Потребуется организовать и выборочный контроль над достоверностью отправляемой информации, поскольку персонал может изменять цифры в выгодную ему сторону, заклеивать объективы сенсоров.

Средняя или крупная сеть магазинов
Здесь используются проводные датчики. В большинстве случаев – горизонтальные инфракрасные, в отдельных случаях (когда возможен плотный поток посетителей) могут применяться термобоксы. Главный выбор – между использованием собственных серверов, либо единого интернет-сервера поставщика. Во втором варианте данные отправляются на независимый сервер и хранятся там. Вы можете в любое время зайти на персональную страницу в интернете и просмотреть посещаемость любого отдельно взятого магазина и всей сети в целом, а вашему персоналу необходимо будет лишь обеспечить постоянный выход контроллеров системы в интернет. В обоих вариантах вы сможете просматривать информацию о посещаемости в реальном времени. За использование интернет-сервера поставщика необходимо платить поставщику абонентскую плату.

Но помимо стоимости самих серверов на объектах и главного сервера в центральном офисе, потребуются усилия IT службы по поддержанию работоспособности этой серверной сети, пропорциональные величине всети магазинов. Часто эти затраты  могут перекрывать  абонентскую плату. 

Торговый центр, сеть торговых центров
В этом случае оптимально использование в качестве счетчиков термобоксов, если вы не нуждаетесь в дополнительной системе видеонаблюдения. В противном случае, можно использовать датчики на видеокамерах. Это направление в нашей стране только начинает развиваться.

При использовании обоих видов оборудования не имеет значения количество и ширина проходов в торговом центре, так как в одну сеть можно объединить неограниченное число счетчиков.

При этом информация может поступать на персональный компьютер в ТЦ, на сервер в центральном офисе, на независимый сервер, а также данные могут формироваться в отчёт и ежедневно рассылаться на указанные адреса электронной почты. Одной из возможностей является отправка СМС-сообщений в установленной клиентом периодичности, с данными по входящим и выходящим посетителям за час, день, неделю.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar