Правительство РФ предлагает увеличить налог на добавленную стоимость и повысить пенсионный возраст. Как отразится на розничной торговле принятие этих законов, и есть ли у них положительные стороны, мы решили узнать у участников рынка.

В июне правительство предложило повысить возраст выхода россиян на пенсию, а также поднять ставку налога на добавленную стоимость до 20%. Эти инициативы вызвали бурную реакцию как со стороны представителей бизнеса, так и со стороны простых граждан. И если последних больше волнует пенсионный возраст, то ритейлеров тревожит изменение налогового законодательства.

Согласно предложению правительства, базовая ставка НДС может быть увеличена на 2 процентных пункта – с 18 до 20%. При этом льготная ставка налога в 10% сохранится для социально значимых категорий: продовольствия, продукции для детей, медицинских товаров, книг и печатных СМИ. Изменения могут вступить в силу уже с 1 января 2019 года.

Новый НДС спровоцирует рост цен

Ожидается, что эффектом от повышения налога станет увеличение доходов бюджета. Однако эксперты отмечают, что отрицательных сторон у законопроекта не меньше. Компания JLL изучила, как аналогичные нововведения отразились на экономике других стран.

Недавно увеличение НДС было проведено в нескольких европейских странах и ЮАР. Повышение ставки составило 1-3 процентных пункта, при этом инфляция в год повышения значительно выросла в Испании, Португалии и Финляндии. Влияние на инфляцию в перечисленных странах превысило увеличение НДС. Вероятно, что рост цен коснется и РФ. Особенно почувствуют его малообеспеченные слои населения, для которых подорожают товары, не входящие в список социально значимых, например, одежда и обувь, а также бензин.

Повышение НДС до 20% приведет к увеличению арендных платежей за коммерческую недвижимость на 1,7%, — говорят в JLL. На первый взгляд, несущественно, но при аренде больших помещений номинальное повышение выплат будет значимым.

В случае увеличения НДС повышение цен коснется всех отраслей розничной и онлайн-торговли, — уверена Виктория Мордовина, главный бухгалтер ювелирного завода «Покровский». Даже те компании, которые находятся на специальном режиме УСН или ЕНВД и не платят НДС, приобретают товары подрядчиков, работающих с налогом на добавленную стоимость.

На руку увеличение только крупным торговым сетям. Это позволит им избавиться от многих конкурентов. Рентабельность в малом секторе экономики низкая, поэтому малому бизнесу сложно будет компенсировать возросшую на 2% ставку НДС.

«Такие ритейлеры, как «Магнит», «Пятерочка» и подобные, не станут повышать цены. Соответственно, малые компании тоже будут вынуждены не поднимать цены, чтобы остаться конкурентоспособными. Для этого малому и среднему бизнесу придется компенсировать 2% из прибыли себе в убыток», — говорит г-жа Мордовина.

Для конечного потребителя, по ее мнению, цены вырастут гораздо больше, чем на 2%, потому что каждый участник производственной цепи постарается себя обезопасить. Транспортные компании, импортеры, упаковщики и оптовики – каждый поднимет цены на продукцию и услуги минимум на 2%. Если добавить к этому рост цен на бензин, скорее всего, подорожание товаров составит порядка 10%.

С ней согласен Алексей Банников, генеральный директор «Фотосклад.ру». Увеличение НДС сильно ударит по рынку и скажется оно на всех без исключения отраслях. Оно спровоцирует рост цен, который неминуемо приведет к падению спроса.

«В сфере цифровой техники мы и без того сильно зависим в ценовом плане от пошлин и политики вендоров. Результат влияет на покупателя, к которому товар приходит уже с тройной наценкой, — отмечает представитель «Фотосклад.ру». — В условиях и без того высокой конкуренции ритейлерам придется активнее бороться за клиента, а покупательская способность населения снизится».

Ритейлерам стоит ожидать увеличения налоговой нагрузки, покупателям — роста цен, — считает Людмила Алямовская, коммерческий директор компании Tillypad. Рентабельность в розничной торговле низкая, трудно будет найти ресурс для компенсации роста НДС: «Повышение на 2% — это огромная нагрузка на бизнес, поэтому думаю, что некоторые компании уйдут в серый сегмент. Более того, ритейлерам будет не на что развиваться: иностранный капитал начнет уходить из России. Низкий НДС перестанет быть преимуществом страны. Остается радоваться, что изменения хотя бы не затронут социально значимую продукцию. Продовольственные товары и лекарства сохранят льготную ставку на уровне 10%».

Автомобили не являются социально-значимыми товарами, поэтому никаких льгот по налогу на добавленную стоимость в этой отрасли не предвидится, — комментирует Александр Захаров, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр»: «Соответственно, рост НДС отразится на ценах на автомобильную продукцию и в итоге ляжет на плечи покупателей. Как именно это произойдет, будет зависеть от бренда и модели. Где-то 2% скажутся сокращением программ поддержки импортеров, где-то – будут заложены в розничную стоимость авто».

Генеральный директор ООО «Гудпрайс» Алексей Филиппов опасается, что вместе с повышением НДС до 20% будет отменена льготная ставка 10% на ряд товаров. Несмотря на заявления, что повышение налога на добавленную стоимость не скажется на конечных потребителях, а будет полностью компенсироваться бизнесом, это невозможно реализовать в текущих условиях, – уверен эксперт.

Если льготная ставка все же будет отменена, особенно пострадают офлайн-продавцы фуд-сегмента. В некоторых категориях товаров увеличенный налог не только «съест» прибыль, но и может заставить работать в минус. В этих случаях ритейлеры вряд ли будут следовать рекомендациям о сохранении прежних цен для покупателей.

Все грядущие изменения ведут к замкнутому кругу, – полагает Алексей Филиппов. Не конкурирующие между собой ритейлеры окажутся конкурентами за конечного потребителя, которому придётся сыграть ключевую роль в новой инициативе. Цены на товары повседневного спроса будут расти при условии отсутствия индексации по заработным платам, что приведёт к снижению потребления части продуктов питания. Но в первую очередь снизится потребление непродовольственных товаров, таких как косметика, одежда, что нанесёт вред ритейлерам этого сегмента.

«Покупатели, возможно, переживут, что не будет приобретать привычную косметику или одежду, а для бизнеса это может оказаться фатальным. Выиграет от повышения НДС, пожалуй, только классический список игроков рынка, аффилированный с государством и получающий значительный процент прибыли из госзаказов», – подводит итог эксперт.

Отсрочка пенсии может повысить уровень жизни

Вторая инициатива правительства касается повышения пенсионного возраста: для мужчин с 60 до 65 лет, для женщин – с 55 до 63 лет. Действующий сегодня пенсионный возраст был закреплен в 1928 году, когда средняя продолжительность жизни составляла 43 года. С тех пор она в России увеличилась до 72 лет – по данным Росстата за 2017 год.

Мера призвана положительно сказаться и на количестве трудоспособного населения, и на бюджете, и на качестве жизни. Многие работодатели предпочитают отправить на пенсию работника по достижении им пенсионного возраста, несмотря на опыт и возможность продолжать трудиться, – говорят в компании JLL. Изменения повлияют как на граждан предпенсионного возраста (за счет увеличения срока трудовой деятельности и возможности работать без риска быть уволенным), так и пенсионного (за счет роста уровня пенсионного обеспечения). Если учесть, что средний размер пенсии лишь частично компенсирует потерю дохода работником, увеличение пенсионного возраста повысит уровень жизни и потребления россиян.

«По нашим подсчетам, в 2019 году количество трудоспособного населения пополнится 2 млн человек, а к 2036 – 12,6 млн, – отмечают аналитики компании JLL. – Если использовать разницу между средними заработной платой и размером назначенных пенсий, которая в 2017 году составила 25 821 руб. в месяц, то прибавка к покупательной способности людей, которые сохранят свою трудовую деятельность, составит 627 млрд руб. в 2019 году, или 2,1% объема розничного товарооборота 2017 года, и 3,9 трлн руб. (13% объема розничного товарооборота 2017 года) к 2036 году. Мы ожидаем положительного влияния на доходы россиян от данной меры правительства, что в свою очередь, позитивно отразится на розничном товарообороте».

Положительно настроены и ритейлеры. «Некоторые магазины, основной сегмент покупателей которых – молодежь, намеренно отсеивают возрастных соискателей, хотя это и запрещено ТК, – говорит генеральный директор сети Modi Ольга Герасимова. – Однако есть сегменты розничной торговли, где представители старшего поколения благодаря своей экспертизе и опыту будут всегда незаменимы – например, в продажах бытовой техники и ювелирных украшений».

По ее мнению, увеличение числа возрастных сотрудников не скажется и на карьерном росте молодых специалистов. Ритейлеры сейчас активно внедряют новые IT-технологии, и молодые люди в этих направлениях будут вне конкуренции, поскольку лучше усваивают новую информацию, более гибки и мобильны. Розница – одна из немногих отраслей, в которой можно сделать стремительную карьеру и за 4-5 лет с должности младшего специалиста дорасти до руководителя подразделения, – отмечает эксперт.

У пенсионной реформы, если смотреть на нее в общем, есть положительные стороны, – считает Алексей Банников, генеральный директор «Фотосклад.ру». Пожилые люди нередко трудятся в ритейле. Даже после выхода на пенсию, многие все равно продолжают работать на несложных сидячих вакансиях, где не нужно прикладывать серьезных физических усилий. Поэтому можно рассчитывать, что рынок труда продавцов и консультантов изменится. Наверняка вырастет спрос на вакансии в киосках или небольших магазинах. Это значит, что условия труда станут комфортнее, снизятся распространенные ситуации, когда некому выйти на работу, в результате сотрудник работает без выходных.

«Вполне возможно, что активные пенсионеры смогут освоить и новые для себя специальности, – добавляет Алексей Банников. – В любой профессии у сотрудников появится больше простора для развития в рамках организации. Большинство начинает готовиться к пенсии за 2-3 года, поэтому отодвинув границу пенсионного возраста, мы отодвинем и этап подготовки к нему».

Алёна Яркова | RETAILER.ru

Подписывайтесь на наш каналы в Telegram и «Яндекс.Дзен», чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar