Крупнейшие российские игроки в последние годы не раз пытались объединяться, чтобы зарабатывать на растущих розничных рынках — в первую очередь в онлайн-торговле и фудтехе, но далеко не все такие истории заканчивались успехом. Вспомнили самые важные попытки создания совместных предприятий — и что получалось в итоге.

«Яндекс» и Uber

Одно из самых громких совместных предприятий возникло в 2017 году. «Яндекс» тогда вложил в сделку $100 млн, Uber — $225 млн, но контроль и доля почти в две трети бизнеса осталась у «Яндекса». Совместное предприятие занялось развитием такси и фудтех-направления: в числе прочего в сделку вошли сервисы Uber.Eats и только что приобретённый «Яндексом» Foodfox. На их базе в начале 2018-го появилась «Яндекс.Еда». Позже вместе с Uber компания стала развивать новые сервисы и направления — в том числе «Яндекс.Лавку» и беспилотники.

К концу лета 2021-го «Яндекс» решил, что серьёзно выросший в пандемию фудтех и крайне перспективное беспилотное направление пора полностью прибрать к рукам — и выкупил у Uber свою долю в «Яндекс.Еде», «Доставке», «Лавке» и беспилотниках за $1 млрд. В итоге доля «Яндекса» в СП «Яндекс.Такси» выросла до 71% — и в ближайшие два год компания может выкупить остаток за $1,8–2 млрд.

Mail.ru Group и «Сбер»

Mail.ru Group и «Сбер» создали совместное предприятие в конце 2019 года — на фоне конфликта банка с главным конкурентом Mail.ru, «Яндексом». В фокусе были те же фудтех и транспорт: в сделку вошли сервисы Delivery Club, «Самокат», «Ситимобил», YouDrive, Foodplex, Performance Group и «Кухня на районе». В планах «Сбера» было вложить в СП 52 млрд руб., партнёры получили в новом предприятии равные доли.

Но уже меньше чем через год пошли слухи, что и с Mail.ru Group у «Сбера» начались проблемы. Журналисты сообщали, что стороны не могут прийти к пониманию по стратегическим вопросам и даже «в основном больше не общаются». Источники утверждали, что речь идёт в том числе о спорах, на чьих технологиях реализовать совместную экосистему — «ВКонтакте» Mail.ru Group или платёжных сервисов «Сбера». В обеих компаниях при этом официально опровергали проблемы и утверждали, что «входящие в СП бизнесы успешно развиваются».

Следующая серия новостей о возможном разводе случилась в марте 2021-го на фоне планов Mail.ru Group по созданию двух совместных предприятий с китайской Ant Group и местным РФПИ.Затем в начале лета появилась информация, что СП перестанет существовать уже к началу осени — но в итоге в сентябре Financial Times заявила, что партнёры всё-таки не станут расходиться, несмотря на «конфликт интересов из-за конкуренции в некоторых сферах».

«Яндекс» и Сбербанк

В 2018-м два технологических гиганта объявили о создании совместного предприятия на базе «Яндекс.Маркета». Сбербанк вложил в проект $500 млн, главным продуктом СП должен был стать маркетплейс «Беру». Происходящее, конечно, тут же назвали «созданием русского Amazon».

Уже через год журналисты стали писать о серьёзном конфликте между Аркадием Воложем и Германом Грефом, которых, по их словам, начался ещё осенью 2018-го — после того, как Волож отказался продать крупный пакет акций «Яндекса» Сбербанку. В итоге топ-менеджеры даже перестали общаться, а Греф прекратил посещать советы директоров «Яндекса». В итоге партнёры по совместному предприятию месяцами не могли договориться ни о стратегических решениях, ни об оперативном управлении, ни даже о KPI для менеджеров «Яндекс.Маркета». К тому же Сбербанк демонстративно создал СП с прямым конкурентом «Яндекса» — Mail.ru Group. 

В итоге история общего бизнеса закончилась спустя два года: Сбербанку отошёл сервис «Яндекс.Деньги», в капитале которого банк присутствовал ещё с 2012 года, а «Яндекс» забрал себе маркетплейс. Осенью 2020-го перестал существовать и бренд «Беру».

Сбербанк и Alibaba

До неудачного партнёрства с «Яндексом» Сбербанк пытался заняться онлайн-торговлей с Alibaba. Впервые о планах создать СП с китайцами стало известно в 2016 году. Предполагалось, что Сбербанк получит не меньше половины предприятия, а стоимость будущей компании оценивали в «несколько миллиардов долларов».

Переговоры затянулись на полтора года — и закончились ничем. Официальной причиной стала невозможность контролировать технологии: как заявил Герман Греф, «ни в каких вариантах в партнерстве с Alibaba мы не получали бы контроль над технологией, она бы не принадлежала российскому юридическому лицу». Это не устроило Сбербанк — и в конце 2017-го сделка развалилась.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

Спец-2021.-В-контенте