Регулирование маркетплейсов и создание дополнительных законов на эту тему — одна из острейших тем для российской торговли. На онлайн-площадки регулярно жалуются владельцы розничных сетей, депутаты, партнеры маркетплейсов. Сами маркетплейсы не против регулирования, но призывают подойти к вопросу аккуратно. Вспоминаем, кто и как хочет поменять законодательство для главных e-commerce площадок страны.

За последние месяцы стало известно о нескольких законопроектах, которые должны обновить подход к регулированию маркетплейсов. В сентябре группа депутатов внесла в Госдуму поправки в законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» и «О защите прав потребителей», регулирующие работу маркетплейсов. Причина — необходимость регулирования из-за «серии происходящих в 2022–2023 годах событий, связанных с действиями владельцев платформ в отношении их партнеров, сотрудников и потребителей». А в марте законопроект о запрете платного возврата товаров с маркетплейсов внесли глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев от «Единой России».

Первый законопроект получил отрицательный отзыв правительства и государственного-правового управления президента. Второй Минпромторг поддержал. В мае стало известно, что правительство само сформирует отдельный закон, который будет регулировать маркетплейсы — ФАС займется этим совместно с профильными ведомствами, например, Минпромторгом и Роспотребнадзором.

Что же хотят прописать в законе о маркетплейсах

По мнению депутатов и чиновников, необходимо упорядочить взаимоотношения онлайн-площадок с селлерами, владельцами ПВЗ и покупателями. Например, речь шла про ограничение комиссий, запрет неожиданных изменений в оферте, запрет на платный возврат товара. А также про обязанность маркетплейсов контролировать заявленную информацию о товарах. Депутаты хотели описать базовые принципы работы маркетплейсов — требования к договорам, условия организации деятельности платформ, государственный контроль за отраслью. Еще была идея ограничить возможность открывать новые логистические объекты в регионах, где доля маркетплейса на рынке превышает 25%.

На недавней профильной конференции “Неделя российского ритейла” главы Wildberries и Ozon делились своим мнением об этих инициативах и приводили яркие метафоры про гвозди и корову. Татьяна Бакальчук и Сергей Беляков говорили, что они не против регулирования, но есть проблема — обсуждающие законопроект не понимают предмет. А еще важно сформировать в законе термины и правовые понятия. Например, Татьяна Бакальчук свой бизнес к маркетплейсам не относит, а считает Wildberries флагманом цифровой экономики и платформой.

В АКИТ подтверждают — вопрос регулирования маркетплейсов назрел, законодательное закрепление базовых практик площадок необходимо. Главное, чтобы он не носил ограничительный характер для бизнес-модели компаний, а способствовал развитию всех ее участников.

Помимо депутатов, селлеров и владельцев ПВЗ к маркетплейсам есть вопросы у коллег по торговому цеху. Игроки рынка розничной торговли давно говорят о том, что у офлайн-ритейла и маркетплейсов сильно отличается регулирование. А еще у онлайн-площадок больше свободы действий и преференций, из-за которых с ними все сложнее конкурировать “каменной” торговле. Поэтому президент Союза торгцентров России недавно просил о мерах поддержки для торговых сетей — предлагал снизить им ставки налога на имущество и ввести особый налоговый режим.

Например, по его версии маркетплейсы избегают ответственности за реализацию контрафактной продукции и избегают некоторых налоговых обязательств в виде НДС и налога на прибыль от продаж. Так, по мнению игроков рынка, большая доля селлеров не платит НДС. АКИТ отвечает на эти претензии так — онлайн-площадки уплачивают налоги только с собственных услуг, в то время как селлеры самостоятельно декларируют свои налоги.

Лояльность к контрафакту и история с налогами — частые претензии к маркетплейсам со стороны розничных компаний. Именно онлайн-площадки называют одними из бенефициаров разрешения параллельного импорта в России и называют их филиалами рынка “Садовод”.

С другой стороны, ФАС считает, что маркетплейсы не являются торговыми организациями. Они не осуществляют реализацию товаров, их отношения с покупателями, продавцами и пунктами самовывоза существенно отличаются от отношений в структуре розничной сети. Поэтому требования к маркетплейсам должны отличаться от тех, которые установлены для торговых сетей, говорят в ведомстве. В ФАС считают, что следует рассмотреть вопрос о регулировании деятельности маркетплейсов в отдельном федеральном законе, который будет учитывать специфику работы всех сторон.

Наталья Модель

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.