Весь 2021 год продолжается корпоративный конфликт вокруг косметической компании Natura Siberica — наследники основателя Андрея Трубникова не могут поделить бизнес, пока компания медленно тонет без рулевого. Мы вспомнили весь путь Natura Siberica — и историю неразрывно с ней связанного Андрея Трубникова.

Как всё началось

Когда-то выпускник МГИМО Андрей Трубников мечтал стать офицером КГБ — учил языки, в том числе сербский, но в «контору» его так и не взяли. Тогда он плюнул и принялся зарабатывать деньги. Методы выбирал оригинальные — например, водил американских туристов на верхний этаж гостиницы «Орлёнок», откуда за десять долларов с носа показывал здание, где будто бы живёт Горбачёв. При некоторой удаче генсека можно было даже увидеть на прогулке, утверждал предприниматель. Такое занятие порой приносило по сотне долларов в день.

В девяностых Трубников торговал импортным алкоголем, но кризис 1998-го разорил предприятие, и бизнесмен принялся искать новую нишу. Чуть не начал продавать живых кур — но случайно узнал, как делают средства для мытья посуды. Оказалось, что формула этих средств практически одинаковая, стоит недорого ($5 тыс. в ближайшем химическом институте), и вообще, сейчас самое время сделать «убийцу Fairy»: курс доллара взлетел, импорт подорожал, а посуду мыть всё так же надо.

Первые партии средства, которое назвали «Волшебница», делали в прямом смысле слова вручную: ингредиенты с помощью мускульной силы замешивали в чане, а фотографию девушки на упаковку Трубников лично вырезал из каталога Otto. Стоила «Волшебница» существенно дешевле Fairy и принесла предпринимателю и его партнёру, обрусевшему сирийцу Юсефу Ватфу Хамеду, неплохие деньги: спустя четыре года Трубников продал свою долю за $200 тыс.

На эти деньги бизнесмен взялся выпускать недорогую русскую косметику. В 2003-м появился самый известный бренд Трубникова — «Рецепты бабушки Агафьи». Позже предприниматель часто говорил, что главное в косметике — упаковка и история, а сами средства, в общем, у всех одинаковые. Этот подход полностью оправдал себя именно в «Агафье»: Трубников с нуля придумал легенду про сибирскую травницу Агафью Тихоновну Ермакову (очевидная отсылка к знаменитой отшельнице Агафье Лыковой), полгода отрисовывал её портрет на упаковку, отмахиваясь по пути от «экспертов», утверждавших, что косметику с лицом старухи никто не купит — и в итоге попал в самое сердце своей аудитории. Именно это оказалось нужно русским женщинам средних лет: «Агафья» быстро выросла до огромной линейки, попала на полки крупнейших ритейлеров и сделала Трубникова действительно богатым человеком.

Сила Сибири на экспорт

Андрей Трубников сравнивал свой бизнес со стрельбой из автомата куда попало: выпускай столько новых продуктов, сколько можешь, и так быстро, как только удаётся. На создание новых линеек у компании уходило 2–3 месяца и $10–20 тыс., причём деньги шли в основном на дизайн. Трубников отказывался от долгих исследований рынка, предпочитая брать объёмом — что-то выстрелит, другое окажется никому не нужным — и при принятии решений полагался в основном на собственную интуицию.

Именно она ближе к концу двухтысячных подсказала, что в России вот-вот зародится тренд на всё органическое — и его следует возглавить. В 2008 году Трубников создал бренд Natura Siberica, который из линейки косметики на сибирских травах разросся до розничной сети и нескольких экспортных марок. Для производства натуральных компонентов Трубников даже основал несколько ферм в разных частях Сибири и Дальнего Востока — впрочем, серьёзные объёмы стала выдавать только ферма в Хакасии, где выращивают дикие сибирские травы; на Сахалине, Камчатке и Курилах дело ограничилось ручным сбором растений.

Трубников действительно выпускал новые марки, будто стрелял из автомата: компанию основному бренду вскоре составили марки Organic People, Planeta Organica, Natura Kamchatka, Natura Estonica. Последняя появилась в ответ на украинские события 2014 года: когда российским брендам стало неуютно работать в соседней стране, предприниматель моментально зарегистрировал новую компанию в Эстонии, добавил в состав косметики чуть-чуть эстонских трав и продвинул это на украинский рынок. Похожую историю Трубников провернул с рынком Шотландии, куда вышел с маркой Natura Siberica & Alladale с травами из одноименного шотландского заповедника.

К 2020-му Natura Siberica подошла в статусе одной из самых известных марок российской косметики за рубежом. В какой-то момент экспортный рынок приносил Трубникову до 15% всех продаж, его косметику можно было найти в США, Европе, Японии, Арабских Эмиратах, Австралии, Аргентине — на пике поставки шли в 60 стран.

А потом начались проблемы.

Битва за наследство

В марте 2020-го в Подмосковье сгорел завод, на котором производили косметику Natura Siberica. Производство (как и все магазины — по принципиальному решению предпринимателя) находилось в арендованном помещении — и после пожара его владелец выкатил Трубникову иск на 4,5 миллиарда рублей. Владельцем был Олег Дерипаска. Начались суды, на имущество ООО «Первое решение», управляющего всеми косметическими активами предпринимателя, наложили арест. Арестовали практически всё, от автотранспорта до самого важного — торговых марок.

Тут же случилась пандемия, и у бизнеса Трубникова катастрофически упала выручка. Уже в апреле он заявил, что треть магазинов, закрытых во время локдауна, скорее всего, не откроются. Впрочем, они всё-таки открылись — но взамен пришлось уволить кучу офисных работников. Всё это, впрочем, было неважно: в случае, если иск Дерипаски удовлетворят (а его спустя полутора лет судов всё-таки удовлетворили) — бизнес на этом просто закончится, о чём прямым текстом Трубников и сообщил летом 2020-го.

А в январе 2021-го Андрей Трубников внезапно умер. Ему был 61 год, и он не оставил завещания — а три бывших жены и трое детей тут же принялись делить наследство. Схема наследования оказалась запутанной. У Трубникова было 60% компании, ещё 40% находится у его первой жены Ирины, с которой он начинал косметический бизнес. На 85% доли бизнесмена нашлись четыре наследника: Ирина и трое детей — взрослые Дмитрий и Екатерина и школьница Елизавета, интересы которой сейчас представляет вторая жена Оксана Трубникова. Оставшиеся 15% по закону должны были отойти последней жене Анастасии, развод с которой Андрей не успел оформить до конца.

Именно Анастасия, по версии компании, спровоцировала конфликт, который тянется весь 2021 год. Её не устроило, что наследники выбрали доверительной управляющей Ирину, и Анастасия ввела в процесс своего нотариуса, которая назначила стороннего управляющего Бориса Любошица. Тот привёл в компанию команду собственных менеджеров — но тех просто не допустили к работе. Тогда Анастасия передала должность управляющего долями мужа экс-члену совета директоров банка «Восточный» Григорию Жданову — а тот, в свою очередь, назначил гендиректором Natura Siberica ульяновского предпринимателя Дмитрия Ганзера; президентом же стал ранее уволенный Трубниковым из компании топ-менеджер Сергей Буйлов.

Ирина Трубникова сразу назвала происходящее попыткой рейдерского захвата — тем более что её и ещё ряд сотрудников тут же перестали пускать в офис «Первого решения». Стороны подали десятки исков друг на друга, одновременно разгорелась информационная война в инстаграме компании, который остался под контролем Ирины и старого менеджмента. В свою очередь, Буйлов закрыл все магазины и остановил производство — часть торговых точек возобновила работу через неделю, остальные так и остаются закрытыми.

Наблюдающие за происходящим эксперты предполагают, что таким образом бизнес активно готовят к продаже одному из двух российских олигархов — Олегу Дерипаске или Владимиру Евтушенкову (АФК «Система»). Первый выиграл суд, который не оставляет Natura Siberica выбора; второй, по данным журналистов, вскоре после смерти Трубникова получил предложение купить компанию от Ирины Трубниковой и наследников. В итоге схватка за Natura Siberica фактически идёт между Дерипаской и Евтушенковым, которые, как утверждает Forbes, уже вовсю делят актив.

«Если меня не будет, года два я даю этому бренду, потом он закроется. Никто не понимает, что это такое», — говорил Андрей Трубников в одном из последних интервью. Нынешняя ситуация лишь подтверждает его слова — да и вся история предпринимательства говорит, что бизнесы, завязанные на интуицию и харизму одного человека, редко надолго переживают своего основателя.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

мп-спец-в-контенте