Компания "Экспресс Ритейл", развивающая сети магазинов "у дома" "Перекресток Экспресс" и "Копейка", запустила пилотный проект shop in café. От открытых ранее объектов он отличается тем, что площадь кафетерия превышает площадь торгового зала: из 170 кв. м на кафе приходится порядка 100 кв. м. Размер инвестиций в объект в компании не разглашают.
С сентября 2012 г. компания реализовывала проект shop-in-shop совместно с NX Bakery Group (ГК "Наш Хлеб — Насущный") — сетью кафе-пекарен, работающей на основе международной франшизы Le Pain Quotidien. Объекты располагаются в бизнес-центрах и на оживленных пешеходных улицах. Сейчас в Москве работает 12 таких точек, в Петербурге — четыре. До конца года 2013 г. появится еще семь объектов в Москве, три — в Петербурге и, возможно, один — в Сочи.
"Развитие проекта показало, что концепция привлекает сразу несколько групп покупателей, — говорит заместитель генерального директора "Экспресс Ритейл" Ольга Никитина. — Это traditional shopping, когда покупатель желает купить набор свежих продуктов для домашнего приготовления; fast shopping, когда покупатель ориентирован на категорию food-to-go, и relax — когда покупатель пришел пообедать в уютном заведении. При этом, в зависимости от месторасположения объекта, соотношение этих групп различно". Поэтому, продолжая развивать стрит-ритейл, компания ищет способы привлечения новых покупателей, в том числе и из третьей группы.
В случае успешного старта пилотного проекта shop in café в ближайшие месяцы "Экспресс Ритейл" откроет еще несколько таких объектов в центре столицы. Все они будут открыты под вывеской "Перекресток Экспресс" c навигацией бренда "Наш Хлеб".
Проекты похожего формата в Москве с 2012 г. развивает сеть супермаркетов-кафе "Яппи" (принадлежит дальневосточной компании "Мета"). Сегодня она насчитывает пять объектов, из которых четыре работают в концепции супермаркет-кафе-кейтеринг и один — в концепции кафе-кейтеринг. Все точки расположены в бизнес-центрах. По словам представителя компании Ксении Островской, концепция проекта подразумевает развитие только в крупных бизнес-центрах. "Мы не рассматриваем стрит-ритейл, поскольку наша целевая аудитория — это сотрудники офисов крупных компаний", — добавляет Островская. По ее словам, продукция, представленная в супермаркетах "Яппи", ближе к сегменту "премиум": величина среднего чека колеблется от 500 до 2 000 руб. В зависимости от соотношения площади кафе и магазина, варьируются и их доли в выручке. "Если, например, 40% площади занимает магазин, а 60% — кафе, в выручке доходы занимают 30 и 70% соответственно", — говорит Островская. Для развития наиболее привлекателен столичный рынок, однако ведутся переговоры об открытии объектов в Петербурге и Екатеринбурге. При этом в "Яппи" не рассматривают "Экспресс Ритейл" как конкурента, полагая, что их целевые аудитории не пересекаются.
По словам старшего вице-президента "Райффайзенбанк" Натальи Колупаевой, бизнес-модель стрит-ритейла очень чувствительна к уровню арендных ставок, и их динамичный рост в последний год, особенно на вновь открываемых пешеходных улицах Москвы, практически не оставляет права на ошибку в выборе площадки, концепции, ассортимента и ценовой политики заведения. "Если же говорить о таком формате в бизнес-центрах, то он имеет все шансы на успех, поскольку зачастую офисные работники сталкиваются с проблемой выбора адекватного предложения питания", — добавляет Колупаева.
Справка
Компания "Экспресс Ритейл" основана в 2007 г., входит в состав X5 Retail Group. Развивает сети "Перекресток Экспресс" формата convenience store и "Копейка" формата "у дома". На конец третьего квартала 2013 г. под управлением компании находилось 159 магазинов совокупной торговой площадью 29,3 тыс. кв. м.