Архангельская розничная сеть фудритейла «Петровский», входящая во франчайзинговую сеть «Хороший Выбор» реализует проект, в рамках которого принятие ряда управленческих решений на самых разных уровнях управления будет делегировано разработанной компанией Phenomen экспертной системе. В этом материале мы коротко расскажем о целях проекта и некоторых аспектах его реализации.

Какие задачи могут быть поручены экспертной системе в розничной сети

В розничной торговле очень много нюансов, глубоким пониманием которых обладает ограниченное количество высококлассных специалистов. Это и особенности выкладки и мерчендайзинга, и работа с поставщиками, и категорийный менеджмент, и правила управления розничной точкой. В каждый момент времени и администраторы магазинов, и сотрудники центрального офиса должны мониторить сотни различных KPI и держать в голове десятки регулярных и проектных задач. В случае франчайзинговой модели организации розницы эта экспертиза передается от франчайзора к франчайзи. Экспертные системы позволяют «оскриптовать» эти стандарты и в очень удобном виде тиражировать их на всю сеть, используя при этом накапливаемые в ИТ системах данные.

Глобальная идея экспертных систем заключается в моделировании поведения опытных специалистов. С помощью алгоритмов, которые закладывается в систему экспертами, такая система помогает людям решать сложные задачи в ситуациях и процессах, когда их собственных навыков недостаточно (рис.1).

Рисунок 1. Общая схема работы экспертной системы.

Экспертная система собирает и анализирует информацию из разных источников: товароучетных систем (1С в нашем случае), опрашивает сотрудников, менеджеров, клиентов и партнеров. Технологической командой “Phenomen” и экспертами центра компетенций  ФС «Хороший выбор» была создана целая библиотека автоматизированных управленческих методик, использующих данные из учетных систем сетей-франчайзи.

1. Оut of sctock. Нет на складе

Отслеживаются товарные позиции в конкретном магазине, которые на конец отчетного дня отсутствуют на складе, но при этом флаг «в активной матрице» у таких товаров стоит. Отслеживается скользящее среднее по продажам, продажи за отчетный день и соответственно «потерянные продажи». Нюансом здесь является то, что процедуры прогноза по товародвижению в случае наличия и отсутствия промоакций существенно отличаются. В первом случае система корректирует регулярную формулу автозаказа, а во втором дает поправочные коэффициенты в отдел маркетинга. Не смотря на серьезное развитие и повсеместное применение формул автозаказа мы видим потери до 3000 единиц товара ежедневно на сети из 50 магазинов.

2. Out of Shelf. Нет на полке.

Индикатором неправильных изменений товарной выкладки или вообще отсутствием товара на полке является падение продаж конкретного товара за отчетный день относительно скользящего среднего при наличии товара на складе (опять же необходимо учитывать наличие промоакций на данный товар и товары субститьюты). Рекомендацией в данном случае является либо изменения в процессе мерчандайзинга либо просто дотоваривание полки. Эти задачи ставятся ответственным ролям непосредственно в магазине. Под такие критерии подпадает уже до 20 000 товаров ежедневно. Скорее всего это связано с тем, что подтоваривание полки – до сих пор во многом ответственность живых людей, а продвинутые системы компьютерного зрения и т.п. не нашли широкого распространения. Поэтому подход на основе мониторинга данных — прост, элегантен и дает хорошие результаты.

3. Отрицательные товарные запасы и наличие товарных остатков по позициям, не входящим в текущий момент в активную матрицу

Ситуация с наличием на складах товаров, которые давно выведены из матрицы продаж может быть очень серьезной. Мы сталкивались с ситуацией, когда десятки тысяч выведенных из продажи товаров оставались в магазинах. А это прямые финансовые потери. Зачастую определяется несколькими факторами. Во-первых это «пересортица», когда списывается не тот товар (например когда на кассе не залочена кнопка «умножения», и кассир списывает три одинаковых товара, при том что на самом деле они отличаются). Во-вторых это неналаженная работа по распродажам товаров. Экспертная система автоматически генерирует целый каскад заданий: от инвентаризации этих товарных позиций и внесение их в ИТ системы, до изменения выкладки и выведения в тотальную распродажу и затем списание.

4. Автоматизация претензионной работы с поставщиками.

Это один из самых эффективных инструментов с точки зрения прямой оценки экономической отдачи. Детальный анализ, проводимый по каждой накладной и заявке на поставку – очень трудозатратен, особенно в условиях, когда одной заявке соответствует несколько поставок и наоборот. Отдельно рассчитав SLA по каждой заявке/поставке и сгенерировав регулярный отчет по каждому поставщику, мы получаем возможность как скорректировать переговорный процесс, так и создать юридически значимую претензию.

5. Регулярные задачи, чек-листы

Дневной цикл магазина содержит в себе целый набор повторяющихся действий (уборка, проверка качества услуг сторонних поставщиков, проверка книги жалоб, проверка прикассового пространства и еще десятки «мелочей». Эти задачи повторяются раз от раза, но, когда речь идет о сотнях магазинов, контролировать их выполнение исключительно сложно.

Экспертная система «Хороший Выбор» и технологии «Phenomen» включает в себя базовый функционал проверки-постановки таких «чеклистов». Когда человек в мобильном приложении загружает фотоподтверждение выполнения своей задачи, система фиксирует географическую точку, на предмет того, что он действительно находится в торговой точке. Это создает полную прозрачность управления.

Рис.2. Рабочее место администратора магазина. Регулярные задачи и задачи, сгенерированные на основе триггеров в данных формируют единый «TO-DO» лист.

Как работает экспертная система

В центре экспертной системы «Хороший Выбор» находится эвристический модуль Phenomen-Datamining, который на входе получает сырые данные из различных учетных систем магазина, а на выходе генерирует управленческие рекомендации. Система может содержать как простые «если–то» алгоритмы, так и более сложные процедуры обработки и анализа больших данных. Список рекомендаций отражается в мобильном приложении Phenomen-Actions, куда подтягиваются данные, демонстрирующие, почему дана именно такая рекомендация, поставлена именно эта задача. Например, можно точно сказать, что какой-нибудь вишневый йогурт находится в подсобке магазина, но не выложен на витрину, из-за чего его продажи падают, поэтому его нужно срочно выставить на полку.

Асессоры (в нашем случае это методологи ФС «Хороший Выбор») обучают систему, наполняют ее правилами, шаблонами рекомендаций, дают обратную связь и оценивают полученные рекомендации.

Работа модуля эвристического модуля Phenomen-Datamining также базируется на процедурах ETL, формирующих комбинации KPI и отслеживающих заложенные экспертами закономерности. В конкретный момент времени, обнаружив конкретную комбинацию, система цепляет определенный идентификатор шаблона, подставляет туда недостающую информацию и с помощью идентификатора магазина определяет, кому эта задача должна быть поставлена. Эти задачи попадают в единую ленту администратора магазина, наряду с регулярными задачами и чеклистами.

Существует две основные проблемы при внедрении экспертной системы. Это доступность данных и доступность компетентных экспертов, готовых потратить время на создание библиотеки управленческих методик.

В нашем случае начальное наполнение библиотеки было проведено центром компетенций «Хорошего Выбора», которые потом проходят детализацию и уточнение в бою, силами локальных команд. Уникальность «Хорошего Выбора» заключается в том, что его специалисты имеют доступ более чем к 12 торговым сетям, могут аккумулировать лучшие управленческие практики и тиражировать их на всех участников. Единый подход к классификации ассортимента и построению дерева KPI, разработанного в центре компетенций также существенно облегчает задачу работы с данными.

Хоть это и звучит несколько футуристично, но рано или поздно экспертные системы станут как отраслевым стандартом управления собственной розницей,  так и неотъемлемой частью франшизы. То есть вместе с правом использования торговой марки, рецептурами, и т.п. – от франчайзора к франчайзи будет передаваться наполненная экспертная система – по сути готовый инструмент принятия решений на основе данных.

Мы будем рады ответить на ваши вопросы, предоставить материалы и провести личную консультацию об экспертных системах в ритейле – напишите нам на at@phenomen.org*

Подробнее>>

*материал опубликован на правах рекламы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

avatar
  Подписаться  
Уведомлять о