АФК "Система" запускает новый проект в банковском бизнесе. Ее банковские активы объединяются, а важнейшим каналом сбыта профильных продуктов становятся мобильные салоны МТС. Для банка это хорошо, а МТС теряет возможность выбора банка-партнера.

Московский банк реконструкции и развития (МБРР), принадлежащий АФК "Система", сменил название: теперь он именуется МТС-банк. Как можно легко догадаться, в новом названии содержится намек на также принадлежащего АФК "Система" мобильного оператора "МТС", так что знаменитое белое яйцо на красном фоне теперь украшает филиалы кредитной организации. Но ребрендинг происходит не просто так, а символизирует важнейший поворот в стратегии банка, запуск нового проекта. Этот проект состоит из четырех узловых пунктов.

Во-первых, банк переориентируется на розничный сегмент. Во-вторых, для продвижения розничных продуктов банка будет использована сеть розничных салонов МТС. В-третьих, произойдет интеграция МТС-банка с также входящим в банковскую группу Далькомбанком. Наконец, в четвертых, в рамках сотрудничества с сотовым ритейлером МТС-банк собирается запустить довольно новый для России проект — карты по технологии NFC, благодаря которым клиент банка может использовать вместо банковского "пластика" мобильный телефон.

Сеть и сеть

Для реализации всех этих планов АФК "Система" произвела докапитализацию обоих кредитных учреждений: в 2011 г. МБРР и Далькомбанк получили по 1 млрд руб. Если сегодня на розничные кредиты приходится около 23% кредитного портфеля банка, то к 2016 г., согласно прогнозам, эта цифра должна вырасти до 50%. Для развития розничного сегмента будет увеличиваться сеть. Сегодня МТС-банк располагает примерно 80 отделениями, примерно столько же у Далькомбанка. В течение 2012 г. МТС-банк собирается расширить свою сеть еще примерно на 200 точек.

Однако сети банковских отделений несопоставимы с сетью салонов МТС. Для банка они малозатратны: МТС-банк не намерен создавать мини-офисы кредитного учреждения на территории салонов. В качестве продавцов банковских продуктов выступают сами сотрудники офисов. Сегодня такая система уже внедрена примерно в 100 салонах МТС. В течение 2012 г. банк и телекоммуникационная компания собираются масштабировать этот опыт и до конца года "научить" всю существующую в России сеть "МТС" продавать банковские продукты.

Правда, перечень продаваемых банковских продуктов невелик. В салонах МТС можно взять потребительские кредиты для покупки предлагаемых там товаров, получить кредитные карточки "МТС Деньги" (MasterCard) и гасить взятые кредиты. Комментируя этот факт, председатель правления МТС-банка Андрей Шляховой заявил "Ко", что их цель — создать "мини-офис в кармане", то есть обеспечить всех клиентов возможностью совершать обыденные банковские операции с помощью мобильного телефона.

Отсчет партнеров

Эксклюзивное сотрудничество банка с сетью мобильных салонов чрезвычайно выгодно для банка, но, по мнению некоторых экспертов, является далеко не оптимальной бизнес-моделью для телекома, поскольку его розничное подразделение вынуждено ограничивать ассортимент предлагаемых клиентам финансовых услуг.

Вообще, совместная работа банков и салонов связи стала традиционной, однако большинство ритейлеров опираются на сотрудничество одновременно с несколькими банками-партнерами.

По мнению вице-президента банка "Ренессанс Кредит" Николая Теплякова, сегодня процессы взаимодействия банков с салонами связи наиболее отлажены в группе компаний "Связной". При этом хотя группа и располагает аффилированным банком (ЗАО "Связной банк"), предоставление целевых потребительских кредитов осуществляется также при взаимодействии с банками-партнерами ("Ренессанс Кредит", "Хоум Кредит", Альфа-банк и ОТП Банк). Сотрудники банков не присутствуют в офисах "Связного", а продажей банковских продуктов занимается специально выделенный персонал салонов.

Как пояснили "Ко" в ЗАО "Связной банк", в настоящее время банк не видит себя участником рынка потребительского кредитования, и поэтому салоны "Связной" в данной сфере работают с другими банками-партнерами. Что касается продуктов ЗАО "Связной банк", то в магазинах "Связной" клиенты могут оформить его карты, а в будущем через сеть "Связной" кредитное учреждение планирует выдавать и персональные (нецелевые) кредиты. "Данная схема является оптимальной, так как позволяет ЗАО "Связной банк" с помощью сети "Связной" активно увеличивать клиентскую базу, а сети "Связной" за счет сотрудничества с другими банками увеличивать оборот за счет товаров, приобретенных в кредит", — пояснил "Ко" пресс-секретарь ЗАО "Связной банк" Антон Гольцман.

Между тем в МТС ограничиваются лишь одним банком-партнером. Это значит, что спектр предложения финансовых услуг заведомо сужен. Вполне представима ситуация, когда аффилированный банк не может предоставить такие же условия по потребительскому кредитованию, как банки — партнеры сетей-конкурентов.

"Плюсы и минусы есть у каждого подхода, — рассуждает Дмитрий Сапронов, директор дирекции продуктов ОТП Банка. — Когда компания сотрудничает с несколькими банками, она может выбирать лучшие условия, быстро подменить один банк другим в случае сложностей или проблем с одним из партнеров, например в части свободной ликвидности. С другой стороны, ритейлеры вынуждены делиться клиентской базой со сторонним банком и позволять зарабатывать другим на собственной территории. В случае создания "своего" кредитного учреждения группа получает возможность концентрировать доходы от обоих бизнесов внутри одной компании, однако при данном подходе ритейлер становится заложником одного-единственного банка".

В то же время, по мнению заместителя председателя правления банка "Хоум Кредит" Юрия Андресова, работа только с одним банком для ритейлера является скорее временным решением. "Сегодня некоторые сотовые салоны предлагают кредиты наличными и карты только аффилированных банков, однако, будучи заинтересованными в расширении своего бизнеса, скоро они начнут предлагать продукты и других розничных банков", — уверен эксперт.

Без контакта

О технологии NFC говорят давно, но в России созданные по данной технологии устройства видели немногие. Речь идет о чипе NFC PayPass, который может быть эмулирован как в SIM-карту мобильного телефона, так и в банковскую карту. Чип в SIM-карте обеспечивает доступ к интегрированной банковской карте банка-партнера. В данном случае это МТС-банк. Таким образом, клиент получает возможность расплачиваться, используя вместо банковской карты свой мобильник, хотя платежи при этом идут не с мобильного счета, а с банковского. Чтобы расплатиться, владелец карты должен поднести сотовый телефон с NFC-чипом к специальному терминалу (NFC-ридеру) на расстояние примерно 10 см — и платеж произойдет автоматически. При необходимости операции с большой суммой для обеспечения безопасности человеку может также понадобиться набирать пин-код.

Некоторые эксперты сомневаются в перспективах NFC-технологий как таковых. Выпуск NFC-карт имеет смысл только при условии, что торговые точки будут располагаеть специальными эквайринговыми терминалами. Компания "МТС" готова в течение 2012 г. оснастить подобными терминалами свою розничную сеть. Но бесконтактные карты и тем более карты-телефоны приобретут популярность, только если специальные терминалы будут распространены повсеместно. МТС и MasterCard подписали первое в России соглашение о развитии технологий бесконтактных платежей на основе NFC. Однако Visa и другие платежные системы пока не стремятся распространять эту технологию в нашей стране.

Крупнейшая в мире дебетовая платежная ситема PayPal, уже проводившая тестирование NFC-платежей в Швеции, заявила, что не собирается использовать NFC-технологию для мобильных платежей в пунктах продаж. По мнению представителей PayPal, эта технология — шаг назад, поскольку пользователю все равно приходится подходить к платежному терминалу для оплаты, а в будущем, как считает компания, подобная необходимость исчезнет. Действительно, оплата с помощью SMS никаких терминалов не требует. Дэвид Маркус, вице-президент мобильного подразделения PayPal, отметил: "К тому времени, как NFC достаточно разовьется, мы будем жить в мире, который уходит от терминалов оплаты в месте совершения покупки".

"Перспективы NFC-технологий во многом зависят от развития инфраструктуры, — констатирует заместитель директора департамента розничного бизнеса СМП Банка Денис Грахов. — Например, внедрение возможности бесконтактной оплаты услуг общественного транспорта позволяет значительно увеличить популяризацию банковских карт с подобным функционалом".

По мнению Юрия Андресова, плюсы данной системы заключаются в том, что операция проходит быстрее, система не требуется пин-код при перечислении небольших сумм, увеличивается срок жизни пластиковой карты за счет бесконтактного использования при оплате. Минусом же является слабое развитие инфраструктуры приема платежей, особенно в регионах. К тому же максимальная сумма транзакции без идентификации клиента ограничивается 1000 руб., то есть при переводе большей суммы терминал запрашивает пин-код, так что отличия от обычной операции по карте уже нет.

"На данный момент, по моему мнению, перспективы NFC-технологии невелики, так как банкам это неинтересно, а сотовые операторы не способны вложиться в столь большую эквайринговую инфраструктуру, потому что это не их основной бизнес", — считает заместитель председателя правления Юниаструм Банка Василий Кузнецов.

Впрочем, в российском представительстве системы MasterCard заверяют, что инфраструктура развивается быстрыми темпами, оплатить покупки по соответствующим технологиям можно уже в восьми регионах России, терминалы установлены в железнодорожных кассах, гастрономах, ресторанах, химчистках, на бензоколонках, в сувенирных киосках и даже буфетах Кремлевского дворца. Эквайринг карт обеспечивают банки "Ак Барс", "Русский стандарт", "Петрокоммерц", Московский индустриальный банк, Сургутнефтегазбанк. Тем не менее точное количество терминалов в MasterCard сообщать отказываются, что, видимо, свидетельствует о том, что оно не очень велико.

Внутренняя конкуренция

Развивая данный проект, АФК "Система" фактически попадает в коллизию, связанную с внутренней конкуренцией. Объективно в финансовом секторе начинается соперничество между банками и телекомами как поставщиками финансовых услуг. Уже несколько лет в нашей стране обсуждается идея мобильных платежей, главная "фишка" которой заключается в том, что в качестве счета используется абонентский счет в телекоммуникационной компании. И ОАО "МТС" уже начало развиваться в этом направлении. Первым случаем коммерческого внедрения NFC-технологии в России стал совместный проект МТС и ЛУКОЙЛа "Быстрая заправка". Заправки ЛУКОЙЛа оборудуются эквайринговыми терминалами, водителю достаточно на несколько секунд поднести телефон со специальной SIM-картой к считывающему устройству на бензоколонке, и система автоматически отпустит на пистолет желаемый объем топлива. Однако пока этот проект позволяет списывать деньги за топливо не с банковского, а с абонентского счета.

Если подобные услуги будут развиваться, то вполне можно себе представить, что абонентский счет у сотового оператора способен заменить банковский. Однако на совместной конференции МТС и МТС-банка корреспонденту "Ко" было твердо заявлено, что проект развития NFC-технологий опирается именно на банковские счета. Таким образом, во имя сотрудничества с аффилированным банком МТС, по сути, придется придерживать собственный проект мобильного банкинга.

Что такое технология NFС

Near Field Communication (NFC, "коммуникация ближнего поля") — технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 см. Эта технология — простое расширение стандарта бесконтактных карт (ISO 14443), объединяющая интерфейс смарткарты и считывателя в единое устройство. Устройство NFC может поддерживать связь и с существующими смарткартами и считывателями стандарта ISO 14443, и с другими устройствами NFC, таким образом, оно совместимо с существующей инфраструктурой бесконтактных карт, уже использующейся в общественном транспорте и платежных системах. NFC нацелена прежде всего на использование в мобильных телефонах.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar