Каких ИТ-решений не хватает российскому ритейлу и сколько денег розничные компании готовы потратить на автоматизацию в 2011 г.
История вопроса
Современные ERP-системы появились на рынке ИТ-решений в конце 70-х гг. и первоначально были ориентированы на крупные промышленные предприятия. Ведь только индустриальные гиганты могли выделить достаточно человеческих и денежных ресурсов на столь масштабный проект.
Однако с насыщением рынка ИТ-решений в середине 80-х гг. разработчики обратили внимание на предприятия среднего и малого бизнеса, в том числе розничную торговлю. С начала 2000-х годов стали появляться специализированные ERP-системы для ритейлеров, разработанные ведущими международными игроками SAP, Oracle и Microsoft. Они позволяют автоматизировать управление товародвижением, управление магазином, а также планировать деятельность компании.
Российская розница начала испытывать потребность в автоматизации бизнес-процессов на базе единой информационной системы в начале 2000-х гг. — параллельно распространению формата самообслуживания и становлению сетевой торговли.
Кто на чем сидит
Среди первой десятки российских ритейлеров самой популярной ERP-системой является SAP. Ее используют Х5 Retail Group, «Ашан», Metro Cash & Carry, «Эльдорадо», «М.Видео», «Лента», «Евросеть». «О’кей» использует Microsoft Dynamics AX, «Магнит» — систему собственной разработки.
Представительства международных компаний («Ашан», Metro Cash & Carry) начали работать в SAP, так как это решение используется в их центральных офисах. Российские ритейлеры зачастую начинали с самописных систем и переходили на более крупную ERP либо по мере роста масштаба бизнеса (“Лента”, “О’кей”), либо при выходе на биржу (Х5 Retail Group).
Ритейлеры, занимающие в рейтинге Rm 10-30 места, используют ERP-системы SAP for Retail (“Уютерра”, “Техносила”), Microsoft Dynamics AX (“Кей”), Oracle Retail (“Детский мир”, “Аптечная сеть 36,6”), 1С (“Вестер”), системы управления товародвижением Avarda, GESTORI Pro и др., а также самописные системы.
Для автоматизации точек продаж некоторые ритейлеры используют отдельные системы — SET Retail, NTSwincash, «1С-Рарус: Магазин» и т д.
Чего ритейл хочет от ИТ
Сейчас без информационных технологий не может обойтись ни одна розничная компания. С этим утверждением согласны и предствители ИТ-компаний, продвигающий свой продукт, как сами ритейлеры. Однако мнения о том, насколько предложение удовлетворяет спрос расходятся.
Так в компании SAP считают, что крупные ERP-системы, настроенные под бизнес-процессы конкретной компании, способны удовлетворить ее потребности на 98%. Ритейлеры, использующие такие системы, часто разделяют это мнение, но подчеркивают, что внедрение ERP стало для них серьезны испытанием на прочность. “По статистике внедрение новой учетной системы переживает не более 50% компаний. Половина проектов умирали при переходе”, — отмечает Иван Куц, генеральный директор “Закажи 24”.
По словам Андрея Шарака, директора департамента по работе с крупной розницей российского представительства компании SAP, спрос на такие системы среди ритейлеров будет расти по мере органического роста сетей и поглощения региональных компаний крупными игроками
Между тем, на российском рынке ИТ-решений нет систем, которые бы удовлетворяли потребностям небольших сетей, которые занимают значительную долю рынка в неконсолидированных сегментах розничной торговли, считает Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group Inc. (сети "Гастрономчикъ", "ПродЭКО" и др. проекты).
По его мнению, такие зарубежные разработки, как SAP, Microsoft Dynamics AX Oracle Retail в большей степени предназначены для крупного бизнеса. “Для небольших сетей такой функционал не требуется, а покупка лицензий и плата за техническую поддержку им просто не по карману. В российских системах интерфейс чрезвычайно не дружественен, какой-нибудь бабе Мане разобраться в них очень сложно”, — отмечает он.
Тем не мнее, автоматизация нужна ритейларам независимо от объемов бизнеса. “Информационные технологии – это всегда сокращение трудозатрат, а следовательно экономия издержек”, — подчеркнул Дмитрий Потапенко.
Что дальше?
По мнению Андрея Шарака, директора департамента по работе с крупной розницей российского представительства компании SAP, одним из главных трендов следующих 10 лет будет появление на рынке специализированных решений для разных сегментов розничной торговли – DIY, FMCG, аптек и так далее.
“Зарубежный ритейл сейчас переживает бум интеграции crm-решенийс социальными сетями. Чуть позже это придет в Россию. Также по мере консолидации рынка начнутся ценовые войны, поэтому будет расти потребность в решениях для гибкого ценообразования. Будут популярны и системы для обмена данными с поставщиками”, — добавил он.
По мнению аналитиков компании IDC, в ближайшие годы продолжит набирать популярность ИТ-аутсорсинг. «Это результат кризиса и порожденного им рационального подхода компаний к расходам на ИТ. Компании стараются отдать внешним партнерам непрофильные для себя направления деятельности по разработке и поддержке информационных систем, обработке данных и обслуживанию инфраструктуры», — отмечают исследователи. По оценке IDC рынок одной из разновидностей ИТ-аутсорсинга — «облачных» вычислений, рос в кризисном 2009 г., и в 2010 г. — на 140% в год.
Большинство ритейлеров, принявших участие в опросе на Retailer.RU, отметили, что хотели бы автоматизировать, в первую очередь аналитическую отчетность (15%) и управление выкладкой (15%).
По мнению Олега Вайнберга, это означает, что большинство ритейлеров навели порядок в управлении товародвижением, складом и разобрались с учетом и отчетностью. “Однако, это выборка из посетителей портала, то есть наиболее ИТ-продвинутых компаний”, — подчеркнул он.
Дмитрий Потапенко считает, что подлинным прорывом в автоматизации розничной торговли стало бы появление недорогих решений для небольших сетей и отдельных магазинов. “Если какая-нибудь “борзая” ИТ-компания напишет что-то доступное и удобное на открытом коде, она займет рынок”.
Сколько ритейлеры готовы тратить на ИТ
В нашем опросе мы просили ритейлеров обозначить желаемые ИТ-решения при условии, что на их внедрение имеется безграничный бюджет. Однако в реальной ситуации выбор обусловлен имеющимися ресурсами.
«Сколько будет стоить порядок, и не дешевле ли оставить беспорядок?», — так, по мнению Олега Вайнберга, должно выглядеть рассуждение ритейлера при выборе того или иного ИТ-решения.
По подсчетам исследовательской компании IDC, рынок ИТ-услуг в 2010 г. вырос на 25% по отношению к 2009 г., однако докризисных показателей пока не достиг. Причем обеспечили этот рост, в первую очередь, банки. Розничные сети, по затратам на ИТ, оказались, на четвертом месте после госсектора и телекоммуникационных компаний.
Так, по словам Олега Вайберга, в компании “Компьютр-Центр “Кей” расходы на ИТ в 2010 г. были снижены в три раза. “Впрочем, у нас нет, как такового, ИТ бюджета. Если надо — тратим. А крупные проекты обсуждаются советом директоров.
В 2011 г. у ритейлера один ИТ-проект — рестайлинг сайта и интернет-магазина. “В ближайшей перспективе возможно внедрение систем бюджетирования, электронного документооборота, улучшение управления торговым пространством и ассортиментом”, — рассказал ИТ-директор.
В компании Finn Flare в 2011 г. планируют увеличить затраты на ИТ в два раза. «На этот год мы запланировали внедрение 1C:УКФ для финансового департамента, 1С:Розница — для франчайзи, перевод оптового отдела центрального офиса на 1С:УТ, обновление PDM GERBER и автоматизацию представительства в Украине.
В DIY-сети “Бауцентр” ИТ-бюджет 2010 г. не высрос по сравнению с 2009 г., однако в 2011 г. он увеличится на 27 %. “При этом в относительном исчислении по отношению к выручке компании процент все время падает”, подчеркнул Алексей Затопляев, директор по информационным технологиям “Бауцентр Рус".
“Мы пытаемся по максимуму внедрить в жизнь функционал, заложенный в систему Avarda.RetailNetwork for DIY, внедрение которой закончили в 2010 г. – запуск бонусной программы, развитие функционала WMS-модуля, управление цепочками поставок. Но это скорее продолжение ранее начатой работы. Никаких новых проектов в области ИТ пока не планируется. В 2011 г. мы собираемся сменить платформу для своего корпоративного портала на 1С-Битрикс. Естественно, с расширением возможностей, заложенных в новую разработку, -рассказал он.
В сети магазинов для детей и будущих мам «Кенгуру» расходы на ИТ в 2010 г. выросли на 10%, в 2011 г. они увеличатся еще на 15-20%. «В настоящий момент запущены проекты по автоматизации управленческой отчетности. В мае-июне запускаем проект по созданию интранет-портала для салонов и филиалов, в следующем году будем скорее всего переводить все подразделения на ip-телефонию», — пояснил Дмитрий Егоров, директор по информационным технологиям ГК «Кенгуру».
В сети “Вестер” ИТ-бюджет в 2010 г. остался на уровне 2009 г. Прогноза на 2011 г. компания не предоставила. По словам ИТ-директора ГК “Вестер” Геннадия Беседина, среди запущенных ИТ-проектоа – автоматизация управленческиого учета и запуск интернет-продаж.
По подсчетам IDC, расходы компаний на ИТ, сильно упавшие из-за кризиса (в среднем 0,8% от выручки), в 2010 г. выросли в среднем на 0,87%.
Причем, если количество заявленных проектов достигло докризисного уровня, однако эти проекты стали менее затратными. По мнению аналитиков IDC, после экономического кризиса в ИТ перестали видеть средство повышения капитализации и репутации компании. “Теперь от современных технологий ждут ощутимого для бизнеса результата. Причем как можно быстрее и за минимальные деньги”, — комментируют в IDC.
По оценке аналитиков, докризисных показателей ($25 млрд.) рынок ИТ-услуг в России достигнет лишь к 2012 г.
В мае 2011 г. ИД Retailer выпускает книгу «ИТ в ритейле в карикатурах и кейсах». Этот проект продолжает серию изданий ИД Retailer, где в легкой форме и с определенной долей юмора рассказывается о решении серьезных бизнес-задач. Купить книгу уже скоро можно будет тут.