Каких ИТ-решений не хватает российскому ритейлу и сколько денег розничные компании готовы потратить на автоматизацию в 2011 г.

История вопроса

Современные ERP-системы появились на рынке ИТ-решений в конце 70-х гг.  и первоначально были ориентированы на крупные промышленные предприятия.  Ведь только индустриальные гиганты могли выделить достаточно человеческих и денежных ресурсов на столь масштабный проект.

Однако с насыщением рынка ИТ-решений в середине 80-х гг. разработчики обратили внимание  на предприятия среднего и малого бизнеса, в том числе розничную торговлю. С начала 2000-х годов стали появляться специализированные ERP-системы для ритейлеров, разработанные ведущими международными игроками SAP, Oracle и Microsoft.  Они позволяют автоматизировать управление товародвижением, управление магазином, а также планировать деятельность компании.

Российская розница начала испытывать  потребность в автоматизации бизнес-процессов на базе единой информационной системы в начале 2000-х гг.  — параллельно распространению формата самообслуживания и становлению сетевой торговли.

Кто на чем сидит

Среди первой десятки российских ритейлеров самой популярной ERP-системой является SAP. Ее  используют Х5 Retail Group, «Ашан», Metro Cash & Carry, «Эльдорадо», «М.Видео», «Лента», «Евросеть». «О’кей» использует  Microsoft Dynamics AX, «Магнит» — систему собственной разработки.

Представительства международных компаний («Ашан», Metro Cash & Carry) начали работать в SAP, так как  это решение используется  в  их центральных офисах.  Российские ритейлеры зачастую начинали с самописных систем и переходили на более крупную ERP либо по мере роста масштаба бизнеса (“Лента”, “О’кей”), либо  при выходе на биржу (Х5 Retail Group).

Ритейлеры, занимающие в рейтинге Rm 10-30 места, используют ERP-системы SAP for Retail (“Уютерра”, “Техносила”), Microsoft Dynamics AX (“Кей”), Oracle Retail (“Детский мир”, “Аптечная сеть 36,6”), 1С (“Вестер”), системы управления товародвижением Avarda, GESTORI Pro  и др., а также самописные системы.

Для автоматизации точек продаж некоторые ритейлеры используют отдельные системы — SET Retail, NTSwincash, «1С-Рарус: Магазин» и т д.

Чего ритейл хочет от ИТ

Сейчас без информационных технологий не может обойтись ни одна розничная компания. С этим утверждением согласны и предствители ИТ-компаний, продвигающий свой продукт, как сами ритейлеры. Однако мнения о том, насколько предложение удовлетворяет спрос расходятся.

Так в компании SAP считают, что крупные ERP-системы, настроенные под бизнес-процессы конкретной компании, способны  удовлетворить ее потребности на 98%. Ритейлеры, использующие такие системы, часто разделяют это мнение, но подчеркивают, что внедрение ERP стало для них серьезны испытанием на прочность. “По статистике внедрение новой учетной системы переживает не более 50% компаний. Половина проектов умирали при переходе”, — отмечает Иван Куц, генеральный директор “Закажи 24”.

По словам Андрея Шарака, директора департамента по работе с крупной розницей российского представительства компании SAP, спрос на такие системы среди ритейлеров будет расти по мере органического роста сетей и поглощения региональных компаний крупными игроками

Между тем, на российском рынке ИТ-решений нет систем, которые бы удовлетворяли потребностям небольших  сетей, которые занимают значительную долю рынка в неконсолидированных сегментах розничной торговли, считает Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group Inc. (сети "Гастрономчикъ", "ПродЭКО" и др. проекты).

По его мнению, такие зарубежные разработки, как SAP, Microsoft Dynamics AX  Oracle Retail в большей степени предназначены для крупного бизнеса. “Для небольших сетей такой функционал не требуется, а покупка лицензий  и плата за техническую поддержку  им просто не по карману. В российских системах интерфейс чрезвычайно не дружественен, какой-нибудь бабе Мане разобраться в них очень сложно”, — отмечает он.

Тем не мнее, автоматизация нужна ритейларам независимо от объемов бизнеса. “Информационные технологии – это всегда сокращение  трудозатрат, а следовательно экономия издержек”, — подчеркнул Дмитрий Потапенко.

Что дальше?

По мнению Андрея Шарака, директора департамента по работе с крупной розницей российского представительства компании SAP, одним из главных трендов следующих 10 лет  будет появление на рынке специализированных решений для разных сегментов розничной торговли – DIY, FMCG, аптек и так далее.

“Зарубежный ритейл сейчас переживает бум интеграции crm-решенийс социальными сетями. Чуть позже это придет в Россию. Также по мере консолидации рынка начнутся ценовые войны, поэтому будет расти потребность в решениях для гибкого ценообразования. Будут популярны и системы для обмена данными с поставщиками”, — добавил он.

По мнению аналитиков компании  IDC, в ближайшие годы продолжит набирать популярность ИТ-аутсорсинг. «Это результат кризиса и порожденного им рационального подхода компаний к расходам на ИТ. Компании стараются отдать внешним партнерам непрофильные для себя направления деятельности по разработке и поддержке информационных систем, обработке данных и обслуживанию инфраструктуры»,  — отмечают исследователи. По оценке IDC рынок  одной из разновидностей ИТ-аутсорсинга — «облачных» вычислений,  рос в кризисном 2009 г., и в 2010 г. — на 140% в год.

Большинство ритейлеров, принявших участие в опросе на Retailer.RU, отметили, что хотели бы автоматизировать, в первую очередь аналитическую отчетность (15%) и управление выкладкой (15%).

По мнению Олега Вайнберга, это означает, что большинство ритейлеров навели порядок в  управлении товародвижением, складом и разобрались с учетом и отчетностью. “Однако,  это выборка из посетителей портала, то есть наиболее ИТ-продвинутых компаний”, — подчеркнул он.

Дмитрий Потапенко считает, что подлинным прорывом в автоматизации розничной торговли стало бы появление недорогих решений для небольших сетей и отдельных магазинов. “Если какая-нибудь “борзая” ИТ-компания напишет что-то доступное и удобное на открытом коде, она займет рынок”.

Сколько ритейлеры готовы тратить на ИТ

В нашем опросе мы просили ритейлеров обозначить желаемые ИТ-решения при условии, что  на их внедрение имеется безграничный бюджет. Однако в реальной ситуации выбор  обусловлен имеющимися ресурсами.

«Сколько будет стоить порядок, и не дешевле ли оставить беспорядок?», — так, по мнению Олега Вайнберга, должно выглядеть рассуждение ритейлера при выборе того или иного ИТ-решения.

По подсчетам исследовательской компании IDC, рынок ИТ-услуг в 2010 г. вырос на 25% по отношению к 2009 г., однако докризисных показателей пока не достиг. Причем обеспечили этот рост, в первую очередь, банки. Розничные сети, по затратам на ИТ, оказались, на четвертом месте после госсектора и телекоммуникационных компаний.

Так, по словам Олега Вайберга, в компании “Компьютр-Центр “Кей” расходы на ИТ в 2010 г. были снижены  в три раза.  “Впрочем, у нас нет, как такового, ИТ бюджета. Если надо — тратим. А крупные проекты обсуждаются советом директоров.

В 2011 г. у ритейлера один ИТ-проект — рестайлинг сайта и интернет-магазина. “В ближайшей перспективе возможно внедрение систем бюджетирования, электронного документооборота, улучшение управления торговым пространством и ассортиментом”, — рассказал ИТ-директор.

В компании Finn Flare в 2011 г. планируют увеличить затраты на ИТ в два раза. «На этот год мы запланировали внедрение 1C:УКФ для финансового департамента, 1С:Розница — для франчайзи, перевод оптового отдела центрального офиса на 1С:УТ, обновление PDM GERBER и автоматизацию представительства в Украине.

В DIY-сети “Бауцентр” ИТ-бюджет 2010 г. не высрос по сравнению с 2009 г., однако в 2011 г. он увеличится на 27 %. “При этом в относительном исчислении по отношению к выручке компании процент все время падает”, подчеркнул Алексей Затопляев, директор по информационным технологиям “Бауцентр Рус".

“Мы пытаемся по максимуму внедрить в жизнь функционал, заложенный в систему Avarda.RetailNetwork for DIY, внедрение которой закончили в 2010 г. – запуск бонусной программы, развитие функционала WMS-модуля, управление цепочками поставок. Но это скорее продолжение ранее начатой работы. Никаких новых проектов в области ИТ пока не планируется. В 2011 г. мы собираемся  сменить платформу для своего корпоративного портала на 1С-Битрикс. Естественно, с расширением возможностей, заложенных в новую разработку, -рассказал он.

В сети магазинов для детей и будущих мам «Кенгуру» расходы на ИТ в 2010 г. выросли на 10%, в 2011 г. они увеличатся еще на 15-20%. «В настоящий момент запущены проекты по автоматизации управленческой отчетности. В мае-июне запускаем проект по созданию интранет-портала для салонов и филиалов, в следующем году будем скорее всего переводить все подразделения на ip-телефонию», — пояснил Дмитрий Егоров, директор по информационным технологиям ГК «Кенгуру».

В сети “Вестер” ИТ-бюджет в  2010 г. остался на уровне 2009 г.  Прогноза на 2011 г. компания не предоставила. По словам ИТ-директора ГК “Вестер” Геннадия Беседина, среди запущенных ИТ-проектоа – автоматизация управленческиого учета и запуск интернет-продаж.

По подсчетам  IDC, расходы компаний на ИТ, сильно упавшие из-за кризиса (в среднем 0,8% от выручки), в 2010 г. выросли в среднем на 0,87%.

Причем, если количество заявленных проектов достигло докризисного уровня, однако эти проекты стали менее затратными. По мнению аналитиков IDC, после экономического кризиса в ИТ перестали видеть средство повышения капитализации и репутации компании. “Теперь от современных технологий ждут ощутимого для бизнеса результата. Причем как можно быстрее и за минимальные деньги”, — комментируют в IDC.

По оценке аналитиков, докризисных показателей ($25 млрд.) рынок ИТ-услуг в России достигнет лишь  к 2012 г.

 

В мае 2011 г. ИД Retailer выпускает книгу «ИТ в ритейле в карикатурах и кейсах». Этот проект продолжает серию изданий ИД Retailer, где в легкой форме и с определенной долей юмора рассказывается о решении серьезных бизнес-задач. Купить книгу уже скоро можно будет тут.

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments