— Расскажите, пожалуйста, как развивается российский рынок розничной торговли? Какие тенденции наметились на ближайшие 3-5 лет? Какие требования к ИТ предъявляют современные представители бизнеса розничной торговли?

— На текущий момент все ведущие ритейлеры активно укрупняются. И этот процесс идет в двух направлениях: первое – это открытие собственных магазинов в регионах, то есть экспансия за счет органического роста, и второе — это покупка региональных розничных компаний. Когда происходит покупка региональной сети, покупатель приобретает вместе с площадями, ИТ-инфраструктуру, включая торговое оборудование.

При органическом росте необходимо искать место, привозить туда оборудование и налаживать канал связи. У московских компаний требования к каналам связи очень высоки. Но в последнее время ситуация в регионах улучшилась, и качество связи не опускается ниже определенного уровня.

В связи с укрупнением розничные компании предъявляют следующие требования к информационным технологиям: ИТ-инфраструктура должна поддерживать возможность покупки сети или открытия собственных магазинов, система должна быть легко масштабируемой, достаточно надежной, легко управляемой из центра и неприхотливой к внешним условиям. Кроме того, должна учитываться серьезная проблема дефицита грамотных ИТ-специалистов в регионах, обслуживающих ИТ-систему.

 

— Какие задачи стоят перед ведущими ритейлерами и как это сказывается на развитии ИТ?

— Основные трудности розничных компаний связаны с ростом цен и повышением ставок по кредитам. Если речь идет о пищевой рознице, то конкуренция приводит к тому, что сеть вынуждена снижать уровень своих цен практически до уровня себестоимости. В связи с этим компании ищут некий баланс инвестиций для своего развития, и это часто влечет за собой сокращение ИТ-бюджета. ИТ-проекты сейчас рассматриваются и утверждаются с особенной тщательностью, с одной стороны компании нужна гибкая и надежная инфраструктура, а с другой стороны компания готова вкладывать в ИТ минимум денежных средств.

 

— При помощи каких технологий владельцы розничных сетей могут решить актуальные задачи и насущные проблемы? В какие ИТ-решения прежде всего инвестируют владельцы розничных сетей?

Актуальные задачи взаимодействия филиалов сети решаются с помощью каналов связи и использования сетевой инфраструктуры. Это позволяет обеспечивать развитие компании, быстрый и четкий обмен информацией, ведь понимание потребностей в товарах и процесса их закупки позволяет грамотно планировать взаимодействие с поставщиками. Также насущные проблемы решаются с помощью систем бизнес-аналитики и систем бюджетирования, которые позволяют автоматически составлять бюджеты и делать их «прозрачными».

При покупке новых ИТ-систем могут возникать сложности в связи с несовпадением номенклатуры закупленного и доставленного оборудования, несоблюдения сроков доставки. Поэтому очень важно сотрудничать с поставщиками, которые могут поддерживать развитие компании не только с точки зрения конкретного оборудования, но и с точки зрения взаимодействия. Интересны поставщики, у которых действует сервисная поддержка и созданы сервисные центры в регионах. Это позволяет ритейлерам решить задачу отсутствия квалифицированных кадров.

Другая важная задача — необходимость создания современных центров обработки данных (ЦОДов). Надо учитывать, что объем и важность информации очень велики, критичность данных может быть сопоставима с такими же требованиями у банков. Поэтому розничные компании предпочитают строить ЦОДы максимально отказоустойчивыми, с возможностью создания резервных центров. У компании КРОК имеется большой опыт в построении ЦОДов с высокой критичностью данных.

Также КРОК участвует в оснащении центральных офисов розничных сетей информационными и инженерными инфраструктурами, позволяющими с максимальной отдачей пользоваться передовыми телекоммуникационными системами и другими технологиями.

 

— Какие механизмы позволяют осуществлять наиболее эффективное управление инфраструктурными ресурсами современного предприятия розничной торговли?

— Существует две основные модели управления ИТ-инфраструктурой розничной сети: централизованная и децентрализованная. При централизованной организации ИТ-система управляется из единого центра. В децентрализованной модели есть ряд расположенных в регионах управляющих центров, которые могут осуществлять работу и контроль в своем регионе. В этом случае при возникновении проблем с каналом связи или с серверным оборудованием в центральном офисе, региональные отделения продолжают нормально функционировать. А при установке централизованных систем компании приходится делать вложения в отказоустойчивость информационных решений и каналов связи,  так это  зачастую это дешевле чем строить и оснащать региональные центры

Владельцы розничных сетей могут выбрать различные модели управления в зависимости от характера развития бизнеса. Если бизнес строится в крупных городах, в Центральном округе, то централизованная инфраструктура предпочтительна. С другой стороны, чем больше инфраструктура, тем сложнее ею управлять.

 

— На рынке идет череда слияний и поглощений. Расскажите, пожалуйста, как ИТ могут способствовать интеграции новых компаний? Какие технологии обеспечивают максимально комфортные условия для осуществления слияний и поглощений?

— Существует два варианта осуществления слияния. Первый происходит, если управляющая компания или торговая сеть, поглощающая регионального игрока, имеет определенные корпоративные стандарты на информационные системы, оборудование и услуги. В этом случае, скорее всего, купленная сеть не будет удовлетворять этим стандартам. Поэтому покупатель предпочитает устанавливать стандартную ИТ-систему с максимальным использованием старого оборудования и лицензий.

Второй случай происходит при слиянии двух крупных компаний. Это можно увидеть на примере Х5 Retail Group, которая образовалась в результате объединения сетей «Перекресток» и «Пятерочка». В этом случае происходит объединение информационных технологий на основе тех стандартов, которые принимают обе сети. Тогда происходит эксплуатация сервиса или приложения, используемых в той или иной сети. Также может использоваться внешнее решение, которое отсутствует у обеих сетей, тогда специалисты внедряют это решение в обе сети одновременно.

Например, между X5 Retail Group, КРОК и Microsoft заключено соглашение по программе лицензирования Microsoft Enterprise Agreement, предусматривающее поставку и установку лицензионных версий новейших продуктов Microsoft во всех подразделениях X5 Retail Group в течение ближайших трех лет. Программа лицензирования распространяется на все системное программное обеспечение, используемое на рабочих станциях, контрольно-кассовых машинах и серверах X5 Retail Group и позволяет постоянно обновлять и ежегодно добавлять в соглашение новые продукты.

Также одна из важнейших технологий, обеспечивающих максимально комфортные условия для осуществления слияния/поглощения – это технология управления данными Master Data Management. Эта технология позволяет заказчику синхронизировать все свои информационные системы, не меняя их структуру и свойства, при этом преобразовывает данные в тот вид, который позволяет этим системам работать.

 

— Как ИТ способствуют снижению и оптимизации затрат?

— ИТ на данный момент не является затратной статьей, а скорее наоборот. Последнее время внедрение той или иной информационной системы рассматривается с точки зрения помощи бизнесу в снижении эксплуатационных затрат, повышения эффективности деятельности компании. Это можно увидеть на примере внедрения телекоммуникационных решений,  перехода на IP-телефонию и отказа от старой аналоговой связи, в том числе междугородной, что позволяет снизить затраты на телефонную связь, повысить качество, оптимизировать управляемость всей системой и привести ее к единому стандарту.

Также для повышения эффективности деятельности компании устанавливаются программы управления складом. Для улучшения этой деятельности внедряются электронные системы взаимодействия с поставщиками, которые позволяют отказаться от длительных пересылок бумажных версий документов.

 

— Какие задачи стоят перед поставщиками ИТ-решений и ИТ-услуг для повышения эффективности деятельности розничных сетей?

— Задачи поставщиков заключаются в предоставлении услуг и решений, которые позволили бы розничным сетям повысить эффективность деятельности, снизить затраты и оптимизировать процесс расчета с поставщиками. Также актуально предоставление возможностей покупки оборудования в рассрочку, чтобы ритейлеры могли пользоваться современными технологиями. Это позволяет заказчикам снизить затраты и оптимизировать процессы оплат услуг интеграторов. Основная задача поставщика ИТ-решений – это понимание проблем, требований и условий заказчика и, соответственно, предложение решений, которые максимально удовлетворяют этим потребностям.

 

— Могут ли российские ритейлеры улучшить управление ИТ за счет аутсорсинга и аутстаффинга?

— На сегодняшний день ритейлерами востребованы услуги передачи во внешнее обслуживание своих ИТ-инфраструктур. Особенно это актуально при открытии новых магазинов, так как устанавливать инженерные системы своими силами довольно сложно. Гораздо удобнее воспользоваться услугами внешних подрядчиков, которые гарантируют качество и сроки выполнения работ на объекте. Такая же ситуация и с поддержкой ИТ-инфраструктур: ритейлеру не выгодно держать большой штат ИТ-специалистов. ИТ-обслуживание удобнее отдавать во внешнюю компанию, которая гарантирует качество выполнения ИТ-услуг и уровень специалистов. Подобное сотрудничество реализовано между компанией КРОК и международной розничной сетью METRO. КРОК осуществляет сервисное обслуживание 30 торговых центров METRO по всей России, ведет комплексную техническую поддержку систем бесперебойного питания и всего спектра оборудования HP (серверы, принтеры, ПК). Сервисный контракт также предусматривает фиксированное время реагирования на неполадки оборудования в Москве и в региональных торговых центрах

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar