В 2014 году сразу четыре российских ритейлера готовы выйти на биржу. Это — сеть гипермаркетов "Лента", сеть мелкооптовых центров Metro Cash & Carry, "Обувь России" и "Детский мир".
Что это, год потребительского бума и удачный момент для IPO? Сухая статистика говорит об обратном. Лидеры своих отраслей — компании "Магнит" и "М.Видео" — подвели итоги 2013 года с красноречивой пометкой "снижение потребительской активности". В минувшем декабре "Магнит" продемонстрировал самый низкий темп роста выручки за весь 2013 год — 22,88% (за год показатель вырос на 29,2%). Выводы последовали немедленно. Капитализация компании с начала года сократилась на 20% — до $25,4 млрд на Лондонской бирже. "Вы нам даже в одном месяце не оставляете права на ошибку",— разводит руками гендиректор "Магнита" Сергей Галицкий. "М.Видео" показала самый низкий уровень роста оборота за год в четвертом квартале — 8% (за год — 11%), продажи в декабре 2013 года вообще ничем не отличались от продаж в аналогичном месяце 2012 года. Итог тот же — капитализация с начала года снизилась на 19%, до 43,74 млрд руб. на Московской бирже.
Данные Росстата о потреблении подтверждают выводы компаний. Динамика роста розничных продаж в России пошла на спад — снижение темпа роста составило до 10,8% к аналогичному периоду прошлого года.
"Ерунда это все,— говорит управляющий директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко,— на рынке нет тенденции снижения потребительской активности, даже если об этом в какой-то момент говорят лидеры отрасли". Он уверен, что следует более тщательным образом анализировать представленные ритейлерами цифры по продажам, "которые, кстати, являются одним из индикаторов, но не единственным в данном конкретном вопросе". "Сегодня потребительская активность замедляется, завтра ускоряется, а IPO — это возможность получить оценку компании, между собой это вообще никак не связано и не должно быть связано",— отмечает глава "Магнита" Сергей Галицкий.
Хотя, возможно, есть и еще один аргумент. Два из четырех претендентов — "Обувь России" и "Детский мир" — являются импортерами иностранной продукции. Может ли это стать проблемой для торговых сетей при оценке инвесторов на фоне стремительного падения рубля? Господин Кривошапко говорит, что "связь не такая линейная — цены на товары просто пересматриваются, и обычно сильная девальвация ведет к доступности товаров". Глава компании "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров вспоминает, что в 2009 году рынок DIY упал, а вот его игроки свою прибыль сохранили. "Товар закупается заранее, поэтому ритейлеры просто подкрутили цены",— считает он.