В 2014 г. количество россиян, которые совершали интернет-покупки, достигло 25,4 млн человек, что на 37% больше, чем годом ранее. Таким образом, темпы роста числа потребителей интернет-магазинов в последние два года замедлились: если в 2011-2012 гг. число онлайн-покупателей удваивалось, то в следующие два года показатель находился на уровне 35-37%, свидетельствуют данные исследования "Российский рынок интернет-торговли 2014", подготовленный компаниями Data Insight, PayU и InSales. Дополнительный прирост нескольких миллионов покупателей в 2014 г. обусловлен взлетом числа покупок за рубежом, без чего темпы роста аудитории покупателей составили бы 23–25%.
В то же время увеличивается и наращивает темпы роста доля онлайн-покупателей в аудитории Интернета. Это, в первую очередь, обусловлено замедлением роста аудитории Интернета в России.
Аудитория Интернета в России, по данным исследования, третий год "лежит на полке": за 2014 г. в интернете появилось всего 2% от общего числа пользователей сетью, тогда как в 2013 г. этот показатель составил 8%, в 2012 г. – 12%. Показатели демонстрируют, что пик роста аудитории Интернета в России прошел. Как считают авторы исследования, с учетом того, что число пользователей превысило 80 млн человек, нет оснований предполагать ускорение темпов роста интернет-аудитории в дальнейшем.
Новые покупатели в интернет-магазинах появятся не из россиян, ставших интернет-пользователями, а из тех, кто уже пользуется Интернетом, но пока не покупает в онлайне. "Перелом" наступает, когда стаж использования Интернета достигает пяти лет, отмечают авторы исследования. Для аудитории со стажем использования интернета более семи лет доля покупателей, совершивших хотя бы одну покупку за 2014 г., составляет более 50%.
Показатели онлайн-коммерции
Оборот российского рынка онлайн-продаж материальных товаров в 2014 г. вырос на 35% по сравнению с 2013 г. и составил 560 млрд руб. В исследовании отмечается, что в прошлом году порядка половины номинального роста пришлась на повышение цен (обусловленное инфляцией увеличение среднего чека оценивается в 15%), в то время как ранее объем рынка увеличивался в основном за счет роста количества заказов. Реальный рост рынка интернет-торговли в России по итогам 2014 г. составил около 17%, что в 1,5 раза ниже показателей предыдущего года.
Порядка 85 млрд руб. пришлось на трансграничную интернет-торговлю, объем которой в прошлом году увеличился более чем в два раза. Таким образом, в 2014 г. российских и зарубежных онлайн-магазинах россияне потратили 645 млрд руб., что на 42% больше, чем в 2013 г.
Основным драйвером роста трансграничной интернет-торговли в 2014 г. стал Китай: в прошлом году доля по числу заказов увеличилась с 45 до 72%. В обороте рынка трансграничной торговли доля Поднебесной ниже за счет небольшого среднего чека (1350 руб. против 2800 руб. в остальных магазинах) — на уровне 55%. Количество покупателей выросло в 1,5 раза: с 8 до 11,7 млн покупателей. Средний чек зарубежного заказа составил 1800 руб. Рост трансграничной интернет-торговли обусловлен увеличением аудитории из-за привлекательности цен и разнообразия ассортимента.
Исследование построено на двух общероссийских опросов – офлайнового и онлайнового (выборка составила всего 4512 человек). Онлайн-опрос позволил собрать ответы большого количества онлайн-покупателей по широкому спектру вопросов, связанных с их поведением в Интернете и с использованием его для покупок. Офлайновый опрос позволил определить базовые параметры, включая соотношение онлайн-покупателей, интернет-аудитории и населения в целом, и обеспечил контрольные данные для очистки онлайн-опроса от искажений, связанных с неизбежным смещением интернет-выборки в сторону более активных пользователей.