Россия станет третьей страной в мире, после Испании и Португалии, где появится самый неизвестный бренд испанского fashion-ритейлера Inditex — Lefties. Марка позиционируется в том же ценовом сегменте, что и шведская H&M. Первые открытия состоятся этим летом, в июле-августе, в Москве и Петербурге. Об этом Retailer.RU рассказали несколько девелоперов.
Ни в российском, ни в испанском офисах Inditex информацию о готовящихся открытиях не подтвердили, но и не опровергли. На сайтах, посвященных поиску персонала, уже размещены вакансии Lefties — в частности, управляющего магазином. В этих же объявлениях указано, что точки откроются в столичных ТЦ "Мега Теплый стан", "Мега Белая дача" и "Вегас 2". В Петербурге, по данным Retailer.RU, Lefties появится в ТЦ "Галерея". Факт переговоров с Inditex в ТЦ подтвердили, но от более подробных комментариев отказались.
Судя по торговой площади (порядка 1 000 кв. м), Lefties пополнит ряды якорных арендаторов в сегменте fashion. Вместе с тем эксперты рынка сомневаются, что марка быстро станет трафикообразующей, да и просто успешной. "Думаю, что у Lefties будет серьезная конкуренция с H&M, а также с российскими брендами, под которыми продается одежда в низком ценовом сегменте — Sela, O’stin, Oodji. Они уже известны публике и пользуются серьезной лояльностью. А Lefties — бренд новый и в России никому не известный. Чтобы наработать лояльную аудиторию, марку надо продвигать, а продвигать лоу-кост — занятие неблагодарное", — говорит Дарья Ядерная, управляющий директор консалтингового агентства Esper Group.
Рождение неизвестной легенды
По одним данным, бренду-дискаунтеру Lefties 21 год, по другим — лишь шесть. Точно известно количество магазинов: 93 в Испании и 16 в Португалии. Изначально магазины Lefties (от leftovers, в переводе с английского — "остатки") функционировали исключительно как аутлеты Inditeх, где распродавались в основном старые коллекции Zara, а также других брендов. Но со временем здесь появился собственный штат дизайнеров и свои коллекции. Хотя бренд и принадлежит Inditex, он не является официальным дивизионом группы, а его продажи не отражаются в консолидированной отчетности. Несколько инвесторов Inditex, опрошенных Reuters, даже не подозревают о существовании у компании еще одного бренда.
Экономика заставляет
Домашний рынок ритейлера — Испания переживает сегодня не лучшие времена. Так, 2011 г. был единственным за последние пять лет, когда кривая динамики национального ВВП оказалась в зоне роста (0,1%), а не падения. Уровень безработицы в стране, по данным Евростата, вырос с 9% в январе 2008 г. до 25,6% в феврале 2014 г.
Все это не может не приводить к изменениям в поведении потребителя. "Лишних денег сегодня ни у кого нет, — говорит в интервью корреспонденту Reuters 38-летняя Мерседес Гранда (Mercedes Granda), посетительница одного из шопинг-моллов на окраине Мадрида, где есть Lefties. — Я сначала и представить себе не могла, что буду делать покупки в таком дешевом магазине, как Primark. А потом привыкла".
Британский лоу-костер Primark появился в Испании в 2006 г. Сегодня сеть насчитывает в этой стране 36 точек и уже давно стала желанным партнером в глазах местных владельцев торговой недвижимости. "В некоторых торговых центрах появление Primark приводит к росту трафика на 30%", — говорит Дэвид Браун (David Brown), директор британского офиса Jones Lang LaSalle.
Трудные времена в экономике Испании — не помеха для роста той же Primark и H&M. Так, в 2013 г. продажи H&M в Испании увеличились на 5%, до 6 млрд шведских крон ($940,4 млн), а количество магазинов выросло за год со 147 до 156.
Сокращение экономики, перераспределение спроса и наступление H&M и Primark — все это заставляет Inditex вносить коррективы в стратегию развития: так, количество магазинов в Испании под вывеской Zara сократилось с 491 на конец января 2007 г. до 332 на конец января 2013 г. (при увеличении количества магазинов под всеми брендами). А сеть Lefties, напротив, демонстрирует устойчивый рост, ежегодно прибавляя 5−6 точек. Некоторые из них открываются на площадях, которые еще недавно занимала Zara.
Именно Lefties, где женские шорты можно купить за €9,99, а детский трикотаж — от €7, зарубежные журналисты уже окрестили "секретным оружием" Inditeх в войне за потребителя, который отворачивается от Zara в сторону бюджетных H&M и Primark. Пока лидер мирового fashion-ритейла предпочитает молчать о своем "секретном оружии", не раскрывая ни планов развития, ни объемов продаж, эксперты с уверенностью говорят о том, что Lefties уже занимает значительное место в стратегии развития группы. Неслучайно за последние несколько месяцев эти магазины пережили рестайлинг, был запущен обновленный сайт Lefties (без интернет-магазина), проведена мощная рекламная кампания. "Думаю, Inditeх может вывести этот бренд на рынки и других стран своего присутствия: например, Великобритании или Германии, — говорит в интервью Reuters консультант Planet Retail Карлос Хернандез (Carlos Hernandez). — Испания — не единственная страна, по которой прокатился кризис. […] Думаю, это лишь вопрос времени — официально "признать" бренд и обнародовать цифры".
Справка
Группа компаний Inditex основана в 1985 г. в Испании. Развивает такие бренды, как Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho, Zara Home and Uterqüe. На конец 2013 г. группа управляла 6 340 магазинами в 61 стране. Выручка в 2013 г. составила €16,7 млрд. На домашний рынок пришлось 19,7% выручки, в то время как до начала кризиса 2008 г. эта доля составляла 37%.