Уже больше полугода российский бизнес вынужденно перестраивает процессы и переходит на отечественные продукты — это касается в том числе IT-инфраструктуры. Мы решили разобраться, что предпринимают ведущие российские торговые сети для замещения ушедших с рынка зарубежных IT-решений. Рассказываем о решениях ключевых компаний из сегмента FMCG.

«Магнит»

Как и конкуренты, «Магнит» взял курс на импортозамещение в IT ещё до начала событий 2022 года. По собственным данным компании, «около 70% технологического ландшафта компании сейчас функционирует на российском ПО, часто разработанном inhouse» — в том числе такие критичные элементы, как работа касс, системы автозаказа, управления складами и ассортиментом. По словам заместителя гендиректора «Магнита» Алексея Корни, всё это — наследие ещё основателя компании Сергея Галицкого.

В пресс-службе «Магнита» свою ситуацию назвали «достаточно уникальной» и заявили, что с точки зрения санкционного давления компания «устойчива и чувствует себя уверенно». При этом должность директора по цифровым технологиям в компании появилась только осенью 2021 года: её занял выходец из Amazon и Microsoft Юрий Мисник, и, помимо IT, в его зону ответственности входит также e-commerce.

Критическая точка «Магнита», как и всей отрасли — ERP-система. Ритейлер использует самое популярное решение на рынке — SAP, причём на протяжении 25 лет, вплоть до 2019 года, компания работала на отечественном решении от 1С. По данным издания TAdviser, которое ссылается на источники, близкие к Минцифры, переходить на иностранное ПО ей не рекомендовали, а решение о переходе якобы приняли под давлением основного акционера — ВТБ.

В «Магните» признают, что в этом секторе бизнес зависит от иностранного ПО, поскольку российские аналоги пока не дотягивают по возможностям до мировых лидеров и неэффективны для решения задач компании такого масштаба. В итоге ритейлер пытается своими силами минимизировать негативный эффект от санкций — в частности, переводит HR-модуль на «микс собственных решений и 1С» и создаёт собственный центр компетенций SAP, чтобы самостоятельно обеспечивать поддержку. Фактически «Магнит» не успел до конца перейти на SAP и использует те модули этой системы, которые уже внедрены.

К лету 2022 года стало известно о некоторых конкретных решениях «Магнита» на базе российских технологий. Так, в июле ритейлер полностью перевёл доставку на собственную платформу и заявил, что до конца года установит в магазинах 1500 отечественных касс самообслуживания. «Если говорить про отечественные IT-продукты, то мы всегда активно использовали лучшие рыночные решения и абсолютно точно продолжим работать с российскими вендорами, чтобы создавать и развивать передовые отечественные системы. Например, мы отдаём предпочтение российским системам для различных задач в области работы с персоналом. Создаём и управляем расписанием сотрудников на платформе Good T, нанимаем с помощью с Skillaz, обучаем в HR-системе собственной разработки “Магнум”. Кроме того, мы продолжим делать ставку на inhouse решения, например, в e-com», — комментируют отношение к российским технологиям в пресс-службе «Магнита».

В условиях дефицита кадров ритейлер организовал большую деятельность по привлечению работников в IT-сектор. В мае «Магнит» объявил о запуске полноценного центра по поиску и найму IT-специалистов. На тот момент в компании работали 4 тысячи айтишников, и для них, по словам представителей «Магнита», активно пытаются создать все условия — в том числе дают возможность дополнительного обучения (экспертиза по всем актуальным технологическим стекам, развитие soft skills и прочее). Также работает отдельный сайт с техническими вакансиями ритейлера — а в целом для поддержки IT-сектора в компании реализуют 19 HR-проектов.

«Мы убеждены, что процесс импортозамещения в IT должен идти поэтапно и плавно, государственное регулирование должно быть предсказуемым и разумным, это должно быть смарт-регулирование. Необходимо избегать жестких сроков перехода на те или иные отечественные решения, не нужно пытаться искусственно ускорить полный отказ от зарубежных аналогов. Бизнесу важна устойчивость, клиенты не должны чувствовать на себе изменений, в масштабах “Магнита” это вопрос продбезопасности страны», — заявили RETAILER.ru в компании.

X5 Group

В компании RETAILER.ru рассказали, что ещё в начале марта был организован штаб, в задачи которого вошло обеспечивать быстрый поиск и закупку нужного оборудования и услуг.

«Мы проанализировали все системы с точки зрения двух рисков: краткосрочная остановка системы и долгосрочная остановка. По каждой системе сформировали индивидуальный перечень работ по уменьшению вероятности наступления риска – что мы должны сделать, чтобы обеспечить бесперебойную работу системы. Проанализировав рубрикатор оборудования, штаб по импортозамещению X5 Group выявил, что почти 80% технологического и около 50% торгового оборудования имеет большую долю импортных комплектующих и высокий прогноз выбывания с рынка. Было проработано несколько тысяч позиций, выделено порядка 40 ключевых решений, прежде всего, используемых в магазинах и на распределительных центрах.

Далее нашей задачей стало определить, в какие сроки можно заместить каждую позицию. Мы рассматриваем как российские аналоги, так и прямой импорт через азиатские рынки или, например, Турцию. По целому ряду критичных позиций нами найдены российские аналоги, сейчас они проходят этап тестирования», — сообщили в пресс-службе X5 Group.

Действительно, компания часто рассказывает о том, как проходит технологическое импортозамещение. Например, в июле X5 Group выбрала местного поставщика решений на замену ушедшей с рынка Cisco — им стала новосибирская компания Eltex, а в июне сообщала про замену производителя печей в пекарнях на продукцию китайского поставщика. Также летом стало известно, что X5 полностью переведёт систему лояльности на российское ПО: пилот заработал в июне, а до конца лета компания рассчитывала перевести на отечественные решения все 60 миллионов клиентов, 19 тысяч магазинов и 85 тысяч кассовых узлов. При этом движение в сторону перехода на отечественные решения прослеживается задолго до 2022 года: например, ещё в 2020-м компания полностью перевела свои IT-системы в российский ЦОД — 11 систем, содержащие 150 терабайт данных, причём переход прошёл без остановки бизнес-процессов. Кроме того, на российские аналоги компания перешла и в части телекоммуникационного оборудования.

Для X5 Group так же, как и для других крупнейших игроков, актуальна проблема с уходом SAP: в компании утверждают, что сейчас система работает on premise и не требует развернутой внешней поддержки. «Возможные риски нивелируются нашими внутренними компетенциями — экспертиза команды Х5 Group по продуктам SAP одна из сильнейших в России», — прокомментировали в пресс-службе.

Как и конкуренты, X5 Group привлекает новых IT-специалистов под актуальные задачи. «Мы тщательно посмотрели на критичную инфраструктуру и усилили внутреннюю экспертизу – так, чтобы иметь возможность самим, без обращения к вендору, восстанавливать сервисы, выполнять плановые технические работы. Для этого, в том числе, мы используем найм ключевых специалистов компаний, которые ушли с российского рынка», — рассказали RETAILER.ru в компании.

«Лента»

«Лента» с удовольствием рассказывает о технологических нововведениях — например, только за весну и лето ритейлер запустил сервис безналичных чаевых для сотрудников собственного сервиса доставки, технологию параллельной сборки онлайн-заказов, начал тестировать весы, распознающие продукт по внешнему виду — но редко уточняет, в какой стране их разработали. Компания не делает акцент на ходе импортозамещения в IT, хотя эта тема для «Ленты» однозначно актуальна.

В пресс-службе компании RETAILER.ru рассказали, что на долю иностранного ПО в инфраструктуре ритейлера сейчас приходится более 80% решений, и из-за ухода зарубежных компаний менеджмент «Ленты» «рассматривает переход на собственный софт и IT-продукты российского производства». При этом о конкретных решениях в компании не сообщили, ограничившись перечислением сегментов, в которых используются локальные IT-системы: в их число вошли e-commerce, документооборот, торгово-розничная система, а также системы прогнозирования и пополнения товарных запасов.

В компании заявили, что для завершения технологическое импортозамещения рабочих процессов на 100% потребуется около пяти лет. В «Ленте» рассчитывают, что переход на отечественное ПО позволит «снизить затраты».

«Вкусвилл»

«Мы не отмечаем существенных изменений в своей работе. “ВкусВилл” уже много лет разрабатывает свою учетную систему и использует самописные, разработанные с нуля, IT-решения. Наша программа лояльности — это также собственная разработка. На данный момент всё функционирует в стандартном режиме, и мы не видим рисков для прекращения работы программы», — ответили в компании на запрос RETAILER.ru.

В самом деле: «Вкусвилл» на протяжении многих лет последовательно делает ставку на собственные IT-решения. Например, доставка использует уникальное решение, разработанное в компании — объединение ассортимента нескольких магазинов, что позволяет максимально ускорить и удешевить логистику. Благодаря этому решению доставка остаётся бесплатной для пользователей, хотя практически все конкуренты уже так или иначе перешли на платную доставку.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.