Еще в начале 20-го века владельцы американских супермаркетов мечтали о системе автоматического учета продаваемых товаров. Магазины становились всё больше и больше, ассортимент рос. В 1890 году в ходе всеамериканской переписи населения впервые была применена система автоматической обработки данных с помощью перфокарт – полосок картона с пробитыми дырочками. «Нащупывая» отверстия, механическое устройство считывало с перфокарты цифровые данные, закодированные расположением дырочек.

В 1932 году в Америке была защищена дипломная работа на тему автоматизации торговли в супермаркетах. Студент Уоллес Флинт предлагал покупателям будущего выбирать в магазине товары, не складывая их в корзину, а «вбивая» соответствующий код в перфокарту. Затем кассир должен был вставить перфокарту в считывающее устройство. «Узнав», что заказал покупатель, машина отдавала команду автоматике, установленной на складе магазина. Через несколько минут лента транспортера доставляла заказ клиенту супермаркета. При этом проданный товар был бы автоматически учтен. Возможно, именно так все и было бы, если бы не изобрели штрих-код.

Насчет того, как появилось штрих-кодирование, существует целых три версии.

Версия 1. Давид Коллинз и железная дорога

Сторонники этой гипотезы говорят, что история штрих-кодирования начинается с Пенсильванской железной дороги, куда в пятидесятых годах 20 века ,после окончания института поступил на работу молодой инженер Давид Коллинз. Его основной задачей была сортировка вагонов: подсчет их количества, сверка номеров, определение пути следования и т.п. Эта процедура занимала достаточно много времени. Чтобы сократить временные затраты, Коллинз придумал освещать номера вагонов прожекторами и считывать их с помощью фотоэлементов. Чтобы упростить распознавание, Давид предложил записывать номера не только обычными цифрами, но и специальным кодом, состоящим из красных и синих полос, расположенных на стенке вагона в прямоугольнике длиной до полуметра. В ходе испытаний удалось выяснить, что сканирующее устройство способно правильно считывать коды даже при скорости движения вагона около 100 км/час.

В 1968 году изобретатель перешел от прожекторов, требовавших значительного расхода энергии, к жестко сфокусированному лазерному лучу. Размеры сканирующей установки резко сократились. Меньше стала и сама кодовая маркировка. Это натолкнуло Коллинза на мысль, что придуманный штриховой код можно использовать не только на железной дороге.

В то же время, друг Коллинза, Джемс МакДауэлл, работал на складе крупного супермаркета. Однажды он рассказал Давиду, сколько времени уходит на поиск нужного товара. После этого случая, естественным шагом было начало применения идей Давида Коллинза в рознице. Достоверных данных о том, в каком именно магазине было применено изобретение, нет. Не удалось также найти информации о существовании такого патента. Поэтому, видимо, существует еще одна версия того, как появилось штрих-кодирование.

Версия 2. Перфокарты — прародитель штрих-кодирования

Retailer.RU поделился Алексей Гизули, глава представительства
компании Datalogic Scanning в России (прежнее название PSC): "Еще в 1932 году в Америке небольшая группа студентов из Harvard University Graduate School of Business Administration под руководством Уоллоса Флинта (Wallace Flint) запустила проект по заказу товаров из каталога. Суть этого проекта заключалась в том, чтобы автоматизировать процессы формирования заказов, отгрузки и доставки товаров, а также СОЗДАНИЯ требуемых документов с помощью перфокарт. Сейчас уже сложно восстановить все подробности прошлого, но предположительно каждый товар в каталоге соответствовал определенной перфокарте.

Интерес к оптимизации процессов торговли неуклонно рос и привел к созданию первой реальной системы кодирования информации и использования штрих-кодов при продажах конечному покупателю. В Октябре 1949 года в США разработчиками Джо Вудлэндом и Берни Сильвером был впервые применен и запатентован метод кодирования "bull’s eye", при котором данные представлялись в виде концентрических окружностей. Используемая при этом символика фактически явилась прототипом современных линейных (1D) способов кодирования.

Версия 3. Азбука Морзе — прародитель штрих-кодирования

Есть и еще одна альтернативная «студенческая» версия. Она датируется 1948 годом. Некий владелец сети продуктовых супермаркетов попросил декана Дрекселовского Технологического института (Филадельфия, США) разработать систему автоматического учета товаров на кассе торгового зала. Декан ответил отказом. Однако разговор был случайно подслушан аспирантом  Бобом Сильвером. Он не преминул рассказать об этом своему другу – тоже аспиранту – Норману Дж. Вудланду. И они начали работать над решением задачи. Первой идеей Вудланда и Сильвера стала маркировка товара с помощью специальных чернил, которые светились в ультрафиолетовом излучении. Было создано даже считывающее устройство. Однако чернила оказались нестойкими, а процесс нанесения чернил – сложным и дорогим. Исследователям пришлось признать, что они пошли неверным путем.

Но решение не заставило себя долго ждать. Как это ни странно, непосредственными прародителями штрих-кода стала телеграфная азбука Морзе и одна из систем записи звука на кинопленке. В азбуке Морзе Вудланда привлекала возможность передачи информации любой сложности с помощью всего лишь двух простейших символов – точки и тире. В основу системы маркировки товара должно лечь что-то такое же простое и легкосчитываемое. Легенда рассказывает, что однажды Вудлэнд сидел на берегу океана и предавался размышлениям, при этом рисуя палочкой на песке точки и тире «морзянки». Затем он дорисовал «двухмерное» продолжение точек и тире. Точки превратились в тонкие линии, а тире – в широкие полоски. Эврика! Вот как будет выглядеть маркировка товаров в будущем! Тонкие и широкие полоски плюс пробелы между ними. Чтобы нанесенные на бумагу точки и тире распознавались лучше, Вудленд решил "растянуть" их вверх и вниз, получив набор вертикальных полос разной толщины.

Чуть позже Вудленд и Сильвер сделали полоски замкнутыми и вложенными друг в друга. Так получился первый круговой штрих-код, напоминающий мишень из концентрических черно-белых полос разной толщины.

В 1952 г. Вудленд и Сильвер получили патент на свое изобретение. В том же году, уже работая на IBM, они попытались сделать сканер для штрих-кода. В качестве детектора был взят ламповый фотоэлемент из кинопроектора, считывающий с пленки звуковую дорожку, а для освещения образцов использовалась 500-ваттная лампа. Устройство хоть и работало, но для практического применения не годилось по целому ряду причин, одной из которых было нередкое поджигание бумаги слишком мощной лампой.

Только изобретение лазера в 1960 г., позволившего создать нужные источники света, сделало штрих-сканеры пригодными для массового рынка.

В шестидесятых годах  в руководстве IBM сообразили, что изобретатель штрих-кода до сих пор работает у них. Норманна Вудленда в срочном порядке перевели в лабораторию IBM в Северной Каролине, где он принял участие в разработке штрих-кода стандарта UPC (Universal Product Code).

В 1992 г. за заслуги перед народом президент Джордж Буш-старший наградил Норманна Вудленда почетной медалью. К сожалению, его соавтор Бернард Сильвер до этого момента не дожил, скончавшись в 1963 г.

Штрих-кодирование в массы

Ритейлеры всегда хотели ускорить и оптимизировать процессы продажи. В 1966 году они повторили просьбу торговца, который некогда пришел со своей проблемой в Дрекселовский института и с которого, по сути, началась вся история штрих-кодирования.

На сей раз потребности были сфорумулированы на официальном уровне. Специальный съезд владельцев торговых сетей США постановил заняться разработкой технологии и стандартов штрих-кодирования. На съезде присутствовали представители компании RCA, которая в свое время перекупила патент Вудленда и Сильвера. RCA принялась разрабатывать свою систему штрих-кодов на основе «бычьего глаза».

Через некоторое время, на очередном съезде торговцев сотрудники RCA провели промо-акцию для ритейлеров: они раздали всем гостям маленькие металлические кружочки с нанесенным на них круглым штрих-кодом. Каждый затем подходил к сканирующему аппарату, и если закодированный номер оказывался выигрышным, счастливчик получал приз.

В1972 г. сеть магазинов Kroger (г. Цинциннати) впервые попыталась внедрить систему кругового штрих-кода. Однако при печати маркировка легко смазывалась. Эксперимент прекратили.

Историческая дата, с которой штрих-кодирование вошло в обиход ритейлеров, 26 июня 1974 года. В этот день на прилавке супермаркета Marsh’s в городе Troy (г. Трой), штат Ohio (Огайо), был отсканирован первый товар с помощью сканера штрих-кодов. Это была упаковка из 10 пачек жевательной резинки Wrigley’s Juicy Fruit, специально произведенная для первого в мире сканирования.

В1973 году в США была создана организация "Универсальный товарный код" (UPC-Universal Product Code), призывающая использовать штрих-коды в промышленности и торговле. А в 1977 году в Западной Европе образовалась Европейская Ассоциация Товарной Нумерации (Euroрean Article Numberinq Association), которая на основании UPC разработала структуру кода, пригодного для всех стран мира. Впоследствии Ассоциация из европейской стала международной.Уже в 1974 году японская корпорация  SATO  произвела первый в мире принтер, способный печатать штриховые коды и OCR-символы.

Однако широкое распространение в розничной торговле штрих-код получил лишь в начале 1980-х годов.

Штрих-кодирование в России

В СССР использование штрих-кодирования в торговле получило широкое распространение в начале 90-х, на десятиь лет позже, чем в Европе и Америке. Внедрение штрих-кодового оборудования началось вместе с приходом комплексных учетных систем и использованием POS-терминалов на базе PC. Тогда практически все крупные и средние магазины начали использовать штриховое кодирование на всех стадиях работы с товаром.

30 апреля 1993 года Приказом №92 Госстандарта России  на базе «ЮНИСКАН/EAN Россия» был образован Технический комитет по стандартизации ТК 355 «Автоматическая идентификация». Эта неправительственная организация занималась подготовкой к утверждению государственных стандартов Российской Федерации, а, точнее, переводом на русский язык международных стандартов штрихового кодирования  и автоматической идентификации.

В начале девяностых начали проводиться и первые семинары по применению штрих-кодов. Их организаторами были советско-британское предприятие «Интер-Штрих-код» и американская фирма SYMBOL/MSI.

Благодарим компанию Datalogic за помощь в подготовке исторического материала.

Использованы материалы следующих Интернет-ресурсов:
http://www.erudit.egmont.ru/technologys/
http://www.az-customs.net/
http://www.s-format.com.ua/

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments