Несколько нет назад магазинам приходилось держать собственные отделы по наклеиванию меток на товары: штрих-кодирование не считалось делом само собой разумеющимся. Сейчас такое даже представить трудно. А торговые точки, где товар пересчитывают вручную, можно скорее отнести к экзотическим местам на карте ритейла. И участники рынка уже не задаются вопросом, нужен ли сканер. Они спрашивают: какой сканер нужен?
Сканеры бывают разные
Однозначной классификации нет. Андрей Хаустов, директор департамента маркетинга компании "Квазар-Микро", в одной из своих статей выделял следующие классификации: по типу подсветки штрихового кода: светодиодные, лазерные и не требующие подсветки; по типу светоприемника: на ПЗС-матрице (CCD сканеры) или на фотодиоде; по типу исполнения: стационарные, ручные, комбинированные (стационарные/ручные).
В свою очередь лазерные сканеры делятся на однолучевые и многолучевые, с одним сканирующим окном и с двумя (биоптические). CCD сканеры можно разделить на контактные и бесконтактные, линейные (классические CCD сканеры) и фото-сканеры (image-сканеры). И т.д.
Ручные CCD-сканеры
CCD означает прибор с зарядовой связью (ПЗС). Фактически, в CCD-сканерах применяется та же технология захвата изображения, что и в знакомых всем факсимильных аппаратах. От перьевых сканеров такие устройства отличаются тем, что вместо луча света здесь используется подсветка, перекрывающая весь штрих-код. Существуют контактные и бесконтактные CCD-сканеры. Контактные модели представлены наиболее широко. Как и все CCD-сканеры, они компактны и имеют небольшой вес. Такие сканеры не нужно перемещать вдоль штрих-кода. Достаточно приложить устройство к этикетке, нажать на кнопку — и сканирование выполнено. Отсюда и не столь высокие требования к оператору, применяющему устройство.
Контактные CCD-сканеры хорошо подходят для работы со штриховыми кодами общего назначения, ими часто оборудуют POS-терминалы. Однако, такие сканеры плохо работают с кодами, нанесенными на выпуклые и нерегулярные поверхности. Также проблематична работа в условиях яркого внешнего освещения, поскольку оно может создавать сильные помехи (засветки).
Бесконтактные CCD-сканеры оснащены более мощными светодиодами, создающими яркую линию освещения штрих-кода, а также более чувствительными фотодатчиками, позволяющими захватывать изображения на большем удалении от этикетки. Некоторые модели могут работать на открытом воздухе и на ярком солнечном свете без ущерба для качества сканирования.
Большинство бесконтактных CCD-сканеров считывают коды на расстоянии 6-15 см, некоторые модели имеют рабочую зону 30 см. Поэтому, когда необходимо сканировать на больших расстояниях (высокие стеллажи и крупногабаритные товары), применяются лазерные сканеры.
Олег Вайнберг, IT – директор сети Компьютер-центр «Кей» рассказал, что у них используются ручные ССD сканеры — Cipher, Metrologic. «Потому что они недорогие и небьющиеся», — прокомментировал выбор компании Вайнберг.
Ручные лазерные сканеры
Ручные лазерные сканеры, предназначенные для POS- приложений, имеют рабочую зону до 20-110 см, а сканеры для специальных приложений поддерживают сканирование на расстояниях до 10 м.
Лазерные сканеры просты и удобны, интуитивно понятны в использовании. Узкая полоса лазерного излучения хорошо видна, что помогает правильно расположить устройство. Такие сканеры эффективно работают как в POS-приложениях, так и в системах управления товарными потоками и складами.
Развитие и удешевление лазерных технологий в последние годы привели к тому, что ручные лазерные сканеры сравнялись по ценам с CCD-сканерами. К тому же на некоторые модели дается пятилетняя гарантия, а на сканирующий элемент гарантия и вовсе пожизненная. Это ставит точку в дискуссии о том, какой тип сканеров надежнее.
Такие сканеры используют в сети салонов связи «Цифроград».
ГК «Вестер» использует в работе модели Mogelan VS-2200, 6500 компании Datalogic и модели MS 9520 и MS9540 компании Metrologic. «Данные модели для нас оптимальны по скорости работы, стоимости и качеству», — сказал Александр Головченко, руководитель региональной службы развития и внедрения дирекции ИТ Федеральной сети «Вестер».
Сеть салонов связи «Цифроград» тоже покупает лазерные сканерыю «У нас лазерные ручные Casio M61Е», — уточнила Татьяна Москалева, PR-директор «Цирограда».
«Мы используем лазерные ручные сканеры. CCD нас не удовлетворяют по надежности и скорости работы. Биоптические и стационарные не требуются в технологическом цикле. А попытки применения фотосканера не оказались успешными из-за сложности использования», — отметил Павел Григорьев, IT-директор компании «Максидом».
Ручные фото-сканеры
Ручные фото-сканеры (image-сканеры) являются разновидностью CCD-сканеров. Фото-сканеры оснащены такой же CCD-матрицей, какой оснащаются видеокамеры и цифровые фотоаппараты. Фото-сканер считывает полностью весь образ кода, поэтому сканер не нужно располагать специальным образом относительно штрихового кода. Это упрощает работу оператора. Однако стоимость фото-сканеров значительно превышает стоимость линейных CCD-сканеров и некоторых моделей лазерных сканеров.
Стационарные многолучевые лазерные сканеры
Стационарные многолучевые лазерные сканеры – самый распространенный тип сканеров в розничной торговле. Стационарный сканер создает рабочую зону, состоящую из множества пересекающихся лазерных лучей (обычно 16-20). При этом значительно упрощается расположение кода в рабочей зоне: для успешного сканирования достаточно, чтобы хоть один из лучей пересек все штрихи кода.
Важным достоинством стационарных сканеров является то, что у кассира свободны обе руки. Значит, он может полностью сконцентрироваться на обслуживании покупателя и, например, не только сканировать товар, но и упаковывать его в пакеты.
В зависимости от типа исполнения стационарные сканеры могут быть либо установлены на кассовом прилавке (проекционный сканер), либо встроены в него (встраиваемый сканер).
Комбинированные многолучевые лазерные сканеры
Комбинированным сканер называется потому, что он может работать и как стационарный многолучевой сканер, и как ручной: для удобства сканирования в некоторых случаях кассир может взять его в руки.
Это один из самых "молодых" типов сканеров, его появление стало возможным в результате развития лазерных технологий и уменьшения размеров многолучевого сканирующего элемента.
Комбинированные сканеры имеют более узкую рабочую зону по сравнению с классическими стационарными сканерами. Поэтому они не очень хороши в больших супермаркетах и гипермаркетах, зато подходят для магазинов при автозаправках, магазинов одежды, обуви, хозяйственных товаров и строительных материалов, а также для аптек.
Биоптические сканеры
Биоптический сканер — разновидность стационарных многолучевых сканеров. Только у них есть два сканирующих окна, что позволяет получить две пересекающиеся рабочие зоны. В результате создается пространственная рабочая зона, буквально "нашпигованная" лазерными лучами, каждый из которых готов пересечь код на товарной упаковке. Использование биоптических сканеров снижает затраты на подготовку кассиров.
Биоптические сканеры, как правило, встраиваются в кассовый прилавок, однако не так давно появилась модель проекционного биоптического сканера. Есть модели биоптических сканеров, оснащенные весами. В этом случае отпадает необходимость устанавливать в зонах выкладки овощей и фруктов специальные рабочие места для взвешивания отобранных покупателем товаров. Взвешивание производит кассир, используя весы, встроенные в биптический сканер.Биоптический сканер — главное орудие гипермаркетов и супермаркетов, где во главу угла ставиться высокоскоростное сканирование товаров.
Ориентируемся на цену
Для многих ритейлеров среди всех классификаций оборудования важнейшей является классификация по цене. «Есть сканеры начальной ценовой категории, средней и, и есть дорогие сканеры, – говорит Антон Богданов, руководитель направления автоматизации торговых систем компании ETIM. – К дорогим относятся биоптические, которые могут считывать даже с плоскости, не повернутой в сторону сканера». См. схему №…(сделать ссылку на схему).
Также нужно учесть, что, помимо сканеров для ритейла, есть еще промышленные сканеры. Их отличает более высокая защищенность, прорезиненный корпус, пыле- влаго- и термо устойчивость, и возможности беспроводной работы на расстоянии покрытия до 50 метров. Такое оборудование, в основном, используются на складах, где более суровые условия работы. В качестве примера можно привести компанию «Телемакс», которая использует радио-сканеры.
Совместимость сканера и программного обеспечения
Мало просто закупить линейку сканеров для сети магазинов. Нужно еще чтобы эти сканеры с их софтом были совместимы с программным обеспечением компании. Тут уже дело в профессионализме, причем и тех, кто эти сканеры продает, и тех, кто их покупает.
«Бэк-офисные (торговые) системы различных производителей работают с определенным набором оборудования, «знают» и «понимают» его. Если подключить абсолютно новый для такой системы терминал – она не будет с ним работать и встанет задача сделать программное обеспечение оборудования совместимым с уже имеющимся. Такая несовместимость временная, пока разработчик не напишет «транспорт» — специальную программу позволяющую передавать данные от оборудования в систему и наоборот», — говорит Сергей Перетокин, директор департамента фронтальных решений компании «СМ ТРЭЙД».
По словам Перетокина важно любое штрих-кодовое оборудование подбирать под то программное обеспечение, которое уже приобретено (конечно, если оно оправдало себя в ходе эксплуатации или не планируется сплошная замена оборудования).
Прайс-чекеры
Очень часто покупатель не может найти цену нужного товара в магазине. Узнаваемая картина: раздраженный покупатель, который никак не может выяснить, сколько стоит вот эта бутылка пива или пачка стирального продавца, несчатсный сотурдник магазина, который не может ему помочь. Прайс-чекер решает эту проблему, а также в глазах покупателей выглядит как дополнительный сервис, что способствует повышению лояльности. «Когда мы в Нижнем Новгороде запускали магазин, там была вначале ужасная чехарда с ценниками, — рассказывает Игорь Васильев, заместитель генерального директора компании ETIM, — но наличие прайс-чекеров сгладило этот эффект. Люди даже, в каком-то роде, с удовольствием узнавали цену с помощью прайс-чекера. Даже очередь к нему выстраивалась». Вот еще воспоминания Игоря Васильева о том же магазине:« . Только что открылся магазин, рядом магазинов больше нет, народ хлынул… Стою, вывешиваю ценник, (ну, не справляется магазин, сам пошел в торговый зал). Со мной рядом IT-директор этой сети, вместе работаем. Подходит ко мне бабушка и говорит: «Сколько эта булка стоит?». Она ведь воспринимает меня как работника этого магазина. Я ей и говорю: «Уважаемая бабушка, вот видите, красный глаз светится? Вот штрих-код к нему поднесите, и увидите цену». А еще помню, на следующий день, ребенок кричит, радуется: «Мама, вот это стоит столько-то, я проверил!». Хватает еще что-то и говорит: «Я вот это проверю»».
Наверное, и бабушка, и ребенок очень обрадовались бы, увидев новый аттракцион: покупатель просто катит тележку через ворота, которые считывают радио-метки на товарах, и тут же узнает сумму покупки. Такая картина станет реальной, когда российские ритейлеры внедрят в своих сетях технологию RFID. Пока они говорят, что RFID (радио — частотная идентификация) для них – дорого. но все-такизадумываются о выгодах этой технологии. А значит, первый шаг сделан.
Перечень основных производителей и поставщиков штрих-кодового оборудования представлен в Таблице 3 раздела Приложения данного обзора.