«Существует не так уж и много технологий, которые несут с собой кардинальные изменения. Технология RFID и электронные товарные коды, несомненно, относятся к этой категории». Д. Паркинсон, главный технолог компании Cap Gemini Ernst & Young Americas
«Если система управления складом позволяет обрабатывать штрих-код, то после определенной адаптации она готова к использованию новой технологии. Отличие технологии RFID от процедуры обработки штрих-кодов с точки зрения системы управления в том, что RFID ведет параллельную обработку меток, тогда как штрих-коды обрабатываются последовательно, один за другим». Борис Меламедов, генеральный директор компании “Адалиус"
Любая передовая технология со временем устаревает. Такая участь ждет и штрих-кодирование, которое еще 30 лет назад совершило маленькую революцию в розничной торговле. Теперь ему на пятки наступает новая технология RFID, система радиочастотной идентификации.
Что может RFID?
Одно из важных преимуществ RFID – высокая скорость считывания информации о товаре (несколько тысяч этикеток в секунду). Важное, но далеко не единственное.
Метку и устройство считывания RFID можно располагать произвольно, метка даже не обязательно должна находиться в зоне прямой видимости. На RFID-метку можно занести неограниченное количество информации. Считывание происходит автоматически, как только радиометка попадает в поле действия антенны; для нее не являются помехой гарь, грязь, агрессивная среда. Возможно одновременное считывание информации с нескольких радиометок. RFID-меток высокая степень защиты от подделок.
RFID-система состоит из радиометок, которые крепятся на товаре, и радиоустройства для чтения (ридера). Программное обеспечение накапливает и анализирует полученную с меток информацию и связывает все элементы в единое целое.
В зависимости от дальности обнаружения метки могут быть активными (постоянно излучают сигнал) и пассивными (активизируют свою работу лишь при воздействии на них радиосигнала от ридера). Активные метки используют для передачи радиосигнала энергию собственного элемента питания. Дистанция, на которой возможно чтение таких меток может достигать 100 метров. Пассивные метки используют для передачи радиосигнала энергию поля ридера и приступает к передаче только накопив необходимую энергию. Дистанция регистрации пассивных меток зависит от мощности ридера и может достигать 8 метров.
Чем хороша RFID?
Исключается ручной труд по вводу информации о конкретном товаре в компьютерную сеть. Исключается участие сотрудников при движении товара от склада к витрине или стеллажу. Потребителю проще получить информацию о наличии товара и его свойствах.
Многократно ускоряется процесс обслуживания покупателя на расчетно-кассовом узле.
Становится возможным дистанционное формирование корзины покупателя, что приводит к сокращению торговых площадей. RFID-системы отслеживают товар на всех этапах цепи поставки – от производителя до продавца.
Процесс поступления товаров становится абсолютно планируемым, что позволяет сократить складские площади.
На складе RFID-технологии позволяют в реальном времени отслеживаеть перемещение товаров. Они ускоряют основные процессы приема и отгрузки. С внедрением RFID исключаются ситуации, связанные с нехваткой товара на складе.
С RFID нужный товар поставляется именно в те магазины сети, где он требуется. Товар не задерживается в пути, потому что исключены потери времени при перегрузке товарных партий.Оптимизируется загрузка и маршрут движения транспортных средств.
RFID в действии
Ряд крупных концернов розничной продажи Wal-Mart, Tesco, Metro начали широкое внедрение RFID систем в 2005 году. В ноябре 2006 года компания Aberdeen Group “ROI in RFID, a Benchmark Report” подвела первые итоги внедрения новой технологии в докладе «Возврат инвестиций в RFID, результаты испытаний». Резюме было таким: 85 % компаний, внедрявших RFID, окупили вложения в эту технологию менее чем за пять лет.
Стандартов нет, метки дороги…
Есть две основные причины, сдерживающие развитие RFID. Первая высокая цена. Цена пассивных меток начинается от $0,14, а активных — от $1. Но, как и всякое оборудование, метки дешевеют стремительно. Только за 2005 год их стоимость уменьшилась в два раза. Со снижением цены будет расти количество потребителей. В итоге, по оценке аналитиков Deutch Bank Research, к 2010 году ёмкость рынка RFID-систем составит 22 млрд. евро (в 2004 году этот показатель равнялся 1,5 млрд. евро).
Вторая причина, сдерживающая победное шествие RFID, – отсутствие глобальных стандартов. Крупнейшие фирмы-производители систем радиочастотной идентификации уже образовали в рамках Международной организации по стандартизации (ISO) и Международного электротехнического комитета (IEC) рабочую группу, занимающуюся разработкой международных стандартов систем радиочастотной идентификации. Принятие серии международных стандартов должно разрешить проблемы, связанные с совместимостью компонентов систем RFID разных производителей. Как удалось выяснить Retailer.RU, в России эта технология еще не сертифицирована. Зато выборочно сертифицировано оборудование.
Российские ритейлеры пока только приглядываются и прицениваются к RFID. Игорь Васильев, заместитель генерального директора компании ETIM, рассказал, что новой технологией интересовались компании, специализирующиеся на продаже дорогой техники.
Если стоимость RFID будет сопоставима со стоимостью штрих-кодирования, тогда, возможно, она будет внедряться в России, говорит Олег Вайнберг, IT-директор компьютер-центра «Кей». Но российские умельцы не сидят, сложа руки, в ожидании естественного снижения цены на оборудование. Они думают, как внедрить эти технологии, потратив поменьше денег. Нарабатывают know-how. «Существуют специальные примочки, с помощью которых обычный сканер штрих-кода будет читать RFID-метки. Стоят они $15-20», – делится Сергей Белец, директор управления консалтинга сети «Эксперт».
Подводные камни
Думают ритейлеры не только о преимуществах RFID, но и возможных негативных последствиях внедрения передовой технологии. “С этой технологией есть вопросы, помимо дороговизны. Возникают проблемы с безопасностью, – делится сомнениями Олег Вайнберг. – Хотите ли вы, чтобы какой-нибудь "грузчик" или "экспедитор", привезя товар от поставщиков, походя получил в свой КПК информацию о полном состоянии вашего склада. А еще представьте такую картину: тот же "экспедитор" забыл у вас на складе маленькую коробочку, которая сотрет RFID-метки со всего товара. 10 000 кв.м. полок с товаром со стертыми RFID, никакой возможности опознать товар!.. ”
С внедрением RFID может увеличиться и процент воровства, опасаются ритейлеры. По мнению Дениса Сологуба, IT-директора сети магазинов “Азбука вкуса”, RFID-технология рассчитана на «честного» покупателя – у «нечестного» всегда есть соблазн сорвать метку и унести товар неоплаченным. Ведь RFID предполагает, что в торговом зале нет кассира, и вся оплата товара происходит автоматически. Правда, Денис Сологуб считает, что «Азбука вкуса» подвержена опасности воровства в меньшей мере. «Наши покупатели достаточно лояльны по отношению к магазину, поэтому потери, связанные с воровством, невелики по сравнению с другими сетями». Если кто-то и начнет сейчас внедрять RFID в России, то только в премиальном сегменте, считает Денис Сологуб.
Но со временем, штрих-кодирование уступит место RFID. “За RFID, в любом случае, будущее, просто не хочется тратить на нее слишком много денег”, констатирует Сергей Белец, директор управления консалтинга сети «Эксперт». Правда не исключено, что , когда все ритейлеры наконец перейдут на RFID, в научных лабораториях займутся разработкой новой, еще более совершенной и быстрой технологии идентификации товара.
RFID. Страницы истории. Первые исследования и опыты в области радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification, RFID) совпали по времени с упражнениями по штрих кодированию. Первой работой, посвященной RFID, была статья Гарри Стокмана «Коммуникация посредством отраженной энергии», опубликованная в октябре 1948 года. Начало следующего этапа – конец шестидесятых — семидесятые годы 20 века. Тогда в нескольких ведущих исследовательских центрах США, Великобритании и Швеции были выполнены работы в области электромагнитной теории, позволившие заметно продвинуться к действующим системам RFID. Практическим результатом этих разработок стало то, что на рынке появились так называемые «однобитные метки». В восьмидесятые годы аналогичные приложения стали разрабатываться в странах Западной Европы. Новый виток истории RFID пришелся на 1999 год, когда был создан исследовательский центр Auto. ID Center в Массачусетском технологическом институте. Деятельность Auto ID Center спонсировалась компаниями Coca Cola, Gillette, Target, Home Depot и Wal-Mart. Они вложили свыше $ 20 млн. в разработку идеи снабжения каждого изделия идентификационной меткой. |