11 и 12 февраля состоялся «Retailer congress 2010. Первый сезон». Около 100 ритейлеров, представителей компаний, занимающихся торговым оборудованием и внедрением информационных технологий, а также другие профессионалы, заинтересованные в обсуждении тем конгресса, собрались в гостинице Holliday Inn (Москва, Виноградово).
Retailer congress начался с приветственных слов представителей программного комитета. Даниил Сомов, управляющий партнер ИД Retailer, рассказал о планах издательского дома на 2010 г. Ксения Рясова, президент Ruveta OY (сеть Finn Flare), призвала всех собравшихся «говорить правду, правду и только правду или молчать».
Конгресс начался с выступления Вадима Радаева, российского социолога, специалиста в области экономической социологии, первого проректора Государственного университета — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ). Он определил тенденции, которые сложились в российском ритейле еще до кризиса, и выявил перспективы развития российской торговли. Вадим Радаев отметил, что недавнее обсуждения закона «О торговле» привлекло больше внимания к отрасли, дало понять, насколько она важна для многих других сфер и простых потребителей. Также аналитик затронул тему прихода на российский рынок глобальных розничных игроков, проанализировал последствия экстенсивного роста отечественных ритейлеров, рассказал о кризисном положении местных и мировых игроков.
После перерыва программу конгресса продолжил круглый стол на тему «Итоги продаж в различных форматах розничной торговли 2009. Планы и прогнозы 2010». В его рамках ритейлеры дали краткие отчеты о своей работе в минувшем году и рассказали о планах и прогнозах на 2010 г. Ведущий стола Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group Inc. (сети Гастрономчикъ, ПродЭКО и др. проекты), попросил представителей исследовательских компаний «ГфК Русь» и «Ромир», участвующих в обсуждении, подвергать анализу тенденции, озвученные ритейлерами.
В дискуссии приняли участие: Михаил Уржумцев, генеральный директор "Мэлон фэшн груп" (сети Zarina, befree, Love Republic); Корин Жак, вице-президент "Рив Гош"; Александр Некипелов, генеральный директор "Бельпостель"; Рубен Арутюнян, генеральный директор Henderson.
Корин Жак, рассказала, что прошедший год оказался весьма позитивным для парфюмерной сети «Рив Гош» : «Мы сами не верили, что этот год окажется настолько успешным. Мы открыли девять магазинов в Москве. Может быть, нам помог кризис. Наши конкуренты имели как финансовые затруднения, так и проблемы с поставками».
Рубен Арутюнян отметил, что сеть мужской одежды Henderson сохранила обороты в 2009 г. на уровне 2008 г.: «В целом год оказался для нас успешным. Мы сохранили свои магазины: за 2009 г. закрыли четыре объекта, а открыли шесть. Мы смогли сохранить обороты прошлого года в рублях в основном за счет активной маркетинговой кампании». В 2010 г. сеть намерена запустить 10-15 магазинов.
Александр Некипелов поделился свои наблюдением — «кризис в головах». Обороты сети «Бельпостель» в рублях по отношению к прошлому году уменьшились на 6,4%. Средняя выручка на один магазин упала на 1%, но средний чек вырос. Ритейлер отметил рост объема продаж в Санкт-Петербурге на 38%, а также падение продаж в Нефтеюганске, северных городах, Тюмени.
Михаил Уржумцев, пояснил, что в ценовом сегменте «чуть ниже среднего», в которой работают сети Zarina, befree и Love Republic, не произошло ни падения, ни роста. Кризисный период компания «Мэлон фэшн груп» использовала для экспансии, открыв в прошлом году 81 магазин, хотя в планах было заявлено только 50. Рекламная узнаваемость брендов за прошлый год увеличилась на 23%, а объем продаж превысил данные 2008 г.