Прошедший 2011 г. был отмечен рядом значимых сделок слияний и поглощений. К примеру, в начале 2011 г. стало известно, что немецкая Douglas Holding продала свою российскую парфюмерно-косметическую сеть Douglas Rivoli конкурентам — Олегу Бойко и другим владельцам сети «Рив Гош». Немцы объяснили свое решение тем, что бизнес в России им не по карману. Сумма сделки составила около 60 млн евро.

Самой крупной сделкой 2011 г. стала покупка ГК «Дикси» сети «Виктория». Ее стоимость составила 25,6 млрд руб. с учетом долга.

В минувшем году активно обсуждалась возможность объединения двух крупнейших игроков на рынке БТиЭ — «М.Видео» и «Эльдорадо». Александр Тынкован, президент и совладелец «М.Видео», заявил, что в таком сложном и низкомаржинальном бизнесе, как БТиЭ, «консолидация и оптимизация затрат на бренд имеет экономический смысл». Однако договоренности с чешской компанией PPF, которая на тот момент осталась единственным владельцем «Эльдорадо», так и не были достигнуты.

Х5 Retail Group, совершившая в 2010 г. крупные сделки по покупке сетей «Остров» и «Копейка», в 2011 г. продолжила поглощать конкурентов. Так, ритейлер приобрел кировские сети «Экономная семья» и «Мир продуктов» и татарстанскую сеть «Народный».

Также Х5 Retail Group получила разрешение ФАС на выкуп 80 помещений аптек «Мособлфармация» в Московской области.

Кроме того, сообщалось, что X5 Retail Group интересуется покупкой доли в четвертом по величине в мире розничном холдинге Metro AG. Однако эта тема не получила дальнейшего развития.

«Магнит», ранее почти не практиковавший поглощения конкурентов, в 2011 г. купил 14 магазинов тамбовской сети дискаунтеров «Пятачок».

В декабре 2011 г. сотовый ритейлер «Евросеть» купил ЗАО «Сигма Трейд», которое управляет салонами связи «Альт Телеком». Таким образом, на рынке остался лишь один крупный игрок, не аффилированный с операторами связи — ГК «Связной».

Суды

2011 г. был ознаменован завершением ряда громких судебных дел в отношении топ-менеджеров розничных компаний. Так, следствие прекратило преследование бывшего владельца компании «Арбат Престиж» Владимира Некрасова и бизнесмена Сергея Шнайдера (Семен Могилевич), которым ранее вменялась неуплата налогов.

Мосгорсуд закрыл уголовное дело против топ-менеджеров и сотрудников ювелирного холдинга «Алтын», обвинявшихся в контрабанде золота.

Россия отменила запрос на объявление в международный розыск экс-совладельца «Евросети» Евгения Чичваркина. Ущерб от уголовного преследования бизнесмен оценил в сотни миллионов долларов, но отметил, что судиться в этой связи с кем-либо не собирается.

Конфликты

В 2011 г. получил развитие конфликт между акционерами сети «Лента». В начале года Август Мейер предложил фондам TPG Capital и «ВТБ Капитал» выкупить их долю «Ленты» за $800 млн. Однако, после того как те отказались, направил аналогичную оферту миноритариям «Ленты», которые суммарно владеют 14,09% акций сети.

Фонды «ВТБ Капитал» и TPG Capital, владеющие 30,8% сети гипермаркетов «Лента», в свою очередь, предложили Августу Мейеру и миноритариям устроить между существующими собственниками аукцион по покупке 100% акций сети.  Но те не поддержали эту идею.
В течение года на покупку доли в компании «Лента» претендовали «Альфа-групп», экс-гендиректор Х5 Retail Group Лев Хасис  и американец Стивен Линч, который в 2007 г. приобрел «дочку» ЮКОСа Yukos Finance.

В конце лета акционеры «Ленты» все-таки договорились между собой. Фонд TPG Capital, «ВТБ Капитал» и Европейский банк реконструкции и развития купили 44% акций розничной сети «Лента» у компании Svoboda Августа Мейера за $1,1 млрд. Сделка была закрыта 23 сентября 2011 г.

Одним из самых ярких трендов 2011 г. стала «война» за торговые площади между крупнейшими сотовыми ритейлерами — «Евросетью» и «Связным». Так, в марте 2011 г. «Евросеть» сообщила о том, что с февраля по июль 2011 г. переоформила на себя договоры на 446 торговых точек конкурента. Однако в «Связном» заявили, что «Евросеть» преувеличивает эффект от своих действий. По мнению экспертов, от «войны» между «Связным» и «Евросетью» выиграли покупатели и арендодатели.


Между тем, на рынке сотового ритейла появился новый игрок. «Ростелеком» решил развивать монобрендовую сеть, чтобы продавать контракты на подключение к собственным услугам, финансовые, пенсионные и кредитные продукты, а в будущем — аксессуары для сотовой связи.

Первый флагманский магазин компания запустила в Екатеринбурге в декабре 2011 г. Компания, под управлением которой более 2 000 салонов под собственным брендом и 1 000 салонов под локальными марками бывших МРК, также сообщила о намерении передать часть из них в управление «Евросети» или «Связного».

По итогам первого полугодия 2011 г. Х5 Retail Group не смогла сохранить лидирующие позиции в России по объему торговых площадей. Вперед вырвался «Магнит» с показателем 1,612 млн кв. м, что всего на 8 000 кв. м больше, чем у конкурента.

Власть и ритейл

В июле 2011 г. Госдума РФ приняла в третьем окончательном чтении закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя.  Закон был подписан президентом РФ 20 июля 2011 г. и вступил в силу с момента его опубликования с 22 июля.
Согласно новым правилам, в розницу алкоголь могут продавать только организации. Таким образом, после вступления закона спиртные напитки исчезли с прилавков ларьков на остановках, на станциях метро, автозаправках, на оптовых и розничных рынках, на вокзалах и в аэропортах. Кроме того, законом предусматриваются ограничения с 23 часов до 8 часов на продажу алкоголя крепостью более 0,5%.
Однако новые нормы вызвали разночтения. Так, производители и продавцы алкоголя обнаружили, что одна из норм обновленного закона «О регулировании алкогольного рынка» запрещает им использовать факторинг для оплаты поставок.

Многие ритейлеры прекратили продажу в ночное время не только крепкого алкоголя, но и пива
, хотя норма, приравнивающая пиво к алкоголю, вступает в силу только с 1 июля 2012 г., а сам запрет начинает действовать с 1 января 2013 г.

Новый мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 г. активно занимался «борьбой с нецивилизованной торговлей». Так, в январе на сайте Москомархитектуры были опубликованы типовые проекты торговых павильонов и киосков в Москве, разработанные главным архитектором Москвы Александром Кузьминым. К концу 2011 г. в столице было установлено почти 200 таких киосков и палаток.
Между тем, с ноября 2010 г. с улиц города исчезло около 3 000 торговых палаток старого образца.

В марте 2011 г. Сергей Собянин сообщил, что масштабного строительства в центре Москве больше не будет. Намечающийся дефицит торговых площадей в городе столичные чиновники обещали компенсировать за счет возведения малых районных ТЦ площадью до 5 000 кв.м.

В 2011 г. было принято решение о расширении границ Москвы за счет территорий, ограниченных Киевским и Варшавским шоссе. В декабре 2011 г. Мосгордума и Мособлдума утвердили соглашение, согласно которому новые границы между Москвой и Московской областью устанавливаются с 1 июля 2012 г. Эксперты предположили, что в результате нововведений многие ритейлеры столкнутся с ростом расходов на аренду, после чего будут вынуждены повысить цены.

В мае 2011 г. правительство Москвы приняло решение ликвидировать вещевой рынок, расположенный на территории спорткомплекса «Лужники». Свое решение власти объяснили многочисленными нарушениями, в том числе земельного, миграционного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

С января 2011 г. большая часть аптек перешла с единого налога на вмененный доход (ЕНДВ) на общую систему налогообложения, в результате чего налоговые выплаты для многих региональных сетей стали «неподъемными» . По оценкам экспертов Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), к августу 2011 г. закрылось 20% аптек.

В 2011 г. аптеки также испытывали проблемы с регистрацией цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. Некоммерческая ассоциация «Аптечная гильдия» сообщила, что на начало 2011г. с незарегистрированной ценой оказались более 200 торговых наименований. Между тем, Минздравсоцразвития нашло виноватых в сложившейся ситуации. По мнению ведомства, процедуру регистрации срывают «зарубежные производители», чтобы создать ажиотажный спрос.

В августе Департамент здравоохранения Москвы предложил разрешить аптечным пунктам при городских поликлиниках не только отпускать рецептурные препараты, но и заниматься коммерческой деятельностью. Эксперты фармрынка предположили что, реформа проводится в интересах аптечной сети «36,6», которая сможет расшириться за счет поликлиник.

В 2011 г. участники рынка, отраслевые ведомства и контролирующие органы обсуждали поправки к «Закону о торговле». Так, Минпромторг предложил дать более детальное определение торговой сети и установить нормативы по обеспеченности населения торговыми площадями. Федеральная антимонопольная служба России в своей версии поправок «разрешила» ритейлерам увеличить долю на рынке более чем до 25%, но лишь за счет органического роста: к нему ФАС отнесла только строительство магазинов, а не аренду помещений.

Минпромторг также утвердил «Стратегию развития торговли в РФ на 2011-2015 гг. и на период до 2020 г.» и пообещал, что пакет поправок к «Закону о торговле» попадет в Госдуму в 2012 г.

В 2011 г. вступил в силу закон, разрешающий российским компаниям обмениваться с контрагентами счетами-фактурами в электронном виде. Нововведение пришлось особенно по вкусу участникам рынка FMCG в связи с традиционно большим объемом документов и сравнительно невысокой рентабельностью бизнеса.

Экспансия

В 2011 г. российские ритейлеры активно развивались на территории СНГ.  В начале июня стало известно о поглощении «Л`Этуаль» сразу двух парфюмерно-косметических сетей на Украине — Brocard и Bonjour, объединяющих 71 магазин. На рынок Украины также вышел Finn Flare. Другой одежный ритейлер «Мэлон Фэшн Груп» заявил о намерении инвестировать в развитие в этой стране $15 млн. в ближайшие несколько лет.

Возобновить развитие в Украине решила X5 Retail Group. Компания занялась поиском директора для десяти магазинов «Перекресток», уже работающих в стране.

Определиться с выходом на рынок Украины в 2012 г. пообещала также «М.Видео».

В Казахстан вышли интернет-гипермаркет Ozon.ru и «Детский мир».

«Седьмой континент», напротив, ушел с рынка Белоруссии, а «Евросеть» — с рынка Украины.

Новый этап международной экспансии начал российский обувной ритейлер Carlo Pazolini. В сентябре 2011 г. компания открыла первые магазины в Нью-Йорке и Лондоне.

Кадры

Главной «кадровой» новостью минувшего года стало известие об уходе Льва Хасиса с поста главного исполнительного директора X5 Retail Group. 10 марта наблюдательный совет компании принял отставку топ-менеджера. Основной акционер «Альфа-групп» Михаил Фридман опроверг информацию о том, что уход Льва Хасиса связан с конфликтом топ-менеджера и «Альфа-групп». Он также подчеркнул, что X5 Retail Group, которая перешла на новый этап развития, «нужна свежая кровь».
После ухода их Х5 Лев Хасис был переизбран председателем президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), а затем назначен старшим вице-президентом по международным операциям крупнейшего в мире ритейлера Wal-Mart.

Пост главного исполнительно директора X5 Retail Group занял Андрей Гусев.  После смены руководителя компании ее покинуло около десятка топ-менеджеров, проработавших в компании от года до десяти лет.

Андрей Гусев, тезка нового руководителя Х5, два года возглавлявший аптечную сеть «Ригла», покинул свой пост. Это известие стало для рынка полной неожиданностью: еще за две недели до этого топ-менеджер воодушевленно делился планами развития аптечной сети.

Также в прошлом году Александр Фридман ушел с поста генерального директора сети магазинов одежды Savage, а Каха Кобахидзе – с поста генерального директора «Эльдорадо».

IPO

Единственным ритейлером, разместившим свои акции на бирже в 2011 г., стал интернет-магазин Ютинет.ру. Первый день торгов в венчурной секции ММВБ закончился на верхней планке ценового коридора — 195 руб. за акцию.

О планах провести IPO также заявляла «Евросеть», однако позже объявила о переносе размещения на неопределенный срок. Причиной стали на глобальные депозитарные расписки (GDR). Между тем, Александр Мамут начал искать покупателя на свои 50,1% в компании «Евросеть».

Обувной ритейлер «Центробувь» отодвинул IPO на весну 2012 г.  В качестве причины переноса компания назвала нестабильность мировых рынков. Позже стало известно, что основатели продуктовой сети «Копейка» Сергей Ломакин и Артем Хачатрян выходят из состава акционеров «Центробуви», продав свою долю другому совладельцу — гражданину США Анатолию Гуревичу.

Также в прошлом году появилась информация о возможном IPO ГК «Спортмастер», однако компания опровергла эти слухи.

Банкротства

В 2011 г. закончилась история продуктовой сети «Мосмарт», не пережившей финансовый кризис. Владелец «Седьмого континента» Александр Занадворов приобрел ее последние четыре гипермаркета в Москве за 1 700 евро.

Банкротом был признан крупнейший российский книжный ритейлер «Топ-книга». Кредиторская задолженность компании перед банками и поставщиками превысила 2,3 млрд руб.

Новые проекты

В начале 2011 г. финская корпорация Kesko, развивающая в России DIY-сеть «К-Раута», объявила о намерении запустить в нашей стране продуктовую розницу. В декабре появилась информация, что финский ритейлер нашел руководителя этого направления бизнеса: строить гипермаркеты K-sitymarket в Москве и Петербурге будет Олег Буяльский, бывший член совета директоров «Ашан Россия» и операционный директор «Ленты».

В начале 2011 г. также стало известно о планах Apple открыть в России первый магазин Apple Store в заново отстроенной гостинице «Москва». Однако позже Apple передумала развивать в России собственную розницу. Эксперты предположили, что американцев смутила цена за аренду помещений.

X5 Retail Group, «Роснано» и «Ситроникс» в июле 2011г. зарегистрировали ООО «Магазин будущего» для разработки магазина на основе технологии радиочастотной идентификации.

На форуме Rusnanotech 2011 был представлен стенд проекта, главной особенностью которого стала маркировка товаров RFID-метками и оплата с помощью бесконтактной технологии NFC. Стенд посетил президент РФ Дмитрий Медведев.

Ритейлер пообещал запустить полноценный «Магазин будущего» в третьем квартале 2012 г. на базе магазина для сотрудников Х5 под названием «ПеПяКа» (сокращение по первым буквам названия сетей «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель»).

ГК «Связной» запустил новый формат, сочетающий онлайновые и оффлайновые формы торговли. Универмаги Enter помимо традиционной для компании электроники продают бытовую технику, мебель, ювелирные изделия, спортивные и детские товары, садовый инвентарь и др.

Сотовый ритейлер «Евросеть», напротив, отказался от формата «гипермаркет», который начал развивать в 2010 г., выяснив, что продажи техники сами по себе не слишком маржинальный бизнес. В дальнейшем компания планирует сделать ставку на формат супермаркетов.

Продуктовые ритейлеры «Продовольственная биржа» и Spar в 2011 г. впервые начали работать в формате «гипермаркет».

О планах развивать FMCG-ритейл заявила DIY-сеть «Метрика», однако подробности проекта пока держатся в секрете.

Х5 Retail Group, избавившаяся в начале 2011 г. от своего ИТ-бизнеса, объявила о планах в начале 2012 г. начать продажи через интернет товаров non-food. Заказы покупатели смогут получить в пунктах выдачи, которые оборудуют в гипермаркетах сети «Карусель».

Закупочные союзы

Еще одним трендом 2011 г. стали закупочные союзы. Так, летом Центросоюз Российской Федерации совместно c 21 региональным потребительским союзом учредили кооперативную «Межрегиональную торговую компанию» (МТК).Новая организация вошла в состав Федеральной торговой компании (ФТК), куда также вошли калининградский «Вестер», тюменский «Партнер-Маркет», омский «Геомарт», красноярские «Каравай» и «Командор» и новосибирский «Сибирский Гигант».

Пять продуктовых торговых сетей Свердловской области объявили об учреждении ЗАО «Союз Ритейл». В его состав вошли торговые сети «Елисей», «Звездный», «Элект», «А-продукт» (входит в ТС «Атлант») и «Бест-маркет». Члены союза планируют организовать совместные централизованные закупки и разработать собственную торговую марку.

Международный кооператив Spar приобрел в 2011 г. трех новых лицензиатов. Ими стали челябинский «Молл», петербургский «ТД Интерторг» и красноярский «Каравай»

ИД Retailer

Издательский дом Retailer в 2011 г. представил книги «ИТ в ритейле в карикатурах и кейсах» и «Недвижимость в ритейле в карикатурах и кейсах», выпустил свежие номера журнала Retailer Magazine и провел четыре конгресса: «Retailer congress 2011. Рекламные идеи», «Retailer congress 2011. Street retail», «INFOLINE RETAILER RUSSIA TOP 100», «Retailer congress. Торговая недвижимость».

Издательский дом Retailer поздравляет вас с Новым годом! В 2012 г. вас ждет немало интересного – новые темы и люди на Retailer congress; свежие материалы журнала Retailer Magazine; новости, обзоры, кейсы, интервью, тематические недели и многое другое на Retailer.RU. До встречи в 2012 году!

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments