ГК "Дикси", последние шесть лет делавшая ставку преимущественно на магазины "у дома" и супермаркеты, задумалась об усилении крупного формата. Как рассказал в интервью "Retailer magazine. Владельцам и топ-менеджерам" президент группы компаний Илья Якубсон, в 2015 г. ритейлер намерен уделять больше внимания развитию дивизиона "Мегамарт", который на данный момент насчитывает 34 магазина (22 в формате "компактный гипермаркет" и 12 магазинов "у дома" на территории Свердловской, Тюменской и Челябинской областей). Сколько именно будет открыто точек и в каких регионах, топ-менеджер не уточнил.

По итогам трех кварталов 2014 г. выручка дивизиона "Мегамарт" составила 4,05 млрд руб., или 7% от общей выручки ГК "Дикси".

По финансовым причинам

Первые магазины "Мегамарт" были запущены компанией "Юнилэнд — Екатеринбург" в 1996−1997 гг. Сначала они работали в формате cash&carry, но в 2002 г., после приобретения компании фондом Eagle Fund, начали позиционироваться как компактные гипермаркеты. В 2006 г. розничное направление "Юнилэнда", включающее сети "Мегамарт" и "Дикси", было выделено в отдельную структуру — ГК "Дикси". В 2008 г. ГК "Дикси" перешла под управление группы "Меркурий", которая приобрела 50,96% акций компании. К середине 2010 г. в составе дивизиона "Мегамарт" было 15 одноименных компактных гипермаркетов. За четыре следующих года было открыто еще семь магазинов.

По словам Ильи Якубсона, в последние годы "Дикси" практически не занималась развитием формата "гипермаркет" из-за более длинного срока окупаемости таких объектов. "Строительство гипермаркета с учетом оформления земельного участка занимает порядка полутора-двух лет. В основе же нашей стратегии — быстрый органический рост, образование мощного денежного потока. И то, и другое эффективнее других форматов обеспечивает магазин "у дома", — подчеркнул топ-менеджер.

Для сравнения, по данным сети "Магнит", срок окупаемости гипермаркета составляет 6−9 лет, тогда как магазина "у дома" — всего три года. При этом инвестиции в 1 кв. м общей площади для объекта в собственности составляют $1,1−2,8 тыс. для магазина "у дома" и $1,7−2,9 тыс. — для гипермаркета. Открытие объекта на арендуемой площади обойдется в $250−500 и $700−900 за 1 кв. м соответственно.

Сейчас, подчеркивает Илья Якубсон, ГК "Дикси" генерирует денежный поток, достаточный для удовлетворения потребностей и дивизиона "Дикси", и дивизиона "Мегамарт". Так, по итогам девяти месяцев 2014 г., чистый денежный поток от операционной деятельности составил 5,8 млрд руб., что на 60,1% больше, чем за аналогичный период 2013 г.

По мнению старшего аналитика "Райффайзенбанка" Натальи Колупаевой, еще одним фактором, заставившим ритейлера отложить на время активное развитие крупного формата, была покупка сети "Виктория" в 2011 г. "На момент сделки гипермаркеты "Дикси" генерировали менее 10% выручки и не являлись приоритетом развития, в то время как ритейлер занимался самым масштабным в своей истории проектом по интеграции, а также ребрендингом и корпоративными преобразованиями", — считает эксперт.

Играть по-крупному

Крупнейшей по количеству объектов сетью в крупном формате сегодня является "Магнит" (181 гипермаркет и 76 магазинов "Магнит Семейный"). На втором месте — "Лента", чья сеть насчитывает 91 гипермаркет. На третьем — "Ашан" с 84 магазинами, причем 55 из них — это классические гипермаркеты, 23 — гипермаркеты формата "Ашан Сити" и шесть гипермаркетов "Наша Радуга". В пятерку крупнейших сетей гипермаркетов также входят "Карусель" (81 объект) и "Метро Кэш энд Керри" (72 объекта).

Среди трех крупнейших публичных компаний, развивающих сети гипермаркетов, самым эффективным с точки зрения выручки с кв. м является компактный формат "Магнит Семейный" (торговая площадь — 1,1 тыс. кв. м) — 27,5 тыс. руб. в месяц. Самый высокий средний чек у "Ленты" — 1 091 руб. (при средней торговой площади объекта 6,3 тыс. кв. м). Самый широкий ассортимент — у "Карусели": до 25 тыс. SKU (при средней торговой площади 4,4 тыс. кв. м, см. таблицу).

Для сравнения, сеть "Мегамарт" насчитывает сегодня 22 компактных гипермаркета. Средняя площадь объекта — 2,4 тыс. кв. м. Ассортимент — 20,5 тыс. SKU. Средний чек по итогам девяти месяцев 2014 г. составил 642,2 руб., увеличившись на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.

В долгосрочной перспективе формат "гипермаркет" остается привлекательным, подчеркивает Наталья Колупаева, а вот в условиях ухудшения покупательной способности населения — более уязвимым из-за длительного периода окупаемости. "В этом смысле компактный гипермаркет, каким является "Мегамарт", имеет свои преимущества перед большими площадками. Впрочем, для освоения новых регионов и успешной конкуренции с другими игроками-лидерами сегмента сети может потребоваться обновление концепции", — отмечает эксперт.

Полную версию интервью с Ильей Якубсоном читайте в свежем номере "Retailer magazine. Владельцам и топ-менеджерам" (№4 за 2014 г.) — уже скоро в продаже!

Какие ритейлеры намерены продолжать экспансию даже на падающем рынке? И как добиться снижения арендных ставок? Об этом и многом другом узнают участники "RETAILER CONGRESS. ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ 2014", который пройдет 5 декабря в Москве.

Подробнее узнать о программе и зарегистрироваться можно на сайте.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments