Сегодня представители IT и бизнеса всерьез заговорили об "облачных" технологиях — инновационной модели предоставления IT-услуг, взаимодействия между их поставщиками и потребителями. Однако в ходе бурных дискуссий выяснилось, что далеко не все можно разместить в "облаке" и модель не является такой уж универсальной. В вопросы построения гибридных IT-моделей, совмещающих возможности "облачных" технологий с традиционными IT-инфраструктурами, погружался АНТОН САМОЙЛОВ.

По данным исследования, проведенного аналитической компанией Coleman & Parkes, современный активный корпоративный пользователь ежедневно использует от трех до семи устройств, подключенных к корпоративной сети. По сравнению с существовавшей годами практикой использования одного единственного ПК рост колоссальный. Кроме того, изменения затронули качество устройств и канала связи — совсем недавно корпоративные компьютер и скорость выхода в интернет всегда были лучше домашних. Сегодня многие пользователи имеют дома на порядок лучшую технику и выделенные каналы, мощности которых с лихвой хватит для полного удовлетворения нужд небольшого офиса. В итоге, приходя на работу, они все чаще испытывают разочарование — как от скорости доступа в интернет, так и от качества потребляемых через сеть корпоративных сервисов, которые тяжело поставить в один ряд с программными продуктами iPhone или Android, сегодня развивающимися не в пример быстрее. "Со времен Адама и Евы до 2005 года человечество создало 150 экзабайт цифрового контента. За последующие пять лет мы в восемь раз превысили весь этот объем. Налицо взрывной рост цифрового контента и мобильности как таковой. По оценкам Garthner, к 2013 году будет продан и загружен 21 млрд мобильных приложений. То есть на каждого человека, живущего на планете Земля, будет приходиться по несколько десятков. По другим оценкам, к 2020 году к сети Интернет будет подключено 2 трлн устройств. Это значит, по несколько сот устройств на каждого живущего на планете человека. К сети будет подключено практически все: холодильники, телевизоры, автомобили, даже, вероятно, одежда" — говорит Сергей Утинский руководитель технологического консалтинга НР в России.

Все это изменило десятилетиями существовавшие бизнес-модели. Например, сегодня авиакомпании больше не покупают двигатели самолетов поштучно — приобретаются единицы мощности этих двигателей. То есть оплата идет за реально используемую мощность и часы наработки — их, вероятно, не интересует даже модель двигателей, она может меняться производителем в пределах технической задачи. То есть появляются модели оплаты за потребление — pay-per-use — даже в далеких от IT-отраслях. Это глобальный тренд. А когда прослеживается непредсказуемая динамика спроса и предложения, старые модели ведения бизнеса, которые основаны на жестком планировании, перестают работать. Собственно, разницу между классическим IT и "облачной" моделью очень точно описывает аналогия с плановой и рыночной экономиками. Классическое IT: собираются бизнес-подразделения компании, говорят, сколько они могут за IT заплатить. Потом происходит некий торг между IT-руководством и бизнес-руководством компании на основе каких-то бизнес-обоснований. В конце концов утверждается IT-бюджет. Утверждается он на год, иногда пересматривается поквартально. Типичный госплан, годовое планирование. В капиталистическом мире IT работает по социалистическим законам. В принципе это неплохо. Плановая экономика показала себя как жизнеспособная в случае госзаказа. То есть мы хорошо строили самолеты и танки. Но когда стало нужно производить товары народного потребления с непредсказуемым спросом, плановая экономика расписалась в своей несостоятельности.

Здесь очень хорошо работает рыночная экономика, где планирование происходит на основе прогнозов потребления. Это аналог "облачного" предоставления услуг, где как такового бюджета IT фактически не формируется. У нас есть услуга, у нас есть потенциальные потребители. Если их больше, автоматически происходит пересчет и инвестирование в мощность IT, чтобы предоставить эту услугу. Потребителей меньше — деньги автоматически экономятся. Так работает любое рыночное предприятие, оно основано на спросе и предложении. К сожалению, без госзаказа в IT тоже не обойтись: некоторые жизненно важные узлы инфраструктуры слишком дорого или просто невозможно хранить в "облаке". Поэтому единой правильной модели в IT не существует. Говорит Сергей Утинский руководитель технологического консалтинга НР в России: "Если компания работает на рынке, который предсказуем, у них есть надежный прогноз на длительный период, то, возможно, модель планирования IT — традиционная модель — будет оправданной. Если заказчики компании непредсказуемы с точки зрения потребления бизнес-услуг, тогда, наверное, и IT, которое является средством производства для этой компании, также должно работать по каким-то другим, гибким моделям. Вот здесь и приходит "облако"".

Не существует единой модели предоставления IT-услуг, которая могла бы удовлетворить всех. В большинстве компаний так или иначе должны существовать гибридные модели предоставления IT-услуг. Основных моделей три: традиционное IT, private cloud и public cloud. Традиционное IT подойдет организации, которая занимается долгосрочным планированием, где нагрузка статична. Грубо говоря, количество сервисов, которое производит организация традиционного IT, зависит от количества денег, которые в нее вложат. Организация второго типа, private cloud, характеризуется тем, что у нее есть механизмы биллинга между IT и бизнес-подразделениями. То есть если в первом случае потребление регулируется тем бюджетом, который раз в год дается в организацию, то во втором случае потребление регулируется потребностями бизнеса. Они в принципе могут потребить больше, заплатив больше. Но тут есть одно маленькое "но": это все хорошо, когда организация растет. Растет потребление — растут расходы — появляется больше IT-ресурсов — производится больше IT-услуг. Но представьте себе кризис — потребляется больше IT-услуг а доходы падают, что делать со всем оборудованием, что уже куплено? Проблема в том, что с ним сделать ничего нельзя. Соответственно, эта модель страдает тем, что не всегда возможно гибко сократить производство IT-услуг, не всегда возможно гибко сократить затраты на их производство. Третий тип организации — public cloud. Представьте, что у вас есть организация, в которой сервисы потребляются в частном "облаке", но при этом наши бизнес-пользователи смотрят вокруг на свободный рынок и сравнивают сервисы, которые предоставляются внутри, с сервисами, доступными на локальном рынке. Они могут их не покупать, но они говорят: "Господа, если в Google мы имеем почтовый ящик, в котором гигабайт дискового пространства, а вы нам почему-то даете 100 МБ, да еще за большие деньги, то вы неконкурентоспособны". То есть можно даже ничего не потреблять в этой модели в публичном "облаке", но использовать публичное "облако" как элемент маркетинга. Таким образом, конкуренция между внутренним "облаком" и внешним "облаком" является основным движущим фактором кардинального снижения затрат на предоставление услуг. В организациях первого типа основным является IT-бюджет, в организациях второго типа — некий сервис, который покупают бизнесы, в организациях третьего типа даже сервис не важен — важна бизнес-выгода, которая от этих услуг образуется. Важно правильно строить организацию с точки зрения гибридных моделей.

Облачные деньги
На структуру потребления инновационных ИТ-сервисов и технологий, к которым относятся и облачные, влияют многие факторы — уровень развития инфраструктуры, налоговый климат, заинтересованность государства в развитии высокотехнологичных отраслей. Россия на фоне других стран пока выглядит неуверенно.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments